Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:03, контрольная работа
Описание работы
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. В работе рассмотрены все основные теоретические данные по безработице; причины ее появления, сущность, понятия, способы регулирования.
Содержание
Введение
1. Безработица и ее сущность
1.1 Определение безработицы
1.2 Причины безработицы, ее виды
2. Экономические издержки безработицы
3. Государственное регулирование рынка труда
3.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда
Основными
направлениями деятельности
бирж труда являются: 1)
регистрация безработных; 2)
регистрация вакантных
мест; 3) трудоустройство
безработных и
других лиц, желающих
получить работу; 4) изучение
конъюнктуры рынка труда
и предоставление информации
о ней; 5) тестирование
лиц, желающих получить
работу; 6) профессиональная
ориентация и профессиональная
переподготовка безработных; 7)
выплата пособий.
Следует
подчеркнуть, что в современных
условиях в развитых
странах большинство
граждан трудоустраиваются
не через биржи труда,
а обращаясь непосредственно
в кадровые службы предприятий
и организаций или с
помощью частных посреднических
агентств.
Более
активная деятельность
в России такого рода
частных фирм наряду
с деятельностью государственных
бирж труда имела бы
важное значение для
эффективного функционирования
рынка рабочей силы.
Пока такие фирмы обслуживают
в основном относительно
узкий рынок дефицитных
специальностей. Вместе
с тем роль бирж труда
в оказании помощи безработным (выплата
пособий, трудоустройство,
переквалификация) во
многих странах весьма
заметна. В США, например,
такая помощь оказывается
ежегодно в среднем 6--8
млн безработных. В России
в 1997 г. в органы государственной
службы занятости за
содействием в трудоустройстве
обратились 4,6 млн человек.
Из них получили работу 2,4
млн (более 52%).
Законодательство
большинства стран
содержит основные условия
получения пособия
по безработице. Так,
в США максимальный
срок его получения
составляет 26 нед (в
некоторых случаях он
может быть продлен
еще на 13 нед), средненедельное
пособие по стране (при
довольно больших различиях
по отдельным штатам)
в 1998 г. равнялось 200
долларов.
3.5.
Регулирование рынка
труда в России
Законодательное
регулирование занятости
и безработицы
Экономические и
социальные последствия
безработицы. С. Е. Елкин.
Экономический вестник.
М. 1997. С. 65
в
России осуществляется
в соответствии с
Законом РФ «О занятости
населения в Российской
Федерации» от 19 апреля 1991
г., а также Положением
о порядке регистрации
безработных граждан
и условий выплаты пособий
по безработице, принятым
Правительством РФ 17
ноября 1992 г.
В
соответствии с российским
законодательством
центр занятости,
где зарегистрирован
безработный, обязан
в течение 10 дней со
дня обращения по возможности
предложить ему два
варианта подходящей
работы, а впервые ищущему
работу, не имеющему
профессии -- два варианта
получения профессиональной
подготовки или оплачиваемой
работы в пределах транспортной
доступности.
В
случае невозможности
предоставления указанным
гражданам подходящей
работы из-за отсутствия
необходимой профессиональной
квалификации им может
быть предложено пройти
профессиональную подготовку
или повысить квалификацию
по направлению службы
занятости. Кроме того,
гражданам, ищущим работу,
может быть предложено
участие в общественных
работах на добровольной
основе.
Решение
о признании граждан
безработными принимается
центром занятости
не позже 11 календарных
дней со дня предъявления
всех необходимых документов.
При этом безработными
не признаются те, кто
отказался от двух предложенных
вариантов работы, а
также впервые ищущие
работу, оказавшиеся
от двух вариантов профессиональной
подготовки. Решение
о назначении пособия
по безработице принимается
центром занятости одновременно
с решением о признании
гражданина безработным.
Размеры пособий по
безработице дифференцируются
в зависимости от категорий
граждан, признанных
в установленном порядке
безработными:
-
уволенным с предприятий
по любым поводам, имевшим
до увольнения оплачиваемую
работу не менее 12 календарных
недель на условиях
полного рабочего дня
пособие выплачивается
в течение первых трех
месяцев в размере 75%
среднего заработка
за последние два месяца
работы, в течение следующих
четырех месяцев -- 60%,
в дальнейшем -- 45%, но
во всех случаях не ниже
минимального размера
заработной платы, установленного
законодательством
РФ, и не выше средней
заработной платы в
данной республике,
крае или области;
-
уволенным с предприятий
на любых основаниях,
но не имевшим за последний
год 12 недель оплачиваемой
работы пособие выплачивается
в размере минимальной
заработной платы;
-
гражданам, ищущим
работу впервые,
а также стремящимся
возобновить трудовую
деятельность после
длительного (более
одного года) перерыва,
пособие по безработице
выплачивается только
в размере установленной
законодательством
минимальной заработной
платы.
Продолжительность
периода выплаты
пособия по безработице
не может превышать
двенадцати календарных
месяцев в суммарном
исчислении. Выплата
пособия прекращается
в случаях трудоустройства
безработного, прохождения
профессиональной подготовки,
повышения квалификации
или переподготовки
с выплатой стипендии,
назначения ему пенсии.
Государственное
регулирование проблем
занятости и безработицы
в Российской Федерации
осуществляет Министерство
труда и социального
развития России, а также
его органы на местах --
центры и службы занятости (биржи
труда). Это же ведомство
разрабатывает и реализует
общую государственную
политику в области
труда, развития трудовых
отношений на основе
социального партнерства,
предотвращения и разрешения
трудовых конфликтов,
охраны труда, подготовки
и переподготовки кадров.
Большинство
экономистов полагают
Липсиц И. В. Экономика.
Москва, 1997. С. 186, что
проблема безработицы
и других диспропорций
на рынке труда может
быть смягчена только
с помощью комбинации
различных средств:
стимулирования экономического
роста, сокращения рабочей
недели, создания эффективной
системы переподготовки
кадров.
Заключение
Итак,
в этой работе мы
рассмотрели понятие
и сущность безработицы,
ее виды, издержки безработицы
и государственное
регулирование рынка
труда. И в качестве
заключения, хотелось
еще раз подчеркнуть
пути решения проблем
безработицы:
Перераспределение
имеющегося спроса на
труд путем стимулирования
перехода предприятий
на неполный рабочий
день, неполную рабочую
неделю и т.п. Такие предприятия
должны получить налоговые
льготы, чтобы компенсировать
затраты на прием новых
работников.
Бюджетное
субсидирование дополнительной (по
отношению к фактическому
уровню) рабочей силы
на действующих предприятиях.
Оно может иметь вид
кредитования госу-дарством
зарплаты дополнительно
нанятых рабочих.
Снижение
фактического предложения
рабочей силы, за
счет снижения установленного
законом пенсионного
возраста. Такой же эффект
может обусловить развитие
служб пере-подготовки
кадров и повышения
квалификации. Предоставление
рабочих мест, не ориентированных
на получение прибыли,
а связанных с работой
в интересах общества,
например: работа в области
охраны окружающей среды
и т.д. Переход к созданию
системы социального
партнерства, в том числе
создание механизма
выработки трехсторонних
соглашений (работодатели -
профсоюзы - государство)
с целью ограничить
рост заработной платы.
С работодателей следует
взимать налог на средства,
дополнительно потраченные
на заработную плату,
и направлять его на
субсиди-рование занятости.
Таким
образом, можно сделать
вывод, что проблемы
безработицы не решаются
в один шаг, а носят
характер многосторонних
программ, которые и
необходимо реализовывать
для предотвращения
и понижения уровня
безработицы в России.
Список
использованных источников:
1.
Гендлер Г., Гильдингерш
М. Социальные
последствия безработицы.
Человек и труд. 1996.
2.
Е. Ф. Борисов.
Экономическая теория.
Курс лекций для студентов
высших учебных заведений.
Москва, 1996.
3.
Казаков А. П. ,
Минаева Н. В.
Экономика. Курс
лекций. Москва, 1998.
4.
Курс экономической
теории. Под ред.
Чепурина. Киров, 1996.
5.
Липсиц И. В.
Экономика. Москва, 1997.
6.
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ, В.М. Козырев,
М.: Изд. «Финансы и статистика», 1998
7.
Экономика. ECONOMICS. С.
Фишер, Р. Дорнбуш,
Р. Шмалензи. М., 1993.
8.
Экономикс. Кэмпбелл
Р. Макконелл, Стэнли
Л. Брю. Принципы,
проблемы и политика.
Спб. 1993.
9.
Экономические и социальные
последствия безработицы.
С. Е. Елкин. Экономический
вестник. М. 1997.