Безработица. Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование безработицы и направлений регулирования рынка труда.
В рамках поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы безработицы;
- выявить основные причины безработицы;
- проанализировать состояние безработицы в Российской Федерации;
- предложение конкретных мероприятий по содействию занятости
населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные теоретические положения безработицы. 5
1.1 Сущность безработицы. 5
1.2 Безработица: формы, причины, последствия 6
1.2.1 Причины безработицы 6
1.2.2 Формы безработицы 8
1.2.3 Последствия безработицы 11
1.3 Закон Оукена. 13
Глава 2. Показатели уровня безработицы в РФ 15
2.1 Показатели занятости и безработицы населения за 2008 г. 15
2.2 Прогноз уровня безработицы к 2020 г. 18
Глава 3. Регулирование рынка труда. Методы борьбы с безработицей. 20
3.1 Государственное регулирование рынка труда 20
3.2 Общиемерыпоборьбесбезработицей 26
Заключение 33
список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

безработица. государственное регулирование рынка труда.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Причина этого — в диспропорции высвобождения кадровых ресурсов. Как  отмечают представители рекрутинговых  агентств, на предприятиях в первую очередь сокращают низкоквалифицированных и необученных сотрудников, а  также работников «непроизводящих» и «обслуживающих» подразделений — юристов, бухгалтеров, маркетологов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, сотрудников службы безопасности, клининговых подразделений и т.п. Сокращению подвергается и управленческий аппарат. Часто сокращение собственных подразделений сопровождается переводом их функций на аутсорсинг, передачу их специализированным компаниям с существенным сокращением расходов.

В то же время специалисты основных производящих специальностей (например,высококвалифицированныерабочиеиинженерына производствах) по-прежнему остаются в дефиците. Сотрудников этих специальностей на предприятиях стараются сокращать или переводить на неполный рабочий день в последнюю очередь, так как спрос на них на рынке труда остается стабильно высоким.

 

2.2 Прогноз уровня безработицы  к 2020 г.

Согласно официальным прогнозам, в период с 2009 – 2020 г.г. страна будет  терять более 1 млн. жителей трудоспособного возраста в год (в соответствии с рисунком 1).

К 2020 году общая численность населения России  сократится до 139 млн. человек, численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 77,5 млн. человек, а накопленный дефицит кадровых ресурсов превысит 14 млн. человек. Даже при привлечении к трудовой деятельности всех безработных, дефицит будет закрыт лишь на 15%.

На практике стопроцентное вовлечение безработных невозможно, так как их качественный состав не позволяет задействовать их на новых производствах, а зачастую сами безработные не готовы трудиться на условиях, предлагаемых работодателем.

Рисунок 1 – Прогнозируемый прирост дефицита трудовых ресурсов в России (тысяч человек)

 

Выявленный дефицит грозит стать самым серьезнымпрепятствиемна путиреализациизапланированных инвестиционных проектов в России.

По прогнозам специалистов в ходе реализации крупных инвестиционных проектов к 2020 году должно быть создано 7 миллионов новых рабочих мест.

Сейчас основной объем  рабочих мест приходится на лесопромышленный

комплекс(37%),чернуюметаллургию(23%)ихимическую промышленность (11%).Начинаяс 2009 года,лидеромсредипрочих отраслейстанетчернаяметаллургия,гдек 2020 годубудетсоздано 745,8 тысячи рабочих мест (23% общего объема). Второе место после черной металлургиизайметмашиностроение(15%),третье —химическая промышленность (13%) (в соответствии с рисунком 2).

Рисунок 2 – Структура потенциальных рабочих мест, создаваемых в РФ к 2020 году (по отраслям экономики)10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Регулирование  рынка труда. Методы борьбы с безработицей

3.1 Государственное регулирование рынка труда

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого постоянно совершенствуется применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

До последнего времени  под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Необходимо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

В настоящее время  появились новые противоречия, такие  как противоречия, между достигнутым  уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования  рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовыхресурсов,ихпропорции,повышениеквалификацииипроизводительное потребление.

Государственное регулирование  рынка труда должно развиваться  как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются  занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие  носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.11

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Политика на рынке  труда в ближайшем периоде  направлена на:

1. обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

2. переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

3. достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

4. предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

5. создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

6. развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

7. рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

1. преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

2. экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

3. оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

4. разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

5. развитие гибких форм занятости;

6. последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

7. дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

8. улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

9. проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

10. развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.12

 

3.2 Общиемерыпоборьбесбезработицей                                             

Полностью искоренить безработицу  невозможно, но необходимо свести ее к  минимуму. Методы  борьбы  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

Общие меры по сокращению уровня безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на др. специальности и т.д.);

2. Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие  малого бизнеса (товарищества, кооперативы,  фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

При разработке федеральной  и региональной программой обеспечения  занятости населения необходимо учитывать определенную специфику  России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить  безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. Речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уходит 2.5% валового национального продукта.

Информация о работе Безработица. Государственное регулирование рынка труда