Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Угрозы экономической безопасности  явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Работа содержит 1 файл

ЭП.docx

— 73.17 Кб (Скачать)

    Они обеспечивают трансферт передовых  технологий, современных методов  менеджмента и маркетинга, способствуют интеграции российских предприятий  и мировую экономику благодаря  прямым контактам и научно-техническому сотрудничеству.

    Имеет значение и то обстоятельство, что  частные иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, а  объективно способствуют аккумуляции  средств для его погашения. Известно, что в мировом хозяйстве обращаются гигантские капиталы, и именно глобализация мировых экономических процессов обеспечивает рост мировой экономики.

    Почти все страны мира в той или иной форме привлекают иностранные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала необходимо создавать благоприятный  инвестиционный климат, т.е. систему  ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат определяется, прежде всего, общим экономическим, социальным и политическим положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально-экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально-экономические аспекты – это стоимость рабочей силы, ее квалификация, трудовое законодательство, экологические нормативы и т.д. Исключительно важны законодательная база, ее определенность и последовательность, гарантии и льготы для инвесторов, политическая стабильность и последовательность в экономической политике.

    В настоящее время инвестиционный климат в России не является благоприятным  для иностранного (как и для  отечественного) капитала. Инвестиционные риски слишком велики, и иностранный  инвестор, особенно серьезный, проявляет  большую осторожность. В мировом  инвестиционном рейтинге Россия занимает место примерно в середине списка 178 государств.

    С другой стороны, Россия имеет много  привлекательных моментов для иностранного капитала. Это, в первую очередь, высокий  научно-производственный потенциал, особенно в оборонных отраслях, высокая  квалификация и образовательный  уровень работников при невысокой  оплате труда, крупные разнообразные  природные ресурсы – минеральные, земельные, водные, лесные, а также  большая емкость внутреннего  рынка[7].

    Поэтому приток иностранного капитала в Россию невелик и не сопоставим с поступлением инвестиций из-за рубежа в страны Центральной  Европы и тем более в Китай. В 1997 г. по официальной оценке общий  объем иностранных инвестиций в  России составил около 20 млрд. долл., но только 9 млрд. долл. непосредственно  вложено в производство (прямые инвестиции).

    Деятельность  иностранных инвесторов в России, в том числе и организация  предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом федеральных  законов, указами Президента и постановлениями  Правительства РФ. Главный из законодательных актов – закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.

    Иностранными  инвестициями являются все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты  предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода)[1].

    Иностранные инвестиции могут вкладываться в  любые объекты, не запрещенные действующим  законодательством. Они могут включать в себя вновь создаваемые и  модернизируемые основные фонды  и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, если они не зарезервированы исключительно  для государственных предприятий1, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги иностранные инвесторы могут приобретать как за иностранную валюту, так на заработанные в стране рубли, реинвестируя их.

    Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия  в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке  государственных ценных бумаг.

    Ограничения имеются также в отношении  земли и природных ресурсов.

    В России зарегистрировано более 20 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), и их число возрастает. Однако нужно помнить, что из числа зарегистрированных фирм и компаний действовали примерно две трети, и подавляющее их большинство  – мелкие. За исключением немногих крупных иностранных компаний, действующих  в сфере нефтяной, газовой, пищевой, автомобильной промышленности, общественного  питания и связи, в России пытаются работать рисковые фирмы с небольшими возможностями и малоизвестные  на родине. Но мелкие и средние фирмы  как бы прокладывают дорогу крупному капиталу, способствуя созданию рыночной инфраструктуры и испытывая на себе экономико-правовой механизм[5].

    По  количеству ПИИ основная часть (37%) приходится на торговлю и общественное питание  и 30% – на промышленность. Далее следуют  строительство и сфера услуг, прежде всего наука и научное  обслуживание. В структуре произведенной  продукции преобладает промышленность (40%), далее следуют торговля и  общественное питание (23%), строительство, наука и научное обслуживание.

    Большинство налогов и обязательных платежей ПИИ уплачивают практически в  том же порядке, что и другие российские предприятия, хотя имеют некоторые  льготы.

    Соглашения  о разделе продукции

    Особой  формой привлечения иностранного капитала выступают соглашения о разделе  продукции. Это практика, которая  широко применяется в различных  странах, где иностранные инвесторы  участвуют в разработке месторождений  полезных ископаемых.

    Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. будет способствовать созданию в России более благоприятного инвестиционного капитала в области недропользования, поскольку он гарантирует частному капиталу – как отечественному, так и иностранному – налоговую стабильность. Соглашения касаются поисков, разведки и добычи минерального сырья на предоставленных в пользование участках недр[3].

    Схема действия соглашения о разделе продукции  следующая. Предприятия добывающей промышленности получают возможность, заключив соглашение с государством, рассчитаться с ним долей произведенной  продукции, вместо уплаты многочисленных налогов и других платежей. При  этом сохраняется необходимость  получения лицензии на право пользования  недрами в соответствии с законом  «О недрах». Взимается также налог  на прибыль. Каждое соглашение индивидуально  определяет долю государства (Федерации  и субъекта Федерации) в зависимости  от местных условий. Доля, полученная инвестором, может быть реализована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Соглашение о разделе продукции реализуется на основе гражданско-правового регулирования, споры между государственными органами и частными инвесторами разрешаются в арбитражных судах, в том числе и международных.

    Свободные экономические зоны в экономике  России

    Свободные экономические зоны (СЭЗ), или зоны свободного предпринимательства в  мировой практике, – это специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых  поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской  деятельности, развитие экспортного  капитала.

    Мировая практика показывает, что при определенных условиях СЭЗ ускоряют включение  национальной экономики в мирохозяйственные  связи, стимулируют экономическое  развитие страны в целом, выступают  как полюсы экономического роста. СЭЗ  могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических  связей и региональной политики[2].

    С функциональной точки зрения СЭЗ  можно подразделить на внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских  услуг и экспортным производством; технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий; комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники), оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.

    На  территориях СЭЗ может применяться  режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны. Участникам зон экспортного  производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые  могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров. В любом случае СЭЗ требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры[5].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Индикаторы и критерии  технико-технологической  составляющей экономической  безопасности предприятия

    В виду важности технико–технологической составляющей (ТТС), обеспечение ее является приоритетной задачей для промышленного предприятия. Определить направления вложения средств в эту сферу, объемы капвложений и распределение их во времени возможно при наличии научно–обоснованных индикаторов ТТС экономической безопасности предприятия (ЭБП)[7].

    В настоящее время, в виду того, что  еще не сложилась единая теоретическая  концепция ЭБП, существует множество  индикаторов, каждый из которых предоставляет  определенные возможности в оценке, однако не обладает всецелой информативностью.

    Индикаторы  технико–технологической безопасности (ТТБ) можно распределить по следующим направлениям:

  • реновация и воспроизводство основных производственных фондов (ОПФ);
  • эффективность использования ОПФ;
  • степень износа ОПФ;
  • интенсивность обновления технологии;
  • научно–производственная новизна используемой техники и технологии;
  • конкурентоспособность выпускаемой продукции.

    Принимая  во внимание приведенные направления   индикаторов, характеризующие элементы производственной сферы, систему показателей  ТТБ можно представить следующим  перечнем:

  • ввод в действие ОПФ;
  • темп обновления ОПФ (реновации);
  • динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения);
  • реальный уровень загрузки производственных мощностей;
  • стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени);
  • загрузка специализированного оборудования;
  • возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования;
  • степень износа ОПФ;
  • доля НИОКР в общем объеме работ;
  • доля НИР в общем объеме НИОКР;
  • доступ к НОУ–ХАУ;
  • количество продаваемых и покупаемых предприятием лицензий;
  • количество имеющихся в распоряжении предприятия патентов;
  • соотношение получаемых и уплачиваемых предприятием лицензионных выплат;
  • процент выпускаемой продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам или превосходящей их;
  • аналогичный показатель соответствия мировым аналогам по  используемым на предприятии видам технологического оборудования;
  • процент выпускаемой продукции предприятия, защищенной патентами, принадлежащими данному предприятию;
  • удельный вес технологического оборудования предприятия, разработанного на предприятии и защищенного патентами предприятия;
  • удельный вес оборудования, приобретенного на основе лицензионных договоров;
  • средняя заработная плата научного сотрудника за месяц;
  • оценка конкурентоспособности продукции[6].

Информация о работе Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия