Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:12, контрольная работа
Угрозы экономической безопасности явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
Они
обеспечивают трансферт передовых
технологий, современных методов
менеджмента и маркетинга, способствуют
интеграции российских предприятий
и мировую экономику благодаря
прямым контактам и научно-
Имеет значение и то обстоятельство, что частные иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, а объективно способствуют аккумуляции средств для его погашения. Известно, что в мировом хозяйстве обращаются гигантские капиталы, и именно глобализация мировых экономических процессов обеспечивает рост мировой экономики.
Почти все страны мира в той или иной форме привлекают иностранные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, т.е. систему ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных инвесторов. Инвестиционный климат определяется, прежде всего, общим экономическим, социальным и политическим положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально-экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально-экономические аспекты – это стоимость рабочей силы, ее квалификация, трудовое законодательство, экологические нормативы и т.д. Исключительно важны законодательная база, ее определенность и последовательность, гарантии и льготы для инвесторов, политическая стабильность и последовательность в экономической политике.
В настоящее время инвестиционный климат в России не является благоприятным для иностранного (как и для отечественного) капитала. Инвестиционные риски слишком велики, и иностранный инвестор, особенно серьезный, проявляет большую осторожность. В мировом инвестиционном рейтинге Россия занимает место примерно в середине списка 178 государств.
С
другой стороны, Россия имеет много
привлекательных моментов для иностранного
капитала. Это, в первую очередь, высокий
научно-производственный потенциал, особенно
в оборонных отраслях, высокая
квалификация и образовательный
уровень работников при невысокой
оплате труда, крупные разнообразные
природные ресурсы –
Поэтому приток иностранного капитала в Россию невелик и не сопоставим с поступлением инвестиций из-за рубежа в страны Центральной Европы и тем более в Китай. В 1997 г. по официальной оценке общий объем иностранных инвестиций в России составил около 20 млрд. долл., но только 9 млрд. долл. непосредственно вложено в производство (прямые инвестиции).
Деятельность иностранных инвесторов в России, в том числе и организация предприятий с иностранными инвестициями, регулируется рядом федеральных законов, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Главный из законодательных актов – закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли (дохода)[1].
Иностранные
инвестиции могут вкладываться в
любые объекты, не запрещенные действующим
законодательством. Они могут включать
в себя вновь создаваемые и
модернизируемые основные фонды
и оборотные средства во всех отраслях
и сферах народного хозяйства, если
они не зарезервированы исключительно
для государственных
Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке государственных ценных бумаг.
Ограничения имеются также в отношении земли и природных ресурсов.
В России зарегистрировано более 20 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), и их число возрастает. Однако нужно помнить, что из числа зарегистрированных фирм и компаний действовали примерно две трети, и подавляющее их большинство – мелкие. За исключением немногих крупных иностранных компаний, действующих в сфере нефтяной, газовой, пищевой, автомобильной промышленности, общественного питания и связи, в России пытаются работать рисковые фирмы с небольшими возможностями и малоизвестные на родине. Но мелкие и средние фирмы как бы прокладывают дорогу крупному капиталу, способствуя созданию рыночной инфраструктуры и испытывая на себе экономико-правовой механизм[5].
По
количеству ПИИ основная часть (37%) приходится
на торговлю и общественное питание
и 30% – на промышленность. Далее следуют
строительство и сфера услуг,
прежде всего наука и научное
обслуживание. В структуре произведенной
продукции преобладает
Большинство налогов и обязательных платежей ПИИ уплачивают практически в том же порядке, что и другие российские предприятия, хотя имеют некоторые льготы.
Соглашения о разделе продукции
Особой формой привлечения иностранного капитала выступают соглашения о разделе продукции. Это практика, которая широко применяется в различных странах, где иностранные инвесторы участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. будет способствовать созданию в России более благоприятного инвестиционного капитала в области недропользования, поскольку он гарантирует частному капиталу – как отечественному, так и иностранному – налоговую стабильность. Соглашения касаются поисков, разведки и добычи минерального сырья на предоставленных в пользование участках недр[3].
Схема действия соглашения о разделе продукции следующая. Предприятия добывающей промышленности получают возможность, заключив соглашение с государством, рассчитаться с ним долей произведенной продукции, вместо уплаты многочисленных налогов и других платежей. При этом сохраняется необходимость получения лицензии на право пользования недрами в соответствии с законом «О недрах». Взимается также налог на прибыль. Каждое соглашение индивидуально определяет долю государства (Федерации и субъекта Федерации) в зависимости от местных условий. Доля, полученная инвестором, может быть реализована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Соглашение о разделе продукции реализуется на основе гражданско-правового регулирования, споры между государственными органами и частными инвесторами разрешаются в арбитражных судах, в том числе и международных.
Свободные экономические зоны в экономике России
Свободные
экономические зоны (СЭЗ), или зоны
свободного предпринимательства в
мировой практике, – это специально
выделенные территории с льготным таможенным,
налоговым, валютным режимами, в которых
поощряется приток иностранного капитала
в промышленность и услуги, совместные
с иностранным капиталом
Мировая
практика показывает, что при определенных
условиях СЭЗ ускоряют включение
национальной экономики в мирохозяйственные
связи, стимулируют экономическое
развитие страны в целом, выступают
как полюсы экономического роста. СЭЗ
могут служить в качестве инструментов
государственного регулирования
С
функциональной точки зрения СЭЗ
можно подразделить на внешнеторговые,
где беспошлинная торговля сочетается
с развитием транспортных и складских
услуг и экспортным производством;
технологические парки и
На
территориях СЭЗ может
2. Индикаторы и критерии технико-технологической составляющей экономической безопасности предприятия
В виду важности технико–технологической составляющей (ТТС), обеспечение ее является приоритетной задачей для промышленного предприятия. Определить направления вложения средств в эту сферу, объемы капвложений и распределение их во времени возможно при наличии научно–обоснованных индикаторов ТТС экономической безопасности предприятия (ЭБП)[7].
В настоящее время, в виду того, что еще не сложилась единая теоретическая концепция ЭБП, существует множество индикаторов, каждый из которых предоставляет определенные возможности в оценке, однако не обладает всецелой информативностью.
Индикаторы технико–технологической безопасности (ТТБ) можно распределить по следующим направлениям:
Принимая
во внимание приведенные направления
индикаторов, характеризующие элементы
производственной сферы, систему показателей
ТТБ можно представить
Информация о работе Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия