Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Угрозы экономической безопасности  явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Работа содержит 1 файл

ЭП.docx

— 73.17 Кб (Скачать)

Введение

    Экономическая безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. Составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Объектом экономической безопасности выступает как экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность.

    Угрозы  экономической безопасности - явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

    Показатели  экономической безопасности - это наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

    Меры  обеспечения экономической безопасности - совокупность способов, осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности. 
 
 
 

    1. Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия

    1.1. Внешнеэкономическая  деятельность: понятие  и формы

    Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой  совокупность методов и средств  торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и  кредитных отношений с зарубежными  странами. Важнейшей частью ВЭД выступает  внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией  и результатами интеллектуальной деятельности[7].

    Предприятие-участник ВЭД – это самостоятельное  юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

    Субъектами  внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации  и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные  объединения, поддерживать прямые международные  контакты, заключать соответствующие  соглашения[5].

    При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие  аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД  концептуально определены в Федеральном  законе «О государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование  ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

    В России государственная внешнеторговая политика разрабатывается под руководством Президента Правительством РФ, а федеральные  органы власти, непосредственно отвечающие за ее реализацию, – это Министерство промышленности и торговли РФ и Государственный  таможенный комитет (ГТК).

Формы внешнеэкономической  деятельности предприятия

    Во  внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

    Экспорт – это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без  обязательства по обратному их ввозу  и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

    Импорт  – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

    Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного  товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

    Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно – увязанные  экспортно-импортные операции, где  экспортер обязуется принять  в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить  бартерное сотрудничество на основе товарообмена[1].

    Направления внешнеэкономической деятельности

    На  современном этапе экономического развития можно выделить два направления  внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство  и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

    Правовые  вопросы совместного предпринимательства  определяются нормами торгового  и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие.

    Заключение  и реализация договора на внешнем  рынке подчиняется правовому  регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД  и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту ее заключения[3].

    Внешнеторговый  контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или  более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности  сторон за выполнение обязательств, поэтому  от правильности его составления  зависит конечный результат сделки.

    Контракт  должен включать в себя следующие  разделы;

  • общие положения;
  • предмет контракта;
  • цена и стоимость контракта;
  • сроки поставки товара;
  • условия платежа;
  • упаковка и маркировка груза;
  • порядок подачи претензий;
  • санкции и штрафы;
  • форс-мажор и разрешение споров[5].

    С целью единообразия в международной  практике введен и действует выпущенный Международной торговой палатой  сборник толкований международных  торговых терминов «Инкотермс». Во избежание недоразумений между контрагентами в контрактах делается акцент на применение условий «Инкотермс» или, наоборот, оговорка об использовании специальных терминов. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.

    Знание  и применение Конвенции позволяет  использовать унифицированный правовой режим для контроля за договорами купли-продажи во внешнеэкономической деятельности предприятия. Это важно, так как различные иностранные партнеры несут с собой национальные особенности в решении одних и тех же вопросов, в ряде случаев является проблематичным определение государства, правом которого регулируются отношения по конкретному договору. Поэтому при неурегулированности каких-либо позиций в договорах применяется конвенция, независимо от того, есть на нее ссылка или нет. Критерием применения Конвенции при исполнении международных контрактов служит нахождение коммерческих предприятий – сторон договора в разных государствах, при этом эти государства должны быть участниками Конвенции[1].

    Способы реализации экспортно-импортных операций

    В настоящее время предприятие  может осуществлять экспортно-импортные  операции самостоятельно посредством  реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников  – другие предприятия, предоставляющие  свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических  возможностей и потребностей предприятия.

    Реализуя  свои цели во внешнеэкономической деятельности через другие предприятия, предприятие-экспортер (импортер) использует договоры поручения, договоры комиссии, договоры поставки. При заключении договора комиссии, при заключении контрактов с иностранными контрагентами выступает предприятие-комиссионер  от имени предприятия-производителя (комитента) экспортируемого (импортируемого) товара. Помимо подписания договора комиссионер  берет на себя обязательства реализовать  этот договор при определенных условиях, в частности, как правило, за счет комитента. В результате предприятие-комиссионер  получает комиссионное вознаграждение в размере оговоренного процента от общей стоимости контракта  по обоюдной договоренности сторон[6].

    Если  речь идет о договорах поручениях, то предприятие-экспортер (импортер) поручает от своего имени заключить контракты другому предприятию за определенное вознаграждение.

    Разнообразие  видов и форм внешнеэкономической  деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних  связей государства в целом. Это  позволит решить такие задачи, как  увеличение валютных ресурсов и объемов  торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение нынешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение  капитала и технологий в страну. 
 
 
 

    1.2. Особенности экспортной политики предприятия

    Осуществляя экспортную деятельность, предприятие  должно иметь четкие представления  о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов, иными словами, оно должно разрабатывать определенную экспортную политику.

    Экспортная  политика предприятия предполагает разработку стратегии и принципов  деятельности предприятия на внешнем  рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен  уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания[2].

    Важнейшей составляющей экспортной политики предприятия  является формирование и управление экспортным ассортиментом товара. Основная задача заключается в том, чтобы  экспортер своевременно предлагал  определенную совокупность товаров, которые  соответствуют профилю его производственной деятельности и наиболее полно удовлетворяют  требованиям определенных категорий  зарубежных покупателей.

    Формирование  такого ассортимента – это проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между старыми и новыми товарами, товарами единичного и серийного производства, наукоемкими обычными товарами, товарами или лицензиями, ноу-хау.

    Исходя  из международной практики, целесообразно  выпускать не одно какое-либо изделие, а их параметрический ряд, например, набор насосов одного типа, но отличающихся производительностью. Чем шире параметрические  ряды и ассортиментный набор, тем  вероятнее нахождение покупателем  своего товара. Это в свою очередь  укрепляет позиции предприятия  на внешнем рынке[1].

    Предприятия-экспортеры сталкиваются на внешнем рынке с  международной конкуренцией.

    Можно выделить следующие виды конкурентной борьбы:

  • функциональная конкуренция связана с тем, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами; поэтому все товары, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей, являются функциональными конкурентами;
  • видовая конкуренция – следствие того, что товары, предназначенные для удовлетворения конкретной потребности, могут отличаться существенными параметрами;
  • предметная конкуренция – результат того, что идентичные товары могут отличаться лишь качественными характеристиками;
  • ценовая конкуренция предполагает, что однородные товары предлагаются по разнообразным ценам. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемую или имеющуюся в продаже продукцию;
  • неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, надежность, меньшую цену и более современный дизайн.

Информация о работе Безопасность внешнеэкономической деятельности предприятия