Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа
Целью моей курсовой является рассмотрение проблем банкротства на отечественных предприятиях.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретическую основу банкротства;
• проанализировать принципы и ход работы признания организации банкротом;
• предложить рекомендации и меры по восстановлению платежеспособности организации.
Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника.
Заявление о банкротстве должника в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей может быть подано в хозяйственный суд органом государственного управления по делам о банкротстве, а также налоговым или иным уполномоченным органом.
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и иными законодательными актами о банкротстве.
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в соответствии с правилами подсудности, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
В соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в хозяйственный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:
должник;
управляющий (временный управляющий);
конкурсные кредиторы;
налоговые и иные уполномоченные органы;
местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника - юридического лица;
прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством;
орган государственного управления по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных законом;
иные лица в случаях, предусмотренных законом.
Перечисленные лица имеют право направить в хозяйственный суд заявление об отзыве у организации лицензии, если могут подтвердить, что у организации обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств организации перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота.
Когда в хозяйственный суд поступает заявление о признании банкротом организацию, судья, прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает представить либо заключение о целесообразности отзыва у организации лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа.
Помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
основания для подачи заявления кредитора;
иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
Если заявление кредитора подписано представителем кредитора, то к заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия на подачу такого заявления.
К заявлению кредитора также прилагаются (при их наличии) решения общего и (или) хозяйственного судов, рассматривавших требования кредитора к должнику, а также исполнительные документы.
Заявление о банкротстве должника, подаваемое налоговым или иным уполномоченным органом, выступающим от имени кредиторов - Республики Беларусь, административно-
К заявлению о банкротстве должника - юридического лица, подаваемому налоговым или иным уполномоченным органом, прилагаются документы, содержащие доказательства принятия мер по взысканию в установленном законодательством порядке задолженности по обязательным платежам.
С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев.
При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.
Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение — процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
- внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
- конкурсное производство — процедура, имеющая целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение хозяйственного управляющего, ликвидатора);
- мировое соглашение — утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.
Решение об отзыве или аннулировании лицензии — лишь начало ликвидации предприятия. В Республике Беларусь превосходно освоена техника лишения предприятий лицензий, однако все, что должно следовать вслед за этим, либо вовсе не следует, либо ведется настолько медленно, что ликвидация каждой организации, если указанный процесс вообще удается довести до конца, занимает много лет и сопряжена с большими издержками.
Начало ликвидационных процедур затягивается по многим причинам:
- отсутствие у кредиторов заинтересованности подавать в хозяйственный суд иски о несостоятельности организаций, а у самих участников организаций — желания заниматься ликвидацией;
- отсутствие у судебных органов практики ведения подобных дел при общей их перегруженности;
- затягивание судебных процедур в связи с отсутствием четких методик определения несостоятельности организаций;
- отсутствие средств для поддержания функционирования предприятия с момента отзыва лицензии до создания ликвидационной комиссии.
По-прежнему остро стоит проблема с документацией. Она зачастую отсутствует полностью или частично, а то, что удается обнаружить, находится в бессистемном виде. Затрудняет обработку имеющейся информации и отсутствие в организации на начало работы ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) программы «операционный день» на электронных носителях. При подобном положении дел восстановить более или менее ясную картину работы предприятия практически невозможно.
Немало проблем преподносят ликвидаторам правоохранительные органы, на общение с которыми уходит много времени (подборка документов по запросам органов, подчас не имеющих никакого отношения ни к конкурсному производству, ни к самому данному банку, и др.).
Одна из важнейших задач ликвидаторов — прием и учет требований кредиторов. Оказалось, сделать это совсем не просто. Например, при составлении промежуточного баланса первое, с чем повсеместно сталкиваются, полная или частичная утрата архива первичных документов и отсутствие работающего «операционного дня». Даже там, где архив первичных документов сохранился, он обычно представляет собой нечто такое, что разобрать в разумный срок невозможно. Тем не менее, законы и комитеты кредиторов устанавливают жесткие сроки окончания ликвидационных процедур.
В настоящее время в Республике Беларусь хозяйственным судом принимается большое количество решение о банкротстве с ликвидацией должника. В (Приложении 2) представлены данные за 3 месяца 2006 года. Так по городу Минску суд признал банкротами около 115 организаций с ликвидацией должника. (см. приложение №2)
Как видно из рисунка 1 наибольший удельный вес обанкротившихся предприятий по Республике Беларусь в городе Минске – 46%, наименьший удельный вес занимает Могилёвская область – 5%.
По сути процедура ликвидации предприятий в Республике Беларусь превратилась в своеобразную форму «предпринимательской» деятельности. Оказалось, дело это достаточно прибыльное, особенно когда ликвидируется организация с реальными активами.
Главным показателем работы ликвидатора можно, видимо, считать его умение прирастить конкурсную массу, подлежащую распределению между кредиторами и вкладчиками. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев все ограничивается средствами фондов и суммами на корреспондентских счетах, а этого хватает в лучшем случае на платежи 1-й и 2-й очередности. До 5-й очереди непосредственной кредиторской задолженности организации перед юридическими лицами — дело доходит в исключительных случаях. Ликвидаторам пока очень редко удается увеличить конкурсную массу; совсем немного специалистов, способных реально добиться возврата дебиторской задолженности.
2.3 Дела об экономической несостоятельности (банкротстве)
Общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве хозяйственных судов по состоянию на 01.04.2009 г., составило 1422 дела, из которых количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности составляет 1334 дела, то есть 93,8% от общего количества дел данной категории.
Необходимо отметить, что 39,9% дел об экономической несостоятельности (банкротстве) находится в производстве хозяйственного суда г. Минска (568 дел). Данный процент в большинстве своем формируется за счет дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности.
В сравнении с аналогичным периодом 2008 года в 2009 году количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятий государственной формы собственности сократилось на 9,1%, частной формы собственности – на 8,8%.
В первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятий, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны, уменьшилось на 9,7%. В отношении предприятий частной формы собственности этот процент составил 9,6.
По состоянию на 01.04.2009 г. в производстве хозяйственных судов Республики Беларусь имеется 90 дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны, к которым относятся государственные организации, организации, имеющие долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующие и приравненные к ним организации, бюджетообразующие, системообразующие организации (информация по указанным делам приведена в приложении 3).
В (приложении 4) отражена информация о сельскохозяйственных организациях, дела об экономической несостоятельности (банкротстве) которых находятся в производстве хозяйственных судов.
Так, в марте 2009 года в производстве хозяйственного суда Гомельской области находилось дело об экономической несостоятельности (банкротстве) коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия агрокомбинат «Новый Путь» Добрушского района, в отношении которого введена процедура санации до 2012 года.
Хозяйственным судом Витебской области в отношении коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Лиозненское», г.п. Лиозно 23.03.2009 г. вынесено определение об открытии конкурсного производства.
В соответствии с обобщенной информацией о делах об экономической несостоятельности (банкротстве), приведенной в (приложении 5), количество дел, по которым принято решение о банкротстве с ликвидацией, преобладает над количеством дел, по которым вынесено решение об экономической несостоятельности с санацией, в три раза.
Информация о работе Банкротство на отечественных предприятиях