Банковский надзор и система регулирования банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть банковский надзор, его сущность, виды.
На основе цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы банковского надзора
проанализировать состояние банковского надзора в РФ
рассмотреть перспективы развития банковского надзора

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Необходимость и сущность банковского надзора………...4
Виды банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности………………………………………………………………8
Анализ состояния банковского надзора в России…………13
Зарубежный опыт банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности…………………………………………............18
Перспективы развития банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности………………………………..22
Выводы и предложения…………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………28

Работа содержит 1 файл

напечатать.doc

— 177.00 Кб (Скачать)
    • предупредительные – доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (302 случая);
    • принудительные – предъявление требований об устранении выявленных нарушений (151 случай);
    • наложение штрафов (104 случая);
    • введение ограничений либо запретов на осуществление отдельных видов банковских операций (87 случаев); отзыв лицензий – у 3 кредитных организаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Зарубежный опыт банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности 

      Основными макроориентированными   целями   банковского  надзора    являются:

  • защита вкладчиков   от   неэффективного  управления  банками  и    мошенничества;
  • поддержание стабильности    банковского   сектора   посредством    предотвращения  "системных  рисков"  (заключающихся  в   том, что    банкротство   одного  банка  может  повлечь  за  собой  банкротство    нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);
  • защита фонда  страхования  от  потерь  в  тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.[8,C.181]

            В США, Германии, Франции,  Японии  существует смешанная система    банковского надзора,  в рамках которой центральный  банк  разделяет    обязанности   по  надзору  с  другими  государственными  органами. В    Великобритании, Италии, Нидерландах банковский  надзор  уполномочены    осуществлять  исключительно  центральные банки.

      В Канаде и Швейцарии    органы надзора отделены от центрального банка.

      Органы  денежно-кредитного  регулирования  и надзоные  учреждения    показаны в приложениии (табл. 1) .

      Банковский  надзор  в  широком смысле включает в себя собственно    надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и    инспектирование (инспекционные проверки на местах).

      В зависимости от    особенностей отдельных стран упомянутые  виды  надзора  неодинаково трактуются.

      В ряде стран, например в Великобритании,  акцент  делается  на    документарный надзор; в других, например в США, - на регулярное и    всестороннее  изучение  состояния каждого банка при   проведении    инспекции на  месте. Для большинства стран характерно  сочетание    дистанционного контроля за деятельностью банков на  основе  анализа   отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом  органы  надзора  взаимодействуют  со  службами   внешнего   и  внутреннего аудита банков.

        Тесная взаимосвязь систем внешнего  и  внутреннего  контроля  за    функционированием  коммерческих  банков  присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора  в  этих    странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмам,  которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет    процедуру дистанционного надзора.

      Центральные банки  упомянутых  стран   получают   и   проверяют    заверенные внешними аудиторами годовые балансы, а также ежемесячные    или  квартальные  отчеты  коммерческих  банков  с   информацией   о    платежеспособности, ликвидности банка, открытой валютной позиции и    непогашенных просроченных кредитах, а также концентрации  кредитных    рисков, страновых рисках.[12,C.140]

      В Великобритании внешние аудиторы  могут, а  в  Нидерландах  и    Франции  обязаны  незамедлительно  информировать центральный банк о    неплатежеспособности и неликвидности банка или о случаях их  отказа    заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с    внешними аудиторами,  которые несут персональную ответственность в    случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку.

      Практика  надзора в развитых странах отличается разнообразием не    только  форм  его  организации, но  и  органов  его проведения. Как    правило ,функции надзора выполняются  подразделениями  центрального    банка  или  министерства  финансов  или  независимым  ведомством, подотчетным  парламенту  или  президенту,  например   Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США.

      Деятельность  надзорных   органов   регламентируется    системой    законов    и   других   правовых   актов   отражающих   особенности    исторического и экономического развития государства.

      В США сложилась разветвленная  система  надзора  на федеральном    уровне  и  на  уровне  отдельных  штатов. Деятельность  национальных банков контролируется и регулируется ФРС  вместе  с  двумя  другими    федеральными  органами  -  Службой  контролера  денежного обращения    (относящейся к министерству финансов )  и  Федеральной  корпорацией    страхования депозитов (ФКСД).

      Контроль  за банками штатов  -  членами  ФРС, депозиты  которых    застрахованы   в  ФКСД, осуществляется  соответствующими  органами    банковского  надзора, созданными  при  правительстве  штатов  (как    правило, отделом  уполномоченного по банкам или управляющего банками    при правительстве штатов ).Кроме того их деятельность  регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.

      Банки штатов,  не  являющиеся  членами  ФРС, чьи   депозиты    застрахованы в ФКСД ,контролируются двумя структурами  – банковскими    органами штатов и  ФКСД.Банки  штатов  ,не  входящие  в  ФРС  и  не    страхующие депозиты в ФКСД ,находятся под контролем властей штатов.       

      Надзорные органы в США - Служба конролера  денежного  обращения    (на  федеральном  уровне)  и  Отдел  Уполномоченных по банкам при    правительствах штатов (на уровне  штатов)  -  решают  вопросы  о    предоставлении   лицензий   для   открытия  соответствующих  банков    (национальных или банков штатов), выдаче  разрешения  на  открытия    отделения,  слиянии и поглощении банков,  а также об изменениях в    структуре банковского капитала.

      В компетенции надзорных органов  США также входят:

  • ликвидация закрываемых банков;
  • разработка инструкций, правил, указаний  и регламентаций, носящих    подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;
  • периодические комплексные   проверки   состояния, операций  и политики подведомственных банков;
  • принятие мер по исправлению сложившегося положения;
  • консультирование   руководства   банков;
  • обобщение отчетов и статистической информации банков.

      В обязанности ФРС входит также  защита прав потребителей, причем    компетенция ФРС распространяется не только на банки,  но и на кредитно-финансовые учреждения.  Суть  этой  деятельности сводится к  обеспечению потребителей. (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.

      Задачами  ФРС в  сфере  контроля  и  регулирования  деятельности    депозитных учреждений в США являются:

      контроль  и   регулирование   деятельности    зарегистрированных  штатами банков - членов ФРС ,банковских холдинговых компаний;

      контроль  и  регулирование  деятельности   на   территории   США    зарубежных банковских учреждений;

      регулирование структуры банковского капитала в  соответствии  с Законом   о   банковских   холдинговых  компаниях  и  поправками  к нему, Законом об изменение контроля за  банковской  деятельностью  и Законом  о  слиянии  банков. В соответствии  с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков;

      регулирование зарубежной    деятельности    всех   американских    коммерческих учреждений - членов ФРС.[15,C.66]

            В отличие  от  США  в  странах Западной Европы отмечается более    четкая централизованная структура органов банковского  надзора. 
 
 

      5. Перспективы развития  банковского надзора  и системы регулирования  банковской деятельности 

      В конце 2010 года завершилась подготовка Стратегии развития банковского  сектора до 2015 года, в которой  определены наиболее важные задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации, Банком России, банковским сообществом, на среднесрочную перспективу. В плане мероприятий по реализации Стратегии определены приоритетные законопроекты, которые необходимо принять для решения поставленных задач.

      В 2011 году будет продолжена работа над проектами федеральных законов. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Банком России в 2011 году, учитывая про должающиеся интенсивные изменения в структуре собственности банков, связанные в том числе с последствиями финансового кризиса, будет оставаться повышение качества контроля за достоверностью и полнотой раскрываемой банками – участниками системы страхования вкладов информации о существенном влиянии.

      В 2011 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы банковского регулирования с учетом уроков кризиса и опыта реализации антикризисных мер. Особое внимание будет уделено решению задач по внедрению признанных международных подходов в сфере оценки финансовых рисков.[14,C.29]

      До  кредитных организаций будут доведены Методические рекомендации Банка России по организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и рекомендовано крупнейшим кредитным организациям начать работу по разработке и применению внутренних процедур оценки достаточности капитала.

      Кроме того, начинается работа по подготовке нормативной базы Банка России, обеспечивающей методологию надзорного процесса за достаточностью капитала кредитных  организаций в рамках Компонента 2 Базеля II, включая методологию оценки внутренних процедур оценки достаточности капитала кредитных организаций и ее использование при оценке финансовой устойчивости кредитных организаций в рамках оценки качества их управления. Банк России предполагает установить эффективный механизм регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами, основанием для реализации которого могут послужить изменения, предусмотренные проектом федерального закона о консолидированном надзоре87, который содержит необходимые правовые положения для регулирования рисков, возникающих при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами.

      В целях повышения эффективности  надзора за системно значимыми банками  будет продолжена работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», предоставляющим Банку России право назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, признанные Банком России значимыми для банковской системы и экономики Российской Федерации и (или) его субъектов в зависимости от размера привлеченных денежных средств физических и (или) юридических лиц.

      В 2011 году Банк России продолжит работу по подготовке изменений в действующее законодательство в части полномочий Банка России по применению банковских информационных технологий, дистанционного банковского обслуживания и взаимодействия кредитных организаций с провайдерами.[11,C.43]

      Также продолжится работа над проектом нормативного акта Банка России, устанавливающего порядок  сохранения сеансовой информации при применении кредитными организациями  систем дистанционного

      расчетного  обслуживания. Будет продолжена работа по совершенствованию макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В рамках совершенствования методики стресс-тестирования  российского банковского сектора Банк России будет активно использовать подходы, рекомендуемые международными организациями. В частности, в практику проведения стресс-тестирования будет внедрена модель, описывающая взаимосвязи макроэкономических индикаторов национальной экономики и ключевых показателей банковского сектора. Сценарии стресс-тестов будут уточняться Банком России с учетом анализа зарубежной практики.

      В связи с положительными результатами эксперимента по централизации инспекционной  деятельности91 Советом директоров Банка России принято решение и утвержден график поэтапной централизации инспекционной деятельности92.

      2011 год станет первым годом принципиально  новой организации инспекционной  деятельности Банка России. Участниками  первого этапа станут три из  восьми межрегиональных инспекций: по Северо-Западному, Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, в состав которых включены инспекционные подразделения соответствующих регионов. Таким образом, на централизованный принцип инспекционной работы будут переведены 39% субъектов Российской Федерации93, в структуре межрегиональных инспекций будут созданы 26 региональных инспекций.

Информация о работе Банковский надзор и система регулирования банковской деятельности