Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:18, дипломная работа
Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из ”несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой.
С.
Введение. 3
Глава 1. Банковская система и ее развитие в период перехода
к рынку. 4
1.1 Коммерческие банки, как основной сегмент
рыночной экономики. 4
1.2 Принципы деятельности и функции коммерческих
банков. 6
1.3 Правовая база функционирования коммерческих
банков. 11
Глава 2. Банковские риски и методы их регулирования. 14
2.1 Понятие “банковские риски”. 14
2.2 Основные виды банковских рисков. 17
2.3 Методы регулирования рисков. 30
Глава 3. Анализ банковских рисков и методов их
регулирования (на материалах местного банка). 41
Заключение. 65
Список литературы 67
Приложения 68
* степень концентрации кредитной деятельности банка в какой-либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике т.е. имеющей эластичный спрос на свою продукцию, что выражается степенью концентрации клиентов банка в определенных отраслях или географических зонах, особенно подверженных конъюнктурным изменениям;
* если удельный вес кредитов и других банковских контрактов, приходящихся на клиентов, испытывающих определенные специфические трудности;
* концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, не традиционных сферах;
* внесение частых или существенных изменений в политику банка по предоставлению кредитов, формированию портфеля ценных бумаг;
* удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов;
* введение в практику слишком большого количества новых услуг в течение короткого периода (тогда банк чаще подвергается наличию отрицательного или нулевого, потенциального спроса);
* принятие в качестве залога ценностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию.
По результатам статистического анализа можно сделать вывод что частные и акционерные предприятия более гибки и эффективны, чем государственные, но разоряются чаще. То же самое можно сказать о крупных и мелких производителях. Совместные предприятия подвержены чаще всего внешним и/или политическим рискам. Акционерные предприятия должны особое внимание уделять всем видам портфельных рисков.
Риск кредитования заемщиков зависит от вида предоставляемого кредита. В зависимости от сроков предоставления кредиты бывают кратко-, средне- и долгосрочные; от видов обеспечения — обеспеченные и необеспеченные, которые в свою очередь могут быть персональными и банковскими; от специфики кредиторов —банковские, государственные, коммерческие (фирменные), кредиты страховых компаний и частных лиц, консорциональные (синдицированные), которые структурируются на клубные (где число кредиторов ограничено) и открытые (участие в нем. может принять любой банк или предприятие); от видов дебиторов — сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные, персональные; от направления использования — потребительские, промышленные, на формирование оборотных средств, инвестиционные, сезонные, на устранение временных финансовых трудностей, промежуточные, на операции с ценными бумагами, импортные и экспортные; по размеру — мелкие, средние, крупные; по способу предоставления — вексельные, при помощи открытых счетов, сезонные, консигнации.
Транспортный риск
Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990 г.) различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах E, F, С и D.
Группа Е включает одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конечного пункта уже принимается покупателем и его банком.
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и рисков:
a) FCA (Free Carrier ....../named place), это означает, что риск и ответственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в условленном месте;
6) FAS (Free Along Side Ship ....../ named port of deshuation), это означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика (и его банка) к покупателю в определенном договором порту;
в) FOB (Free On Board...../ named of Shipment) означает, что продавец и его банк
снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:
a) CFR (Cost and Freight......./ named port of deshuation). Продавец и его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля;
6) CIF (Cost, Insurance, Freight......./ named port of deshuation) означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
в) CPT (Carriage Paid То....../ named place of deshuation), т.е. продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к покупателю и его банку;
г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To..../ named place of deshuation) означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.
Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:
a) DAF (Delivered At Frontier..../ named place), т.е. продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк;
6) DES (Delivered Ex Ship ....../named port of deshuation) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid)....../ named port of deshuation) — передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) — продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Лизинговый и факторинговый риски
Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии, расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.
Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.
В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным, международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импортера, дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером./
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.
Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в конкретных прайс-листах.
Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых специализированная компания кредитует продавца при проведении им отгрузки товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность клиента и взыскивая ее самостоятельно.
Риски, связанные со спецификой клиента банка
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:
* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью которой может быть снижен уровень всех видов банковского риска.
Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным отраслям (отраслевой риск)
Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец, предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки, страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).
Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть сгруппированы следующим образом:
* деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени;
* внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой и зависит от сложности вхождения новых производителей в отрасль, наличия или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей (потребителей), рейтинга поставщиков и посредников, авторитета благожелательных контактных аудиторий.
Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска является получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициента)`.
Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклонений результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени.
Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.
Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо проводить анализ его уровня не только в статике, но и в динамике.
Уровень риска банков в зависимости от размера клиента
В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три группы — мелкие, средние и крупные.
Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит быстрее.
Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и/или сегменты.
Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий. Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50% вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7 лет после своего создания`.
Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок, превратить его в международный.
Взаимосвязь между уровнем риска банков и принадлежностью клиентов к различным видам собственности
По принадлежности к различным видам собственности производители могут быть разделены на следующие группы — государственные, частные, кооперативные, акционерные. Последние два вида могут быть совместными (транснациональными) и мононациональными. В зависимости от этого различные виды рисков приобретают большую или меньшую значимость в процессе их деятельности. Задачей банка является подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне.
Информация о работе Банковская система и ее развитие в период перехода