Банки их роль.Банковская система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Банки могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа). Акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости и несущий ответственность по обязательствам только своим имуществом. Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является банк, акции которого распространяются путем открытой продажи или подписки; их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по закону. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке бумаг запрещено или ограничено уставом.

Содержание

1. Банки и их роль в рыночной экономике. История правового регулирования деятельности банков
2. Банковская система в Республике Беларусь
3. Задачи и функции Национального банка Республики Беларусь, его права. Операции, осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь

Работа содержит 1 файл

Банки и их роли.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального банка  Президенту Республики Беларусь означает:

ь утверждение Президентом  Республики Беларусь Устава Национального  банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

ь назначение Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и  членов Правления Национального  банка, освобождение их от должности  с уведомлением Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь;

ь определение Президентом  Республики Беларусь аудиторской организации  для проведения аудита деятельности Национального банка;

ь утверждение Президентом  Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения  прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального  банка - город Минск.

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными  законодательными актами Республики Беларусь.

Уставный фонд Национального  банка Республики Беларусь сформирован  из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета  Национальный банк передает часть прибыли  в размере, установленном законом  о бюджете страны на очередной  финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли  используется на создание резервного и иных фондов Национального банка.

Имущество Национального  банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с  целями своей деятельности, своим  Уставом и законодательством  страны.

Задачи и функции  центрального банка в большинстве  стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о  центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач  деятельности Национального банка  относятся:

· защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли  не является основной целью деятельности Национального банка.

Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает  системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в  стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним  из участников национальной экономической  политики, на финансовом рынке он выполняет  функцию агента государства, отстаивая  его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется  в использовании эмиссионным  банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный  банк преобразовать в классический государственный орган либо в  обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.

Национальный банк Республики Беларусь выполняет следующие  функции:

· разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно  с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

· осуществляет эмиссию  денег;

· регулирует денежное обращение;

· регулирует кредитные  отношения;

· организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

· является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя  их рефинансирование;

· осуществляет валютное регулирование;

· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки  и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с  законодательством Республики Беларусь;

· выполняет функции  центрального депозитария государственных  ценных бумаг и ценных бумаг Национального  банка, если иное не определено Президентом  Республики Беларусь;

· осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального  банка;

· выполняет функции  финансового агента Правительства  Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных  бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

· дает согласие на осуществление  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями операций с ценными  бумагами в случаях, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь;

· осуществляет государственную  регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· осуществляет лицензирование банковской деятельности;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и  ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

· устанавливает правила  и порядок осуществления банковских операций;

· устанавливает для  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и  банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего  контроля;

· согласовывает выпуски  ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в  случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению  векселей, если иное не определено Президентом  Республики Беларусь;

· устанавливает для  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению  ими операций с форвардными и  фьючерсными контрактами, опционами  и иными финансовыми инструментами  срочного рынка;

· осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и  финансовой отчетности для Национального  банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· устанавливает для  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления  статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством  Республики Беларусь;

· разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для  Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в  соответствии с международными стандартами  финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и  отчетности;

· определяет порядок  проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

· осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального  банка;

· организует расчетное  и (или) кассовое обслуживание Правительства  Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального  банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· организует составление  платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает  участие в его разработке;

· создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом  Республики Беларусь и управляет  ими в пределах своей компетенции;

· формирует золотой  запас Государственного фонда драгоценных  металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное  управление им в пределах своей компетенции;

· устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении  банковских операций;

· устанавливает порядок  открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;

· устанавливает совместно  с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы  драгоценных металлов и драгоценных  камней при осуществлении банковских операций;

· организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных  металлов и драгоценных камней и  иных ценностей;

· осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

· проводит анализ и  прогнозирование состояния денежно-кредитных  отношений, отношений в области  валютного регулирования и валютного  контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим  развитием Республики Беларусь, публикует  соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования  в периодическом печатном издании  Национального банка;

· заключает соглашения с центральными (национальными) банками  и кредитными организациями иностранных  государств;

· выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Из совокупности операций Национального банка подробно остановимся  на шести наиболее значительных.

1. Кредитование. Кредитная  деятельность Национального банка  включает в себя рефинансирование  банков; кредитование Правительства  в соответствии с Законом о  бюджете Республики Беларусь  на очередной финансовый год;  предоставление кредитов своим  работникам в порядке, установленном  Советом директоров Национального  банка.

Проведение кредитных  операций Национальным банком регламентируется Банковским кодексом, соответствующими положениями Национального банка  и другими нормативными актами. Для  решения задач денежно-кредитного регулирования Национальный банк использует операции рефинансирования, то есть кредитования банков на конкурентной и индивидуальной основе. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных  программ, отдельных отраслей, предприятий, сглаживание текущих колебаний  уровня ликвидности банковской системы. Кредиты предоставляются на договорной основе с уплатой процентов.

Национальный банк Республики Беларусь предоставляет  кредиты республиканским органам  управления, в том числе Министерству финансов -- на покрытие государственного долга и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления -- в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, порядок управления и сроки погашения. Законом «О бюджете Республики Беларусь» определяются суммы отнесения на внутренний государственный долг кредитов под дефицит Республиканского бюджета и процентная ставка по ним.

Национальный банк может кредитовать специфические  предприятия, организации и учреждения и осуществлять их кредитно-расчетное  обслуживание. Заемщиками Национального  банка могут выступать иностранные  государства, банки, предприятия (по межправительственным соглашениям). Физическим лицам -- служащим Национального банка -- запрещено  получать потребительские кредиты  во всех банках, кроме Национального.

Информация о работе Банки их роль.Банковская система РБ