Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:22, реферат
Банк — это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит — это отношение как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк — следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку фундаментом.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1. СПЕЦИФИКА БАНКА, КАК ПРЕДПРИЯТИЯ............................................ 8
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.. 11
3. РОЛЬ БАНКОВ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ.................................. 18
4. РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ........................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 26
Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности.
Нельзя не отметить,
что банки также могут
-предоставления
или не предоставления
-изменения объемов
операций с валютой и
-изменением
своей кредитной политики по
отношению к отечественным
Наконец, у банковского
сообщества в России существует представительный
орган - Ассоциация Российских Банков,
на последнем съезде которой рядом
ведущих банкиров была высказана
серьезная озабоченность
3. РОЛЬ БАНКОВ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ.
Ситуация в
экономике, сложившаяся к настоящему
времени делает особенно актуальным
вопрос об инвестициях. Признаки экономической
стабилизации налицо. Падение ВВП
и промышленного производства в
целом существенно замедлилось.
Сохраняются низкие темпы инфляции,
укрепляются позиции
Важную роль
в повышении инвестиционной активности
и обеспечении экономического роста
призваны сыграть банки. Однако в
настоящее время банки еще
не стали аккумулятором заметных
инвестиционных ресурсов, ни их эффективным
оператором. Причины такого положения
многообразны. Но, если говорить кратко,
то неустойчивость общеэкономической
ситуации в полной мере проявляется
и в банковском секторе. Более
того, ряд факторов, в целом благоприятных
с точки зрения макроэкономики, оказывает
на развитие кредитных организаций
довольно противоречивое влияние. Так,
существенное замедление темпов инфляции,
падение доходности государственных
ценных бумаг, порой отрицательная
доходность валютного и фондового
рынков приводят к ухудшению финансового
положения кредитных
Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.
Во-вторых, падение
доходности на финансовых рынках уменьшает
инвестиционные возможности банков,
делает неустойчивым их финансовое положение.
Банки, озабоченные состоянием текущей
ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным
проектам. Следует также отметить,
что и при условии относительно
благополучной экономической
В-третьих, уход
государства из инвестиционной сферы
в целом, негативно сказывается
на инвестиционном климате. Это влияние
проявляется как в подрыве
доверия к инвестиционному
В-четвертых, большинство
предприятий не готовы к приему инвестиций.
Имеется в виду привлечение инвестиций
на принятых во всем мире условиях, когда
инвестор требует эффективного освоения
средств, финансовой ’’прозрачности’’
предприятия, передачи прав по распоряжению
имуществом в рамках, адекватных объему
выделенных средств, и т.д. Немалая
часть руководителей
С учетом сказанного
очевидно, что причины недостаточности
участия банков в инвестиционной
деятельности - отнюдь не просто в нежелании
банков смещать акценты в своей
работе. Если будут созданы возможности
для нормального извлечения прибыли
в реальном секторе экономики, деньги
действительно туда пойдут и банки
не будут препятствовать этому процессу.
Конечно, одномоментно устранить все
перечисленные причины
Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.
Первым направлением
должна стать активизация роли государства
в обеспечении инвестиционного
процесса. Это не означает примитивного
увеличения доли государственных расходов
на инвестиции, хотя объемы таких расходов
надо увеличивать. Прежде всего, имеется
в виду развитие механизма государственных
гарантий, а также повышение
Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.
Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении условий, благоприятствующих инвестициям
В развитии перечисленных направлений необходимо:
Задействовать
инвестиционные ресурсы государственного
сектора экономики и
Осуществить переориентацию
кредитной политики Сбербанка с
преимущественного вложения своих
активов в государственные
Перейти к практике
долгосрочных целевых инвестиционных
вкладов под гарантии государства
с возможным выпуском валютного
займа для реконструкции
Осуществить страховой
заем, ориентированный на страхование
и перестрахование
Пересмотреть
нормы обязательного
Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски.
Установить повышенные
нормативы привлечения
Предусмотреть
в Налоговом кодексе
Сохранить в
Налоговом кодексе норму, предусматривающую
включение в затраты
Упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций ,направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста.
Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществить крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Банки должны найти
свое место в инвестиционном процессе,
что будет залогом
4. РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ.
На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.
Стабилизационная роль банковского сообщества на данном этапе развития экономики очень важна. Попытки стихийного (чисто рыночного) перелива средств из одной отрасли в другую не привели к желаемым результатам, более того, капитал банковской системы по данным Г. Ханина абсолютно сократился с 1991 года в 3-4 раза, по отношению к ВВП он находится на уровне Англии 80-х годов XVIII века.[5] Это наводит на мысль о том, что эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на данном этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. Как это, к примеру было в США в 40-50-х годах, когда там была, принята программа поддержки приоритетных отраслей в науке и экономике.
Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам:
Во-первых, Россия и так уже является довольно крупным должником.
Во-вторых, коррупционные процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантий направления выделенных средств в экономику страны.
В-третьих, до сих пор в России очень высоки инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы.
В-четвертых, иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это кредитные ресурсы.
Кроме того, не стоит забывать, что России и так предоставляются кредиты МБРР.
Все это указывает на необходимость создания такой системы государственного взаимодействия с банками в области кредитной политики, которая обеспечивала бы не на словах, а на деле эффективное выполнение банками свойственных им функций.
Принятие программы
призвано определить наиболее приоритетные
направления кредитования, но не стоит
забывать, что у многих предприятий
нет ни приемлемого залогового обеспечения,
ни гарантий. Таким образом, кредитование
этих предприятий значительно
Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются. К примеру принятие указа “О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета” должно сократить до минимума число уполномоченных банков.
А пока, банковская система является не полностью используемым экономическим инструментом, к тому же не слишком развитым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что с конца 80-х годов отечественная экономика переживает не лучшие времена, именно за этот период сформировалась банковская система. Конечно, ее нельзя назвать сильной, полностью отвечающей принципам рыночной экономики, но она доказала свою жизнеспособность. Кроме того, она сыграла не последнюю роль в самом процессе реформирования экономики.