АВС - анализ, XYZ – анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является создание приложения для осуществления ABC и XYZ анализов.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

•исследовать возможность методов АВС и XYZ
•провести обзор программных средств для реализации АВС и XYZ анализа, сравнение достоинств и недостатков рассматриваемых программ
•проанализировать исходные данные, разработать алгоритм применения АВС и XYZ анализа
•спроектировать аналитическое приложение с использованием case-средств.
•реализовать аналитическое приложение в выбранной среде программирования
•обосновать проект с технико-экономической точки зрения

Содержание

Введение 2

Глава 1. Аналитический обзор современного состояния в предметной области 4

1.1. Описание предметной области 4

1.2. Формулировка требований, предъявляемых к приложению, реализующему ABC и XYZ анализы 4

1.3. Исследование основных методов экономического анализа товарных запасов 5

1.3.1. Классический вид ABC- анализа 5

1.3.2. XYZ – анализ, сравнительные характеристики ABC и XYZ – анализов. 12

1.3.3. Матрица АВС-XYZ и ее использование при принятии решений при управлении запасами 16

1.4. Обзор существующих программных средств для выполнения ABC и XYZ-анализа 17

Глава 2. Проектное решение 24

2.1. Разработка структуры базы данных 24

2.2. Обоснование выбора средства программирования 30

2.3. Реализация БД 31

Глава 3. Технико-экономическое обоснование разрабатываемого приложения 33

3.1. Исходные данные 33

3.2. Экономическая эффективность проекта 34

Заключение 36

Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

     Механизм  XYZ-классификации[3].

     Основной идеей XYZ анализа является в группировка объектов анализа по их однородности анализируемых критериев (по коэффициенту вариации).

     Сначало необходимо выявить объекты анализа: поставщик, клиент, номенклатурная единица, товарная группа/ подгруппа и т. п.

     Потом нужно определить критерий, по которому необходимо проводить анализ этого объекта: объем продаж, руб.; средний товарный запас, руб.; количество единиц продаж, шт.; доход, руб.;количество заказов, шт. и т.п. Выявить отрезок времени и количество периодов, по которым нужно сделать анализ: декада, неделя, квартал/сезон, месяц, полугодие, год.

     Временной отрезок анализа должен быть не меньше, чем граница планирования, принятая в компании. Интересный момент возникает, при анализе товарных запасов и продаж в компаниях, реализующих бытовую технику, строительные материалы, запасные части для автомобилей и т.п. Финансовый план зачастуюделается на месяц, а в реальноти необходимую границу планирования должна быть полгода. Анализ данных с отрезком времени меньше квартала не имеет смысла. Тогда вся продукция попадет в категорию Z.

     Чтобы получить количественную оценку характеристики потребности необходимо использовать статистическиий ряд отгрузок. В классическом методе XYZ показателем, который описывает потребность в запасе, это число вариации V, которое представляет собой отношение показателя среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому показателю:

      ,                                                           (1)

     где V – коэффициент вариации, - среднеквадратичное отклонение,          

          

       - среднеарифметическое.

      ,                                                 (2) 

     где - i-ое значение статистического ряда отгрузок,  n – количество значений в статистическом ряде. 

      ,                                                  (3)

     Табл. 1.4 содержит условный пример расчета  вариации статистического ряда отгрузок номенклатуры оптового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.4. Пример классификации XYZ номенклатуры запаса

Код товара Дата Вариация, % Группа
01.09.2003 02.09.2003 03.09.2003 04.09.2003 05.09.2003 06.09.2003 08.09.2003 09.09.2003 10.09.2003 11.09.2003 12.09.2003 13.09.2003  
(1/543) 120 140 120 140 120 120 120 140 120 140 120 120 7,8 X
(1/559) 15 15 15 15 15 15 20 15 15 15 15 15 9,4 X
(1/557) 65 65 65 60 65 60 60 60 50 50 55 55 9,4 X
(1/506) 25 25 20 25 25 25 20 25 25 25 20 25 9,5 X
(1/373) 60 60 60 60 60 40 60 60 60 60 60 60 9,9 X
(1/548) 30 35 30 40 45 40 30 30 35 35 35 35 13,6 Y
(1/286) 100 80 120 80 100 100 100 120 60 80 100 100 18,2 Y
(1/239) 180 150 90 180 180 180 210 210 90 150 180 180 23,9 Y
(1/388) 60 60 80 80 100 80 100 100 120 120 120 120 24 Y
(1/404) 60 90 120 90 120 60 60 60 60 60 60 60 31,9 Z
(1/407) 5 5 10 10 5 10 5 10 5 10 5 5 36,3 Z
(1/558) 40 40 40 80 80 80 80 40 40 40 40 40 36,9 Z
(1/552) 15 15 15 30 30 45 45 45 45 45 45 45 38 Z
(1/391) 40 40 80 40 80 80 40 80 40 40 40 20 41,9 Z
(1/366) 80 60 60 40 60 60 40 40 20 20 20 80 44,8 Z
(1/406) 15 30 15 45 45 45 45 30 30 15 15 15 47 Z
 

     Для группировки номенклатуры в табл. 1.4. используется общепризнанная классическая шкала, приведенная в табл. 1.5.

     Таблица 1.5. Варианты классифицирования номенклатуры по методу XYZ

            Принцип классифицирования
     классический      возможный      с использование Vср
     X      V<10%      V<15-20%      V<Vср
     Y      10% <V<25%      15-20% <V<40-45%      V=Vср
     Z      V>25%      V>40-45%      V>Vср
 

     Из  условных данных табл. 1.4. видно, что выделение класса Х по десятипроцентной изменчивости требует большой стабильности спроса на товар, который часто не достижимый в большинстве компаний по номенклатуре готовых товаров. При группировки товаров материальных товаров, обеспечивающих производственный процесс такой низкий показатель изменчивости допустим.

     Выделение класса Y с ориентацией на горизонт коэффициента вариации от 10% до 25% обеспечивает выделение класса номенклатуры, который имеющеет ярко выраженные тенденции употребления (роста, падения или стабилизации).

     Так же, беря партии отгрузок, названные горизонты изменчивости, взятые как классические, очвидно узки для настоящей практики. Их употребление приводит к выведению в классе Z позиций, которые в действительности управляемы на основе оптимизационных моделей, которые рекомендуют для группы Y.

     Так, общепринятый принцип группировки XYZ (см. табл. 1.4) может быть изменен для отслеживания особенностей определенного бизнеса, к примеру, на горизонты, приведенные, как возможные в табл. 1.5. При этом, можно использовать среднее значение коэффициента вариации, как основой для выделения классов X, Y и Z с употреблением экспертных оценок. Но, при установлении горизонтов изменчивости классов X, Y и Z не нужно отходить от признанного образца, потому что главное достоинство способа XYZ, как и способа АВС – в однозначности предложенного механизма группировки, это позволяет не допустить субъективных оценок и ошибок в дальнейшей работе.

     1.3.3. Матрица АВС-XYZ и ее использование при принятии решений при управлении запасами

      Объединение выводов АВС и XYZ-группировки  в матрице АВС-XYZ – популярный и информативный способ управления запасами. На рис. 1.3. приведен рисунок общепризнанного способа составления такой матрицы. 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3. Иллюстрация составления  матрицы АВС-XYZ. 

     В клетку матрицы АВС-XYZ заключают те позиции номенклатуры, которые были вынесены к каждой из 2 указанных в ячейке классов номенклатуры.

     К папримеру, в ячейках АХ должны быть позиции, которые отнесены к классу А при группировке по методу АВС и к классу Х при группировке по методу XYZ.  В варианте если в итоге группировке АВС было деление более чем на 3 группы, состав матрицы необходимо увеличить[3].

     Ясно, что не все ячейки матрицы АВС-XYZ будут заполнены. Если в АВС-группировке наличие классов А, В и С обязательно, то при группировки XYZ возможно отсутствие одной или даже двух классов. Выше отмечалось что, группировка XYZ отвечает «здравому смыслу» при создании бизнеса. Если он имеет классический характер, в идеале случае будет преобладать класс Х, класс Y будет представлен незначительно, а класса Z может не быть. В случае ориентации бизнеса на новые товары или выход на новые рынки сбыта, класс X может не быть, а уже будет в преобладании класс Y или (и) класс Z[3].

     Сам метод заполнения матрицы АВС-XYZ имеет возможность многое сказать руководителям о состоянии работы в компании. Отсутствие классов АХ и АY может вызвать важные вопросы в классическом бизнесе – это подтверждает отсутствие стабильного и эффективного метода работы. Наличие класса ZC по номенклатуре готовых товаров должно быть обсуждено с руковоством рекламы, службы маркетинга, технического отдела и отдела продаж.

     1.4. Обзор существующих  программных средств для выполнения ABC и XYZ-анализа

     Программа «ABC – анализ продаж»[10] разработана как универсальный инструмент для самостоятельного проведения ABC – анализа продаж. Программа помогает преобразовать данные систем оперативного, управленческого, бухгалтерского учета в информацию, которую менеджеры могут использовать для постоянного анализа. Автоматизация обработки данных и всех вычислений позволяет специалистам выполнить расчет за несколько минут и сосредоточиться только на задачах анализа. Реализованные в программе аналитические функции предоставляют возможность пользователю не просто выполнять анализ от случая к случаю, а использовать результаты анализа как часть системы мониторинга продаж.

     Руководителям компаний, специалистам в области  продаж и маркетинга, аналитикам, консультантам  программа поможет самостоятельно выполнять следующие виды анализа:

      • ABC – анализ продаж по покупателям, поставщикам, товарам
      • Анализ рентабельности продаж
      • Структурный анализ продаж
      • Динамический анализ продаж
      • Рейтинговый анализ продаж
      • Сравнительный анализ по различным аналитическим признакам

         На  рисунке 1.4 изображено окно программы.

     

     Рис.1.4. Окно программы «АВС-анализ продаж».

     Результаты  анализа:

    • ABC-группы с подробной информацией и показателями по каждой группе
    • Двадцать видов отчетов по каждому анализируемому параметру (доход, прибыль, себестоимость) с возможностью использования различных фильтров
    • Аналитические отчеты, позволяющие пользователю самостоятельно выполнять различные вычисления с использованием технологии сводных таблиц Microsoft® Excel PivotTable®.

     Результаты  анализа позволяют принимать  бизнес-решения по оптимизации работы системы продаж на предприятии, контролировать эффективность маркетинговых действий.

     Программа разработана в Microsoft Excel 2000/XP/2003. Использование Microsoft Excel в качестве базовой системы для разработки систем анализа, позволит пользователям быстро изучить и внедрить программу.

     Конечный  результат внедрения  аналитической системы  «ABC – Анализ продаж» – это знания о продажах, которые необходимы менеджерам для принятия более продуманных решений и улучшения показателей бизнес-деятельности.

     Плюсы программы:

    1.Готовое  решение для анализа продаж 
    2. Быстрое внедрение системы анализа продаж на предприятии 
    3. Эффективный анализ данных о продажах 
    4. Возможность расширения системы с использованием Microsoft® Excel 
    5. Простота использования
     

     OLAP-система Diana[10]

       Системы быстрой обработки данных (OLTP On-Line Transaction Processing), необходимы для регистрации событий, например, перемещение, приход или продажа товара – по некоторым объективным причинам не отвечают требованиям анализа данных.

Информация о работе АВС - анализ, XYZ – анализ