Аудит затрат на производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Можно констатировать, что возникновение и развитие аудита было вызвано разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрации, менеджеров), и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов). Потребность в аудите создали следующие условия:
- возможная необъективность информации со стороны администрации в конфликтных ситуациях;
- зависимость последствий принятых решений от качества информации;
- необходимость специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которых не имеют пользователи информации;
- отсутствие у пользователей информации времени и материалов для непосредственной оценки информации и ее качества.
За многолетнюю историю аудит как процесс прошел три эволюционных развития:
- подтверждающий аудит – заключается в проверке документации, подтверждающей учетные операции и правильность их группировки в финансовых отчетах.
- системно-ориентированный аудит – заключается в наблюдении за системами, которые контролируют операции (оценки системы внутреннего контроля организации).
- аудит, базирующийся на риске – процесс, выбравший положительные стороны подтверждающего и системно-ориентированного аудита.
Таким образом, аудиторская деятельность становится все более разнообразной и сложной.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3
1. Аудиторская проверка затрат на производство ……………………….…..6
1.1 Основные законодательные и нормативные документы…………... ….…...6
1.2 Источники информации для проверки ……………………...……………6
1.3 План и программа аудиторской проверки учета затрат на производство продукции (работ, услуг)……………………………………………………....8
2. Методика проверки основных комплексов работ ……………………..….9
2.1 Проверка обоснованности использования методов учетов затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)………..……….9
2.2 Проверка правомерности включения расходов в состав затрат на
производство…………………………………………………………………...11
2.3 Проверка учета затрат по статьям калькуляции………………………....16
2.4 Проверка сводного учета затрат на производство и отчетности…….....20
Заключение …………………………………………………………………….23
Глоссарий ………………………………………………………………………25
Список использованных источников ………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Подольская Е.С., КР., Аудит.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Так как основные средства принимаются у бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, то необходимо установить правильность ее формирования в соответствии с ПБУ 6/01 в зависимости от источников поступления основных средств.

     В ходе аудита необходимо также проверить: правильность установления сроков полезного использования объектов основных средств; правильность применения выбранных предприятием способов начисления амортизации по видам и группам объектов основных средств; правильность установления даты начала и окончания начисления амортизации по объектам основных средств ;не было ли начисления амортизации сверх срока их полезного использования; правильность сумм начисленной амортизации.

     В состав элемента «Прочие затраты» включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции, но не относящиеся к ранее указанным элементам: налоги, сборы и платежи, начисленные в законодательном порядке; затраты на ремонт основных средств; затраты на обеспечение пожарной безопасности, сторожевой охраны; затраты на гарантийный ремонт и обслуживание; расходы на содержание служебного легкового автотранспорта и затраты на компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях; расходы на командировки; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на почтовые, телефонные и другие расходы, связанные с затратами на производство.

     2.Контроль  состава расходов для целей  налогообложения. В налоговом  учете расходы, связанные с  производством и реализацией,  подразделяются на материальные  расходы, расходы на оплату  труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

     Аудиторская проверка проводится на основе первичных  документов и регистров налогового учета по каждой группе в отдельности. Перечни расходов, входящих в каждую группу, определены гл.25 НК РФ. Они не являются исчерпывающими, поэтому аудитор прежде всего должен установить соблюдение предприятием условий признания расходов в налоговом учете. Расходы должны быть: экономически обоснованными (оправданны); выражены в денежной оценке; документально подтверждены,  направлены на получение организацией дохода.

     Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты  денежных средств и (или) иной формы  их оплаты.

     Особое  внимание аудитор должен уделить  нормируемым расходам для целей налогообложения. По каждому виду нормируемых расходов: проверяется правильность определения базы налогообложения; устанавливается правильность применения норм и нормативов в соответствии с законодательством; проводится арифметический контроль величины нормируемых расходов.

     3. Проверка документальной обоснованности  каждого вида и элемента затрат. Законность и достоверность совершенных  операций подтверждаются проверкой  первичной документации. Аудитор  должен провести арифметический  и формальный контроль документов.

     Формы первичных документов по учету затрат на производство могут утверждаться:

     - Роскомстатом – унифицированные  формы первичной учетной документации;

     - министерствами и иными органами  федеральной исполнительной власти  – отраслевые формы;

     - организациями – формы первичных  документов для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  унифицированные формы.

     Разработанные организацией формы первичных документов с краткими указаниями по их заполнению должны быть приведены в приложении к приказу об учетной политике.

     Независимо  от применяемой формы первичные  документы должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен  документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

     Аудитор должен обратить внимание на наличие  графика документооборота, ознакомиться с перечнем первичных документов по учету затрат на производство, сроками их представления, установит соблюдение графика документооборота. 

     2.3 Проверка учета затрат по статьям калькуляции. Проверка производиться в пять этапов. 

     1. Проверка учета основных затрат  и их распределение по объектам  калькулирования. Прежде всего аудитор должен убедиться в правильности отнесения расходов к основным затратам.

     Основными называют затраты, связанные с технологическим  процессом производства и происходящие в основных цехах. К ним, как правило, относят стоимость основных и вспомогательных материалов или сырья, стоимость энергии, топлива, потребленных для выполнения технологических операций, основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальное страхование и обеспечение этих рабочих и некоторые другие расходы. Такие затраты учитывают непосредственно на счете 20 «Основное производство», группируя по видам продукции (работ, услуг) в разрезе аналитических счетов. Выводы о достоверности информации о прямых затратах аудитор должен сделать на основе анализа данных, отраженных в ведомости №12 «Затраты цехов».

     Задача  аудитора: установить обоснованность метода косвенного распределения расходов в учетной политике предприятия; проверить правильность применения базы распределения; проверить арифметический контроль расчетов распределения затрат по видам продукции.

     Важным  аспектом аудита материальных затрат является анализ состояния внутреннего  контроля на предприятии за рациональным использованием сырья и материалов в производстве. Аудитор должен выяснить: соответствуют ли лимиты отпуска материалов в производство разработанным нормам; контролируются ли отклонения от норм (экономия, перерасход) с применением метода документирования, метода учета партионного раскроя материалов, инвентарного метода; анализируются ли причины отклонений. Для подтверждения правильности распределения материальных ценностей по направлениям затрат проводится взаимная сверка документов по схеме: первичные документы – отчеты цехов об использовании материалов в производстве – разработочная таблица РТ-1 «Ведомость распределения материалов» - ведомость №12 «Затраты цехов».

     2.Проверка учета накладных расходов и методов их списания. Цель аудита накладных расходов – подтвердить правильность группировки и распределения по видам продукции (работ, услуг) общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

     Источники аудита:

     - по счету 25 – ведомость №  12 «Затраты цехов»;

     - по счету 26 – ведомость №  15 «Ведомость учета общехозяйственных расходов».

     Затраты в ведомостях № 12 и 15 группируются по статьям в соответствии с установленной  номенклатурой. Аудитор должен подтвердить  полноту отражения затрат по каждой статье путем взаимной сверки ведомостей № 12 и 15 с разработочными таблицами и листками-расшифровками. Анализируются отклонения фактических затрат от сметных.

     Далее проверяется правильность распределения  накладных расходов по видам продукции (работ, услуг). Способы распределения  этих расходов должны быть определены учетной политикой предприятия. В разных отраслях накладные расходы распределяются различными способами. Выбор способа распределения зависит от организации производства. Например, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, объему выпуска продукции, прямым затратам по отдельным видам продукции.

     Задача  аудитора – установить соответствие выбранного способа конкретным условиям работы предприятия, провести арифметический контроль распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, проверить правильность отражения списания этих расходов в ведомостях № 12 и 15.

     Общехозяйственные расходы не всегда относятся на затраты  производства. Эти расходы в качестве условно-постоянных могут списываться  в дебет счета 90 «Продажи», если это предусмотрено учетной политикой предприятия.

     3.Проверка учета затрат вспомогательных производств и распределения их по объектам калькулирования. Аудиторская проверка вспомогательного производства проводится во многом аналогично аудиту затрат основных цехов. Аудитор контролирует состав и группировку затрат, распределение и списание по видам продукции (работ, услуг) вспомогательных производств общепроизводственных расходов, оценку незавершенного производства (если оно имеется), правильность исчисления фактической цеховой себестоимости продукции (работ, услуг). Проверка основывается на данных ведомостей №12 «Затраты цехов», которые открываются ежемесячно по каждому вспомогательному цеху в отдельности.

     Важной  составляющей аудита вспомогательных  производств является проверка правильности распределения и списания услуг вспомогательных производств. С этой целью контролируются записи в разработочной таблице РТ-9 «Распределение услуг вспомогательных производств».

     Взаимной  сверкой разработочных таблиц и  ведомостей №12 подтверждается правильность записей по формированию и распределению затрат вспомогательных производств.

     4.Проверка учета непроизводительных затрат и потерь. Важной составляющей аудита затрат на производство является проверка обоснованности и правильности отражения в составе производственных затрат потерь от брака продукции и простоев. На предприятии должны быть разработаны номенклатуры причин и виновников брака и простоев, каждый случай брака и простоя должен анализироваться по причинам и виновникам.

     Аудиторская проверка организации учета брака  в производстве осуществляется по счету 28 «Брак в производстве».

     По  журналам-ордерам № 10 и 10/1 проверяется  учет сумм возмещения потерь от брака: удержания из заработной платы виновных лиц, суммы, полученные от поставщиков сырья и материалов, стоимость неисправимого брака по ценам возможного использования. Проверяется правильность списания потерь от брака продукции на счета 20 и 23 и включения их в себестоимость тех изделий, по которым выявлен брак.

     Аудит потерь от простоев проводится на основе актов о простое. Аудитор устанавливает правильность:

     -определения  количества потерь от простоев. Потери от простоев состоят  из заработной платы рабочих  за время простоя, отчислений  ЕСН и стоимости топлива и  энергии,  непроизводительно затраченных во время простоя;

     - отражения потерь от простоев  в бухгалтерском учете. Простои  по внешним причинам учитываются  на счете 26,  по внутренним  причинам – на счете 25, в  результате чрезвычайных ситуаций  – на счете 99:

     - учета возмещения потерь от простоев (по кредиту счетов 25,26,99).

     5.Проверка оценки и учета незавершенного производства. Объем незавершенного производства устанавливают с помощью инвентаризации. Поэтому проверку незавершенного производства начинают с анализа инвентаризационных данных по каждому обособленному подразделению предприятия.

     В составе незавершенного производства в инвентаризационных описях могут  быть отражены: продукция, не прошедшая  всех стадий обработки; неукомплектованные изделия; продукция, не прошедшая испытания; продукция, не прошедшая технической приемки. Необходимо проследить, не отражены ли в составе незавершенного производства изделия, обработка которых закончена, материалы, не подвергавшиеся обработке, потери от брака, затраты на освоение производства новых видов продукции и другие специальные расходы.

     Аудитору  необходимо проанализировать обоснованность и правильность применения выбранного предприятием способа оценки незавершенного производства с учетом отраслевых особенностей. Незавершенное производство можно оценивать по нормативной или плановой производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, по стоимости сырья и материалов. 

     2.4 Проверка сводного учета затрат на производство и отчетности 

     Проверка  производится в три этапа:

     1.Проверка  организации аналитического учета затрат на производство. На данном этапе анализируется организация аналитического учета затрат на производство, устанавливается ее соответствие выбранному в учетной политике методу учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции и рабочему плану счетов. Аудитор устанавливает состав регистров аналитического учета,  применяемых предприятием, и полноту содержащейся в них информации. При журнально-ордерной форме учета источниками проверки являются:

Информация о работе Аудит затрат на производство