Аудит системы внутреннего контроля по учету МПЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности1.

Работа содержит 1 файл

Аудит системы внутреннего контроля по учету МПЗ.docx

— 27.10 Кб (Скачать)

Аудит системы внутреннего  контроля по учету МПЗ

Система внутреннего  контроля – совокупность организационных  мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности1.

Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся к операциям  с повышенным уровнем риска по следующим причинам: 1. Вероятность  санкционированного списания МПЗ под  несуществующие заказы и объемы выпуска  в целях увеличения себестоимости  выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество. 2. Высокий  риск хищения. 3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих  документам юридическую силу), а  также утеря бумаг. 4. Искажение  фактов списания МПЗ из-за технических  ошибок при подсчете и измерении  совершаемых операций на стадии сбора  и регистрации информации.

Чтобы оценить уровень  указанных рисков, аудитор проверяет  эффективность системы внутреннего  контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

  • наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);
  • проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;
  • установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;
  • соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;
  • своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;
  • раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;
  • проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);
  • осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;
  • наличие нетипичных операций с МПЗ.

Аудиторские процедуры  проверки учета МПЗ

Весь объем аудиторских  процедур проверки, по существу, можно  условно разделить на несколько  групп: аудит наличия и сохранности  МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.

В ходе проверки наличия  и сохранности МПЗ аудитор  осуществляет ряд процедур:

  • проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
  • сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
  • анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;
  • удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;
  • проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;
  • проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;
  • устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;
  • анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;
  • проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:

  • документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;
  • правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;
  • верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;
  • правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;
  • соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;
  • правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;
  • полноту учета операций с аффилированными лицами;
  • соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т. д.

Для определения  правильности налогообложения МПЗ  аудитор проверяет:

  • правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;
  • верность начисления в учете НДС при реализации;
  • правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;
  • правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;
  • списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;
  • правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.

Все вышеуказанные  процедуры помогают аудитору собрать  необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с  данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.

Таким образом, плюсы  проведения аудиторской проверки для  финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе  о состоянии учета МПЗ, важна  для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

Цель аудиторской  проверки учета производственных запасов  состоит в подтверждении достоверности  данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации. 
К документам, регулирующим учет материально-производственных запасов, относятся следующие: 
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28 июля 1998 г.) 
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ № 5/01). 
3. Основные положения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166 от 30 сентября 1985 г.). 
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых вложена в иностранной валюте» (Приказ Минфина РФ № 50 от 13 июня 1995 г.). 
5. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ № 94-н от 31 ноября 2000 г.) 
6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) 
7. Налоговый кодекс РФ (чч. 1 и 2). 
8. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря 2001 г.) [11]. 
В методике проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на то: 
– как учитываются материальные ценности – по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам; 
– какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства; 
– какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складе [8; 9].

Основной  целью аудиторской проверки является получение достоверности информации: 
– о наличии, движении и оценке имеющихся в наличии материальных ценностей; 
– об обеспечении сохранности ценностей и соблюдении установленных нормативов их производственного потребления; 
– о распределении стоимости израсходованных на производство материальных ценностей по объектам калькулирования [11]. 
Методика аудита материальных ценностей содержит ряд этапов. Рассмотрим каждый из них. 
Этап 1. Проверку операций с материальными ценностями рекомендуем начинать с анализа их оценки, так как в фактическую себестоимость приобретения материалов помимо их стоимости по ценам приобретения включаются также: транспортно-заготовительные расходы; уплачиваемые снабженческим организациям комиссионные вознаграждения; таможенные пошлины; оплата услуг сторонним организациям по транспортировке, доставке и хранению ценностей. В то же время аудитор должен проверить, не включались ли в стоимость материалов расходы на содержание складов, отделов снабжения и сбыта производства или расходы на командирование работников для оформления и согласования договоров на поставку материалов, которые должны включаться в состав общехозяйственных расходов. 
Этап 2. Он включает три основных вопроса: инвентаризация товарно-материальных ценностей; проверка полноты их оприходования; анализ правильности списания. 
Проверка запасов рассматривается обычно как основная часть аудита на тех предприятиях, где их сумма является значительной величиной. Преднамеренное или непреднамеренное искажение количества или оценки данных по запасам мгновенно сказывается как на финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение себестоимости реализованной продукции), так и на балансе в целом. 
Отсутствие объективной информации о состоянии и стоимостной оценке товарно-материальных ценностей негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, поскольку, во-первых, администрация предприятия не имеет возможности точно планировать деятельность предприятия, во-вторых, искажаются показатели финансового состояния предприятия, и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы) не могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности предприятия, в-третьих, происходит искажение сумм налогов [8; 11]. 
В функции аудитора при проверке товарно-материальных ценностей входят:  
– присутствие при инвентаризации, если запасы значительны и аудитор относится с доверием к ожидаемым результатам;  
– наблюдение за выполнением процедур инвентаризации и идентификации с целью определения степени соответствия их инструкциям, разработанным администрацией, или нормативным законодательным актам;  
– их способности решить тройную задачу: 1) обеспечить точность результатов инвентаризации и отражения последних; 2) устранить двойной счет и обеспечить полноту охвата запасов; 3) выявить устаревшие, медленно оборачивающиеся и поврежденные запасы;  
– проверка правильности подсчета на основе случайной выборки;  
– проверка правильности отнесения операций к отчетному периоду на участках, где осуществляется движение запасов (это необходимо для подтверждения точности и полноты обхвата при инвентаризации);  
– получение удовлетворительных объяснений по поводу несоответствий учетным данным и корректировка последних;  
– проверка правильности оценки фактического объема запасов [2; 4].

Основными источниками  информации являются первичные документы  по учету производственных запасов  и различные аналитические и  синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные  учетные документы, к числу которых  относятся следующие формы: 
доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению; 
приходный ордер (ф. № М-4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки; 
акт о приемке материалов (ф. № М-7) – для оформления приемке материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика; 
лимитно-заборная карта (ф. № М-8) – применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца; 
требование-накладная (ф. № М-11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответсвенными лицами; 
накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям; 
карточка учета материалов (ф. № М-17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала; 
акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ [7]. 
Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела II «Оборотные активы» активы баланса (ф. 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера №№ 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах. 
Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей ф. №№ 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги. 
Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части из отражения в балансе.

Информация о работе Аудит системы внутреннего контроля по учету МПЗ