Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:38, контрольная работа
Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности1.
Аудит системы внутреннего контроля по учету МПЗ
Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности1.
Хозяйственные операции
по учету МПЗ относятся к
Чтобы оценить уровень
указанных рисков, аудитор проверяет
эффективность системы
Аудиторские процедуры проверки учета МПЗ
Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.
В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:
При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:
Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:
Все вышеуказанные
процедуры помогают аудитору собрать
необходимую аналитическую
Таким образом, плюсы
проведения аудиторской проверки для
финансово-хозяйственной
Цель аудиторской
проверки учета производственных запасов
состоит в подтверждении
К документам, регулирующим учет материально-производственных
запасов, относятся следующие:
1. Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28
июля 1998 г.)
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов»
(ПБУ № 5/01).
3. Основные положения по учету тары на
предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166
от 30 сентября 1985 г.).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет
имущества и обязательств организации,
стоимость которых вложена в иностранной
валюте» (Приказ Минфина РФ № 50 от 13 июня
1995 г.).
5. План счетов бухгалтерского учета и
Инструкция по его применению (Приказ
Минфина РФ № 94-н от 31 ноября 2000 г.)
6. Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств
(Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.)
7. Налоговый кодекс РФ (чч. 1 и 2).
8. Методические указания по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов
(утверждены приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря
2001 г.) [11].
В методике проверки основных комплексов
работ по учету материально-производственных
запасов прежде всего необходимо проверить
положения учетной политики по учету товарно-материальных
ценностей (ТМЦ), которые отражены в документе
«Учетная политика». При этом особое внимание
следует обратить на то:
– как учитываются материальные ценности
– по фактической себестоимости их приобретения
(заготовления) или по учетным ценам;
– какой метод используется для списания
материальных ценностей на затраты производства;
– какой метод применяется для учета движения
материальных ценностей на складе [8; 9].
Основной
целью аудиторской проверки является
получение достоверности
– о наличии, движении и оценке имеющихся
в наличии материальных ценностей;
– об обеспечении сохранности ценностей
и соблюдении установленных нормативов
их производственного потребления;
– о распределении стоимости израсходованных
на производство материальных ценностей
по объектам калькулирования [11].
Методика аудита материальных ценностей
содержит ряд этапов. Рассмотрим каждый
из них.
Этап 1. Проверку операций с материальными
ценностями рекомендуем начинать с анализа
их оценки, так как в фактическую себестоимость
приобретения материалов помимо их стоимости
по ценам приобретения включаются также:
транспортно-заготовительные расходы;
уплачиваемые снабженческим организациям
комиссионные вознаграждения; таможенные
пошлины; оплата услуг сторонним организациям
по транспортировке, доставке и хранению
ценностей. В то же время аудитор должен
проверить, не включались ли в стоимость
материалов расходы на содержание складов,
отделов снабжения и сбыта производства
или расходы на командирование работников
для оформления и согласования договоров
на поставку материалов, которые должны
включаться в состав общехозяйственных
расходов.
Этап 2. Он включает три основных вопроса:
инвентаризация товарно-материальных
ценностей; проверка полноты их оприходования;
анализ правильности списания.
Проверка запасов рассматривается обычно
как основная часть аудита на тех предприятиях,
где их сумма является значительной величиной.
Преднамеренное или непреднамеренное
искажение количества или оценки данных
по запасам мгновенно сказывается как
на финансовых результатах предприятия
(поскольку оказывает влияние на определение
себестоимости реализованной продукции),
так и на балансе в целом.
Отсутствие объективной информации о
состоянии и стоимостной оценке товарно-материальных
ценностей негативно отражается на финансовом
состоянии предприятия, поскольку, во-первых,
администрация предприятия не имеет возможности
точно планировать деятельность предприятия,
во-вторых, искажаются показатели финансового
состояния предприятия, и внешние пользователи
отчетности (кредиторы, банки, инвесторы)
не могут объективно судить о рентабельности
и платежеспособности предприятия, в-третьих,
происходит искажение сумм налогов [8;
11].
В функции аудитора при проверке товарно-материальных
ценностей входят:
– присутствие при инвентаризации, если
запасы значительны и аудитор относится
с доверием к ожидаемым результатам;
– наблюдение за выполнением процедур
инвентаризации и идентификации с целью
определения степени соответствия их
инструкциям, разработанным администрацией,
или нормативным законодательным актам;
– их способности решить тройную задачу:
1) обеспечить точность результатов инвентаризации
и отражения последних; 2) устранить двойной
счет и обеспечить полноту охвата запасов;
3) выявить устаревшие, медленно оборачивающиеся
и поврежденные запасы;
– проверка правильности подсчета на
основе случайной выборки;
– проверка правильности отнесения операций
к отчетному периоду на участках, где осуществляется
движение запасов (это необходимо для
подтверждения точности и полноты обхвата
при инвентаризации);
– получение удовлетворительных объяснений
по поводу несоответствий учетным данным
и корректировка последних;
– проверка правильности оценки фактического
объема запасов [2; 4].
Основными источниками
информации являются первичные документы
по учету производственных запасов
и различные аналитические и
синтетические регистры. В качестве
первичных документов по учету материалов
используются преимущественно
доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется
для оформления права лица выступать в
качестве доверенного лица организации
при получении материальных ценностей,
отпускаемых поставщиком по наряду, счету,
договору, заказу, соглашению;
приходный ордер (ф. № М-4) – используется
для учета материалов, поступающих от
поставщиков или из переработки;
акт о приемке материалов (ф. № М-7) – для
оформления приемке материальных ценностей,
имеющих количественные и качественные
расхождения с данными сопроводительных
документов поставщика;
лимитно-заборная карта (ф. № М-8) – применяется
для оформления отпуска материалов, систематически
потребляемых при изготовлении продукции
в течение месяца;
требование-накладная (ф. № М-11) – используется
для учета движения материальных ценностей
внутри организации между структурными
подразделениями или материально-ответсвенными
лицами;
накладная на отпуск материалов на сторону
(ф. № М-15) – применяется для учета отпуска
материальных ценностей хозяйствам своей
организации, расположенным за пределами
ее территории, или сторонним организациям;
карточка учета материалов (ф. № М-17) –
предназначена для учета движения материалов
на складе по каждому сорту, виду, размеру
или другому признаку материала;
акт об оприходовании материальных ценностей,
полученных при разборке и демонтаже зданий
и сооружений (ф. № М-35) – применяется для
оформления оприходования материальных
ценностей, полученных при разборке и
демонтаже зданий и сооружений, пригодных
для использования при производстве работ
[7].
Общие данные по учету материальных ценностей
и производственных запасов проверяются
по статьям раздела II «Оборотные активы»
активы баланса (ф. 1) по строкам 210, 211, 212,
213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам,
как Главная книга, журналы-ордера №№
6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10
при мемориально-ордерной форме учета
или соответствующие машинограммы, полученные
на персональных компьютерах.
Заключительным этапом проверки является
контроль ведения сводного учета материальных
ценностей. Эти данные проверяются по
данным журнала-ордера ф. №10, ведомостей
ф. №№ 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги.
Кроме того, аудитор проверяет сводные
данные по инвентаризации товарно-материальных
ценностей и переоценке материалов в части
из отражения в балансе.
Информация о работе Аудит системы внутреннего контроля по учету МПЗ