Аудит операций с материально-производственными запасами, затрат на производство и реализацию продукции, расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение аудита операций с материально-производственными запасами, затрат на производство и реализацию продукции, расчетных операций.
В соответствии с названной целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать существующую терминологию аудита;
провести анализ современной законодательной аудита операций с материально-производственными запасами, затрат на производство и реализацию продукции, расчетных операций;

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Аудит операций с МПЗ, расчетами.doc

— 287.00 Кб (Скачать)
  • указание на то, что организация пользуется типовыми формами первичных учетных документов, или описание первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы;
  • схему документооборота;
  • описание форм внутренней бухгалтерской отчетности и т.д.

     Выявленные  расхождения фиксируются в специальном  отчетном документе и оценивается  их влияние на достоверность финансовой отчетности. Следует иметь в виду, что применение методов учета, противоречащих действующим нормативным документам, может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Процедура 0.4: тестирование системы внутреннего контроля.

     В рамках данной процедуры аудиторы тестируют  существующую на предприятии систему  внутреннего контроля.

     Система внутреннего контроля МПЗ должна охватывать все виды запасов (сырье  и материалы, готовую продукцию и товары) и все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, товаров для перепродажи, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузку товаров и готовой продукции покупателям и т.д.).

     Источниками информации служат:

  • учетная политика организации;
  • приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации;
  • должностные инструкции;
  • договоры о материальной ответственности;
  • первичные документы, журналы регистрации;
  • результаты осмотра складских помещений;
  • результаты опроса сотрудников организации.

Процедура 0.5: анализ применяемого порядка приобретения материалов.

     На  основании договоров поставки, спецификаций, накладных поставщиков, актов приемки  МПЗ, первичных документов складского учета аудиторы проверяют правильность  порядка приобретения материалов.

Процедура 0.6: анализ методики учета товаров.

     В рамках данной процедуры задача аудиторов  состоит в том, чтобы на основании  первичных документов по учету готовой  продукции (сдаточных накладных, приходных ордеров, накладных, актов приемки готовой продукции, карточек складского учета), первичных документов на отгрузку готовой продукции, первичных документов складского учета, сводных регистров синтетического учета, регистров аналитического учета оценить правильность учета товаров.

Процедура 0.7: анализ применяемого порядка отражения  операций

с возвратной и оборотной  тарой.

     Задача  аудиторов том, чтобы на основании  договоров на приобретение и продажу  затаренной продукции, карточек складского учета, журналов учета поступления и выбытия тары, первичных документов по учету тары (приходные ордера, накладные, акты приема-передачи тары и т.д.), регистров аналитического учета тары проверить правильность порядка отражения операций с возвратной и оборотной тарой.

Процедура 0.8: анализ методики учета готовой  продукции.

     При выполнении этой процедуры источниками информации служат:

  • первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);
  • первичные документы на отгрузку готовой продукции;
  • первичные документы складского учета;
  • сводные регистры синтетического учета;
  • регистры аналитического учета.

Процедура 0.9: выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента.

     На  основании регистров бухгалтерского учета и заключенных договоров  организации аудиторы выявляют виды хозяйственных операций с товарно-материальными  ценностями, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему; операции, не связанные с основной деятельностью организации; операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.

  1. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу5

Процедура 1.1: проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ

и отражения ее результатов  в бухгалтерском  учете.

     В ходе этой процедуры аудиторы проверяют  правильность оформления следующих  документов:

  • приказов о порядке и сроках проведения инвентаризации;
  • приказов о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
  • инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей;
  • протоколов заседания инвентаризационной комиссии;
  • решений руководства по утверждению результатов инвентаризации;
  • бухгалтерских регистров аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;
  • контрольных подсчетов аудитора.

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.

     В целях подтверждения учетных  остатков на отчетную дату выполняются  процедуры «пересчет вперед» или «пересчет назад», заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

     Наблюдая  за проведением инвентаризации, аудитор  должен убедиться в том, что:

  • в организации установлены порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;
  • организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ;
  • материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

     В случае если аудитор не смог наблюдать  за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

     При инвентаризации аудитор может выбрать  для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный  подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости № ИНВ-3.

     В ходе проведения инвентаризации следует  обращать внимание на физическое состояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

Процедура 2.1: проверка документального  подтверждения 

прав  собственности на МПЗ.

     Путем анализа договоров, спецификаций, накладных  поставщиков, актов оприходования  материалов, созданных самой организацией, аудиторы должны убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обусловливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, необходимо убедиться, что их происхождение подтверждено документально.

     При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильность определения момента перехода права  собственности исходя из условий  договоров. В случае если организация  осуществляет реализацию МПЗ, необходимо также проанализировать условия договоров с покупателями, особое внимание уделить договорам комиссии, агентским договорам и другим, предусматривающим участие посредников между организацией и конечным покупателем.

Процедура 2.2: анализ документов, подтверждающих обременение

прав  собственности на МПЗ.

     Путем анализа договоров залога, постановлений  об аресте имущества, требований кредиторов при проведении процедуры банкротства  необходимо выявить причины обременения  прав собственности на МПЗ, оценить  вероятность потери организацией права собственности.

Процедура 3.1: анализ движения МПЗ.

     На  основании регистров синтетического учета выявляются периоды осуществления  хозяйственных операций с товарно-материальными  ценностями, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем для выявления тенденций в движении МПЗ. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволяет сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.

Процедура 3.2: проверка правильности оформления первичных  документов

по  учету материалов.

     Проводится  просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.

     Источниками информации являются:

  • формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
  • график документооборота;
  • первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);
  • регистры аналитического учета.

Процедура 3.3: проверка полноты  документального  подтверждения 

хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском  учете.

     Производится  проверка наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.), регистров аналитического учета.

     Проверка  должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы  управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.) Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе.

Процедура 3.4: проверка правильности списания отклонений расхода материалов

от  установленных лимитов.

     На  основании первичных документов на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.), отраслевых нормативов, установленных  лимитов, технологических норм расхода материалов и регистров аналитического и синтетического учета проверяется правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.

Процедура 3.5: проверка правильности списания потерь материалов.

     На  основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета проверяется правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе.

Процедура 4.1: проверка полноты  отражения хозяйственных  операций

по  движению МПЗ в  бухгалтерском учете.

     По  документам, попавшим в выборку (первичные  документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные  ордера, лимитно-заборные карты и т.д.) и регистры аналитического учета), отслеживается полнота отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.).

Информация о работе Аудит операций с материально-производственными запасами, затрат на производство и реализацию продукции, расчетных операций