Армянская школа менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

После распада СССР Армения выбрала путь перехода от плановой экономики к рыночной. Есть несколько причин, по которым переходный период от плановой к рыночной экономике в Армении проходил не гладко. Армения получила ряд ударов, которые сильно повлияли на экономику. Прежде всего, это землетрясение 1988г. Второе обстоятельство связано с тем, что после распада СССР Армения сразу потеряла все свои рынки. Затем началась война с Азербайджаном. И, наконец, одной из причин стала экономическая стратегия переходного периода.

Работа содержит 1 файл

армянский менеджмент.docx

— 34.40 Кб (Скачать)

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ)  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

   Индивидуальна работа

   На  тему: 

«Армянская  школа менеджмента» 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 4 курса

   экономического  факультета

   специальности менеджмент

                  Сантурян Д.А. 

Преподаватель:

Суварян А.М. 
 
 
 

Ереван, 2011

     После распада СССР Армения выбрала  путь перехода от плановой экономики  к рыночной. Есть несколько причин, по которым переходный период от плановой к рыночной экономике в Армении проходил не гладко. Армения получила ряд ударов, которые сильно повлияли на экономику. Прежде всего, это землетрясение 1988г. Второе обстоятельство связано с тем, что после распада СССР Армения сразу потеряла все свои рынки. Затем началась война с Азербайджаном. И, наконец, одной из причин стала экономическая стратегия переходного периода. Армения выбрала модель "шоковой терапии" и попыталась осуществить масштабные экономические реформы в максимально короткие сроки. Эти реформы включали в себя либерализацию цен, приватизацию госсобственности, сокращение госрасходов, налоговые реформы, жесткую денежную политику, либерализацию внешней торговли, устранение контроля над движением капитала, свободный обмен валюты и плавающий курс драма. Все это привело к общему уменьшению (а значит, ослаблению) роли государства. Целью этих реформ было достижение макроэкономической стабильности, ускорение экономического роста и повышение эффективности распределения ресурсов за счет структурных изменений в производстве. К сожалению, была достигнута только первая цель. В начале переходного периода Армения пережила 5 лет нарастающей инфляции и 4 года резкого спада ВВП. В 1990 году темпы инфляции еще были скромными - всего 10,3%. В следующем году они достигли 274 процентов. Затем Армения вошла в полосу гиперинфляции с пиком в 1994 году, когда инфляция достигла 5273%. Ее удалось обуздать с помощью жесткой денежно-кредитной политики. В 1998 года уровень инфляции не превосходил 10%, в 1999 году он уменьшился до менее 1 процента, а в 2000 году уровень цен слегка снизился. На самом деле является спорным, нужно ли было Центральному Банку проводить столь жесткую политику, т.к. экономика могла выиграть от некоторого ослабления денежной политики. В частности, можно было бы предоставить дополнительные кредиты для финансирования государственных инвестиций в инфраструктуру и ускорение роста. Со стороны вполне может показаться, что контроль над инфляцией превратился в самоцель, а не средство решения социальных задач. Действительно, инфляция была укрощена, но объемы производства и доходы упали, и экономика оказалась в глубокой яме, из которой она еще не вышла. Структура производства изменилась, но не за счет перераспределения ресурсов от неэффективных видов деятельности к эффективным, а за счет их перемещения в ставшие из-за либерализации цен неконкурентоспособными сферы без увеличения объемов производства в других сферах.

     Экономика Армении всегда была наиболее уязвимой по сравнению с другими республиками бывшего СССР. После распада СССР большая часть промышленных предприятий перестала функционировать, поскольку они были связаны с обслуживанием военно-промышленного комплекса бывшего Советского Союза. По сравнению с другими закавказскими республиками бывшего СССР экономика Армении была более слабой из-за особенностей ее географического положения и природно-ресурсной базы (отсутствие выхода к морю, отсутствие ресурсов нефти и газа, низкое плодородие почв).

     В этих условиях стране удалось не только выжить, преодолеть очень серьезные  проблемы, восстановить зону бедствия, но, что самое главное, обеспечить институциональные основы рыночной экономики. Этот процесс был очень сложен и сопровождался как недостатками, так и эффективными решениями.  Вследствие этой приватизации мы получили олигополию. На сегодняшний день многие стратегически важные отрасли сконцентрированы в руках нескольких предпринимателей, которые фактически не придерживаются законов рыночной экономики и действуют исключительно в собственных интересах.

     Сегодня мы оказались в ситуации, когда  нашу экономику очень трудно назвать  рыночной. Ей присущи характеристики, которые формально относят ее к рыночной экономике, но по содержанию они далеки от рыночных. Именно поэтому  есть недовольство в обществе, и  в целом мы остаемся небогатой  страной как по уровню ВВП на душу населения, так и по уровню инфраструктурного  развития. Основная проблема в том, что у нас очень низкая степень  конкуренции экономики и, следовательно, очень высокая концентрация бизнеса  и собственности, монополизация  различных сфер торговли и экономики. Если мы говорим о рыночной экономике, то должны функционировать следующие основные элементы такой экономики:

  • Защита собственности
  • Защита конкуренции
  • Контрактное принуждение
  • Защита прав наемных работников
  • Защита гражданских прав и свобод

     Все эти факторы имеют непосредственное влияние как на социальные вопросы общества в целом, так и на бизнес среду в частности. В Армении сейчас происходит огромный отток капитала. Не многие решаются начать свой бизнес на территории Армении и решают основать свой бизнес за рубежом. Широко распространенная коррупция и слабая защита прав собственности сокращают индекс экономической свободы Армении в целом. Из-за образования олигополистических рынков, огромного теневого сектора экономики трудно говорить о защите конкуренции. Предприниматели не чувствуют ту степень защищенности, которая есть в более развитых странах, куда они и направляют свои инвестиции. Это касается и работников, которые не могут быть уверены в завтрашнем дне. Сегодня наряду с социально-экономическими задачами на первый план выдвигаются гарантии и полноценная защита гражданских прав и свобод, что обеспечит общественный мониторинг в отношении властей, систему сдержек и противовесов, свободу слова, беспристрастное судебное разбирательство, а также реальные рыночные отношения, а не монополию. Только в этом случае будут развиваться социальные и экономические системы, и люди будут иметь возможность свободно реализовывать свой творческий потенциал.

     Все эти факторы влияют на экономику  страны, и слабая развитость этих элементов  снижает конкурентоспособность  экономики Армении. Американский ученный  экономист предложил теорию конкурентоспособности  наций, которая исходит из следующих  положений:

  • конкурентоспособность стран рассматривается через призму конкурентоспособности компаний, представляющих данные страны на мировом рынке;
  • конкурентоспособность одного  отдельно взятого государства связана с производительностью нации, т.е. эффективным использованием всех имеющихся ресурсов;
  • для успеха в конкурентной борьбе  фирмы должны обладать одним из 2-х преимуществ: иметь низкие издержки производства либо дифференцировать качество  продукта в расчете на высокий уровень цен.

     Многие  специалисты, ссылаясь на то, что у  нас нет таких ресурсов как  нефть, газ, нет выхода к мору и  вследствие этого плохо развита  внешняя торговля, говорят, что других путей развития экономики не эффективны. Но у нас есть другие плюсы. Одним из основных наших плюсов в развитии экономики является наличие мобильной, активной диаспоры, которая способствует экономическому росту Армении денежными трансфертами. Наша диаспора – это наша нефть.1 Экономика получает от диаспоры огромную подпитку, по некоторым данным, до полутора миллиардов долларов в год. Сегодня наиболее активная армянская диаспора находится в России. Во многом благодаря ей произошел расцвет строительной индустрии в центре Еревана. Эта диаспора нового поколения, уехавшая вначале 90-х, окрепшая, достигшая успехов в бизнесе. Именно она доминирует в области прямых иностранных инвестиций и частных иностранных трансфертов. 

     Теория, предложенная Портером, гласит:

  • ни одна страна не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограниченность ее ресурсов.
  • важной задачей становится специализация стран на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяйства при этом могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться.

     Следовательно, необходимо найти такие отрасли, в которых ресурсная обеспеченность нашей страны позволит достичь больших  высот. У нас есть большие залежи цветных и черных металлов, драгоценных камней, туфы, мрамора, известняка и др. Необходимо развивать производство стройматериалов, цветную металлургию, химическую промышленность‚ ювелирное производство‚ некоторые виды 
машиностроения (в частности, производство электрогенераторов), военную 
электронику, легкую и пищевую промышленность, в том числе  
производство винно-коньячной продукции. Поощрять развитие 
высокотехнологических отраслей производства, использование в этих целях 
значительной научной базы. Большое внимание нужно уделить развитию туризма.

     Еще одним фактором роста является строительство, но, к сожалению, у нас сооружаются  не предприятия и заводы, а в  основном жилые дома. Конечно, улучшать жилищные условия необходимо, но для  начала важнее развивать те сферы, которые  приведут к повышению потенциала страны. Что касается сельского хозяйства, которое, казалось бы, у нас на плаву, надо иметь в виду, что по условиям ВТО мы скоро будем облагать аграрный сектор налогами, и это приведет к удорожанию сельхозпродукции и  снижению конкурентоспособности на внешних рынках.

     Армения нуждается в развитии новой, инновационной  экономики. Было бы наивно полагать, что  изменения наступят сами. Они обычно идут параллельно с  эффективным образованием. Только достойная система образования сможет обеспечить страну качественным  человеческим капиталом. Но простое и бездумное увеличение вложений в эту сферу вряд ли заставит молодых специалистов соответствовать времени . Здесь также нужны структурные, институциональные реформы, обеспечивающие совместимость с теми технологиями и механизмами, которые сегодня работают в передовых странах Запада и Востока. 

     Существует  несколько факторов, развитие которых  приведет к усилению конкурентоспособности  страны, а, следовательно, и экономики  и модели менеджмента. К этим факторам относится:

  1. Факторные условия;
  2. Условия внутреннего спроса;
  3. Наличие смежных и обслуживающих отраслей;
  4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

     К факторным условиям относятся человеческие ресурсы, физические или природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура. Недооценивать внутренний спрос будет большой ошибкой, потому что именно он обеспечивает развитие экономики страны, которое в дальнейшем позволяет стране выйти на международные рынки. Что касается смежных и обслуживающих отраслей, то стоит отметить, что концентрировать внимание на развитие одной отрасли не эффективно и необходимо системно развивать все отрасли. В результате конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но и целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали либо горизонтали. Большое значение имеет внутриотраслевая конкуренция. Конкурируя друг с другом, компании повышают качество продукции, снижают издержки, способствуют научно-техническому прогрессу, тем самым двигая вперед прогресс в данной сфере бизнеса.

     Также стоит недооценивать влияние  такого важного фактора как случай. Случай - события, которые имеют мало общего с условиями развития данной страны. К ним относятся:

  • изобретения;
  • крупные технологические сдвиги;
  • резкие изменения цен на ресурсы;
  • значительные потрясения на мировых валютных и финансовых рынках;
  • неожиданный подъем спроса на мировом или местном рынке;
  • политические решения зарубежных правительств;
  • войны, эпидемии, стихийные бедствия.

     Влияние этого фактора может положительно или отрицательно сказаться на развитии страны. Необходимо суметь правильно и вовремя отреагировать на неожиданные изменения в технологических, финансовых, валютных и других вопросах.  И, конечно же, стоит отметить роль государства, которая всегда занимало свою важное место в развитии страны. В последние года в Западной Европе преимущественное развитие получила концепция активного вмешательства государства, вмешивающегося в рыночные процессы для преодоления негативных последствий бесконтрольного развития частного бизнеса. С этой точки зрения можно сказать, что у нас социальная рыночная экономика, т.е. сочетаются преимущества рыночной системы и государственной политики.

     В формировании модели менеджмента в  той или иной стране большое значение имеет культура присущая данной стране. Армянская модель менеджмента еще  не успела до конца сформироваться, она еще довольно-таки неустойчивая, нет четко сформированных ценностей, концепций, корпоративной культуры, которые есть в более развитых странах. После распада СССР и перехода к рыночной экономике мы позаимствовали некоторые элементы западной культуры менеджмента, но, в силу отсутствия приспособленных институтов, западная культура до конца не адаптировалась в нашей стране.

     Если  рассматривать разные существующие классификации культур, то можно  попытаться существующую армянскую  культуру отнести к низкоконтекстной культуре. В таких моделях культуры ответственность за успех коммуникации в большей степени несет тот, кто передает информацию. Культурной предпосылкой такого типа коммуникаций является степень индивидуализма, свобода, мобильности людей. Практикуется делегирование полномочий. Власть распределяется более равномерно, исполнитель принимает ответственность на себя. Т.е. у нас нет такой развитой командной работы, которая есть, например, в Японии и этим мы больше похожи на американскую школу менеджмента.

Информация о работе Армянская школа менеджмента