Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:05, реферат
Благоприятное отношение к картелям сложилось на основе принципа свободы экономической деятельности, понимаемого довольно своеобразно: по сути, на картельные соглашения распространялось действие принципа свободы договора. Таким образом, этот принцип не только лег в основу правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии и активно применялся при заключении ценовых соглашений, но и в полной мере признавался в судебной практике по делам, предметом которых выступали карательные и иные монополистические соглашения.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX ВЕКА.
Антимонопольное законодательство Германии.
Особенностью развития монополистической деятельности в Германии во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. явилось то, что картели и иные монополистические объединения рассматривались в качестве инструмента контроля за экономической нестабильностью, бывшей следствием этапа «дикой» конкуренции и так называемых «ценовых войн».
Благоприятное отношение к картелям сложилось на основе принципа свободы экономической деятельности, понимаемого довольно своеобразно: по сути, на картельные соглашения распространялось действие принципа свободы договора. Таким образом, этот принцип не только лег в основу правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии и активно применялся при заключении ценовых соглашений, но и в полной мере признавался в судебной практике по делам, предметом которых выступали карательные и иные монополистические соглашения.
В 1923 г. в Германии был принят Закон о картелях, который стал закономерной реакцией государства на гиперинфляцию в стране. Он был основан на двух принципах: принципе запрещения, а также принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Но даже этот закон не запретил заключение картельных соглашений. По сути, закон лишь требовал регистрации картелей в специальном государственном органе, уполномоченном осуществлять контроль за тем, чтобы участники картелей не стали абсолютными монополистами в соответствующих отраслях страны. Перечень правонарушений в области защиты конкуренции был ограничен. Как следствие, Закон о картелях не оказал существенного влияния на практику картельных соглашений в Германии, а их число продолжало расти.
После Второй мировой войны союзники предполагали навязать Германии модели антитрестовского законодательства США. Оккупационными властями были запрещены картели, синдикаты и тресты на территории Германии. Однако программа экономической деконцентрации страны, навязанная союзниками, вскоре была приостановлена из-за того, что США и Великобритания предпочли использовать Западную Германию в качестве экономического и политического противовеса Советскому Союзу.
Лишь в 1957 г. в Германии после продолжительных дебатов появилось национальное законодательство в области защиты конкуренции. Было создано Федеральное агентство по картелям, которое стало основным государственным органом, регламентирующим вопросы заключения ценовых соглашений и иные вопросы противодействия монополистической деятельности. С тех пор и вплоть до настоящего времени государственным регулированием рыночных отношений занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся: Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики, высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.
С 1973 г. в Германии была нормативно закреплена процедура государственного контроля за слияниями компаний. Это привело к запрещению целого ряда слияний в последующий период, а также к существенным изменениям в монополистической практике хозяйствующих субъектов в Германии. В частности, на смену принципу свободы договора как критерию оценки монополистических соглашений пришел принцип экономической целесообразности, который стал использоваться в судебной практике в качестве механизма противодействия монополиям.
При анализе принципа свободы экономической деятельности суды стали приходить к выводу, что монополистические соглашения, являясь формой выражения экономической свободы их участников, ограничивают экономическую свободу иных субъектов, особенно субъектов малого предпринимательства. Постепенно, во многом благодаря судебной практике, одной из основных тенденций развития правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии стало обеспечение прав субъектов малого предпринимательства. Эта тенденция впоследствии нашла свое выражение ив антимонопольном праве ЕС.
Антимонопольное законодательство Великобритании.
Развитие антимонопольного законодательства в Великобритании берет свое начало с 1919г., когда был принят «Закон о спекуляции», основной целью которого было не допущение не обоснованного роста цен в послевоенный период. После Второй мировой войны на повестку дня были поставлены принципиально иные цели – в первую очередь, борьба с безработицей. Для этих целей в 1948г. был принят «Закон о монополиях и ограничительной практике». В последующие десятилетия антимонопольное право Великобритании развивалось по собственному пути вплоть до 1998 г., когда был принят «Закон о конкуренции», нормы которого, в общем и целом, соответствовали положениям европейского антимонопольного законодательства.
Принятый в 1956 г. «Закон об ограничительной торговой практике», положения которого получили дальнейшее развитие в «Законе о ценах при перепродаже товаров» 1964 г. и в «Законе о монополиях и слияниях» 1965г., тем не менее, оказал ответное влияние на формировавшееся во второй половине ХХ в.антимонопольное законодательство ЕЭС. Благодаря Закону об ограничительной практике в Великобритании была введена система регистрации монополистических соглашений и возможность судебного контроля за их содержанием на предмет их соответствия публичным интересам.
Антимонопольное право Великобритании в период до 1998 г. характеризуется тем, что нормы законодательства не закрепляли системы наказаний и средств принуждения. Штрафы применялись только к хозяйствующим субъектам, повторно совершившим противоправное деяние. Причем штрафы налагались исключительно в судебном порядке. Эти две черты характеризуют антимонопольную политику Великобритании как слабо эффективную.
Лишь в 1998г. под непосредственным влиянием законодательства ЕС антимонопольным органам были предоставлены полномочия по расследованию монополистических действий и наложению взысканий.
В Англии основными
органами, осуществляющими
Антимонопольное законодательство в других странах.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. ХХ века. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимало в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливалась в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускалось объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляло путем административных процедур, а не через суд. За ценами наблюдали специальные контролеры. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возлагался на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
В Италии из европейских стран антимонопольное законодательство было принято наиболее поздно - в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
В Японии в течение многих лет после окончания Второй мировой войны правительство не разрешало национальным компаниям выпуск продукции до тех пор, пока в соответствующих отраслях не начнут действовать как минимум два-три конкурента (ограничение отраслевой монополизации сочеталось при этом с поощрением диверсификации бизнеса). В указанный исторический период Японию можно было считать государством с переходной экономикой – происходило становление полноценной рыночной экономики. Последствия первоначальных административных импульсов оказались столь серьезны, что конкуренция превратилась в один из ключевых принципов организации не только национального рынка, но и внутрифирменных отношений. В настоящее время Япония обладает достаточно либеральным антимонопольным законодательством. В нем признается доминирующим положением одной компании, если она контролирует 50 % рынка, а двух - если их доля на рынке составляет не менее 75%. Решение спорных вопросов обычно осуществляется не судебным и не административным путем, а только через переговоры.
Информация о работе Антимонопольное законодательство зарубежных стран xx века