Антимонопольное законодательство и регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Антимонопольное законодательство – «законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти»1. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелких фирм), любых форм монопольного поведения.

Содержание

1. Теоретический вопрос. Антимонопольное законодательство
и регулирование. 3
2. Задача № 1.
3. Задача № 2.
4. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

     Вот почему весной 1994 года правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

     1) естественные монополии;

     2) разрешенные монополии;

     3) временные монополии.

     «Естественными  монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

     а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны;

     б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

     Реально в эту категорию попали такие отросли, как электро- и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

     Разрешенные монополии будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в бороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

     В эту категорию попадают отрасли  оборонной промышленности, а так же фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

     Временные монополии будут признаваться отросли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынке своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрепления предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы»8.

     Именно  временные и естественные монополии  и будет теперь предметом особого внимания антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет показал, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.

     Но  каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?

     Для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). Эта организация, подчиненная Правительству РФ, устанавливает цены на электро- и теплоэнергию, а также тарифы на перевозку пассажиров и грузов транспортом и перекачку нефти по трубопроводам. То есть в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения (в основном свобода ценообразования) ограничивается.

     По  отношению к временным монополиям будет проводится иная политика. Для  ослабления их власти над рынком государство  намерено осуществлять следующие меры:

                                      

8 И. В. Липсиц Экономика – М., Омега-Л, 2007. – 203-204 с.

     «- запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

     - запретить уже существующим финансово-промышленным  группам включать в свой состав  предприятия, занимающие положения  на местных товарных рынках  отдельных регионов страны;

     - поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополистов на рынке;

     - производить принудительное разукрупнение  фирм-монополистов с созданием  на их основе нескольких независимых  и конкурирующих фирм;

     - поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка»9.

     При этом наиболее действенным методом  решения задач улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для  товаров зарубежных фирм. Но последствия это неоднозначны. Потому что большинство отечественных предприятий пока проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена/качество» при сравнение аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных). Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще теряют рынок (так произошло с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

     Появление на рынке более качественных и  относительно более дешевых товаров  выгодно для покупателей (и они  будут окупать именно зарубежные

                                      

9 И. В. Липсиц Экономика – М., Омега-Л, 2007. – 205-206 с.

изделия), но такое  развитие событий может привести к краху не только отдельные российские фирмы, но и целые отросли российской экономики, а это грозит взрывом  безработицы. В итоге правительству РФ приходится действовать по принципу «шаг вперед, два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача  № 1

     Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: Qd = 240-10P, Qs = 100+25P

     1. Чему равны равновесные цены и объема. Изобразите график спроса и предложения на обеды.

     2. если установится фиксированная цена три рубля, каким будут последствия этого решения?

     3. Как изменится положение кривой  спроса при:

     а) появление дешевого конкурента;

     б) увеличении размера стипендии;

     в) снижение цены на обеды.

     Решение:

     1. Qd = 240-10P                           

        Qs = 100+25P

     240-10P=100+25P

     -10P-25P=100-240

     -35P=-140

     P=(-140)/(-35)

          P=4 – равновесная цена 
 
 

                     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача  № 2

     Известно, что постоянные затраты фирмы  равны 65 млн. ден. ед., а функция предельных затрат имеет вид: МС=8-2Q+2Q2 . Вывести функцию общих затрат фирмы. Как будет выглядеть функция общих затрат, если постоянные затраты будут равны нулю? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы.

     1. И. В. Липсиц Экономика –  М., Омега-Л, 2007.

     2. Экономика / под. ред. доктора эконом. наук, профессора Булатова А. С. – М., Экономистъ 2006.

     3. Микроэкономика / Под. ред. проф. Яковлевой Е. Б. – М. – СПб., Поиск, 2003.

     4. Экономическая теория / под. ред. Кузнецова Н. Г. – М. – Ростов на Дону, МарТ 2004.

     5. Р. М. Нуреев Курс микроэкономики. - М.: Норман, 2002.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование