Антимонопольное законодательство и регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Антимонопольное законодательство – «законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти»1. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелких фирм), любых форм монопольного поведения.

Содержание

1. Теоретический вопрос. Антимонопольное законодательство
и регулирование. 3
2. Задача № 1.
3. Задача № 2.
4. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

     Вариант № 11.

     Содержание.

1. Теоретический вопрос. Антимонопольное законодательство

и регулирование.                                                                                                           3

2. Задача № 1.

3. Задача № 2.

4. Список используемой литературы                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Антимонопольное законодательство

     и регулирование.

     Антимонопольное законодательство –  «законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти»1. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелких фирм), любых форм монопольного поведения.

     Начло формирования антимонопольного законодательства было положено в 1890 году в США принятием  закона Шермана. Закон запретил создание монополий или сговор с целью создания монополий или ограничения свобод торговли. (Это соглашение о фиксированных ценах; ценах предлагаемых на аукционах договор о распределение потребителей). Так же вне закона были «недобросовестные приемы» устранения конкурентов. Нарушение закона Шермана рассматривалось как преступное действие. Меры наказания: штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы.

     Позже в 1914 году был принят закон Клейтона, являющийся актом гражданского кодекса и не влекущий за собой уголовное наказание. Он запрещал определенные виды деловой практики, такие, как установление специальных тарифов для ряда потребителей, если это уменьшало конкуренцию

1Р. М. Нуреев Курс микроэкономики. - М.: Норман, 2002. – 265 с.

и создавало  монополию. «Одна статья этого закона позволяет людям, понесшим убытки в  результате такой деятельности, требовать  в федеральном суде возмещение своих  потерь в трехкратном размере»2.

     В одно время с законом Клейтона, в США был принят закон о  Правительственной (федеральной) торговой комиссии. Согласно этому закону была создана специальная организация (Правительственная торговая комиссия), для усиления выполнения антимонопольного закона на практике. В 1938 году был принят закон Вилера-Ли направленный на защиту потребителей (по защите потребителей от ложной и вводящей в заблуждение рекламе). В 1936 законом Робинсона-Пэтмэна был введен запрет  на ограниченную деловую практику в области торговли («ножницы цен»), а в 1950 году закон против слияния компаний Селлера-Кефовера.

     Важной  особенностью антимонопольных законов  является их избирательная направленность. Вне сферы их действия остаются три  группы отраслей. Это отросли, где  структура рынка приближена к  совершенной конкуренции (для США  – это сельское хозяйство), отросли связанные с естественной монополией (для них существует специальное законодательство) и не коммерческие виды деятельности (благотворительные и общественные организации).

     Система антимонопольного законодательства в  Европе сложилась несколько позже, чем в США. Можно перечислить следующие законы: «Закон о справедливой торговле и Закон об ограничение в торговле в Великобритании; Закон о конкуренции, Закон о контроле над экономической концентрацией и положение о ценах во Франции; Закон против ограничения в Германии;

2Микроэкономика / Под. ред. проф. Яковлевой Е. Б. – М. – СПб., Поиск, 2003. – 270с. 

Антимонопольный закон в Японии; Федеральный Закон  о картелях в Швейцарии и другие. Европейское экономическое сообщество запрещает всем предприятиям и их объединениям заключать договоренности, наносящие ущерб, препятствующие, ограничивающие и искажающие конкуренцию внутри Общего Рынка. Государствам – участникам Сообщества запрещено использовать свое господствующее положение на рынке(§§ 85 и 86 Договора о Европейском Экономическом Сообществе)»3.

     Антитрестовские законы США оказали большое влияние  на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и  современной России.

     Степень монополизации экономики России очень велика, поэтому негативные проявления монопольной деятельности весьма сильно сказываются почти на всех экономических процессах. Из-за кризисного состояния экономики и противоречия законов борьба с монополизмом в нашей стране крайне сложна. Российский монополизм порожден государственной номенклатурой, которая многие десятилетия управляла советской экономикой. Именно ее представители активно стремились стать монопольными собственниками приватизируемых хозяйственных объектов или придать монопольное положение возглавляемым ими структурам.

     История антимонопольного законодательства в  нашей стране очень коротка. В  марте 1991 году был принят Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничение  монополистической деятельности», в этом же году был создан Государственный  комитет РФ по антимонопольной политике (ГКАП), который занимался провидением государственной политики по помощи в развитие товарных рынков и конкуренции, контролем за

3Микроэкономика / Под. ред. проф. Яковлевой Е. Б. – М. – СПб., Поиск, 2003. – 272 с.

соблюдением антимонопольного законодательства, а так же пресечению, ограничению и предупреждению монополистической деятельности.

     Закон «О конкуренции …» дважды подвергался  редакционной правке в 1992 и 1995 годах. При создание закона  учитывался не только мировой опыт, но и российская специфика. Ранее при попытках пресечения монопольного действия вызывали трудности при толкование терминов и понятий, определяющих это действие. Поэтому важное место в «законе «О конкуренции …» занимает статья 4, которая так и называется «Определение основных понятий» «…» На основе этих толкований данный закон дает определение монополистической деятельности, на пресечение которой он главным образом он и направлен. Согласно закону, монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на недопущение ограничение или устранение конкуренции»4.

Закон «О конкуренции…»  запрещает всем органам исполнительной власти принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают благоприятные или дискриминирующие условия отдельных хозяйствующих субъектов, если эти акты или действия могут иметь или имеют своим результатом ограничение конкуренции. Та же этот закон предусматривает осуществления государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений и контроль за приобретением акций (долей) в уставных капиталах коммерческих организаций. 

4Микроэкономика / Под. ред. проф. Яковлевой Е. Б. – М. – СПб., Поиск, 2003. – 277,279 с.

     К сожалению, в гораздо меньшем  объеме, чем запретительные и контрольные  меры, в законе изложены обязанности  антимонопольных органов по содействию развития товарных рынков, конкуренции и поддержки предпринимательства. «Только одна статья закона (статья 16) гласит о том, что в целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральной антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

     - о предоставлении льготных кредитов, а так же об уменьшении налогов или освобождений от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

     - об изменении сфер применения  свободных, регулируемых и фиксированных  цен; 

     - о создании и развитии параллельных  структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

     - о финансирование мероприятий  по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

     - о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон и некоторые другие»5.

     ГКАП  и его региональные управления ведут  Государственный реестр предприятий  монополистов. Если предприятие не соответствует требованием

5Микроэкономика / Под. ред. проф. Яковлевой Е. Б. – М. – СПб., Поиск, 2003. – 281 с.

закона «О конкуренции…», то оно заносится в реестр и  его производственно-коммерческая деятельность контролируется. Реестры бывают двух уровней: федеральные и региональные. Реестр подвижен, то есть предприятия могут вносится и него и исключатся, в результате изучения торгового рынка. Такие предприятия должны отчитываться каждый месяц перед управлением и выплачивают штраф при превышение установленного уровня, а лишняя прибыль идет в областной и республиканский бюджеты.

     Исходя  из реалий российской экономики можно  утверждать, что на первых этапах становления  рыночных отношений в нашей стране, антимонопольное законодательство должно предусматривать оптимальное сочетание монопольных и конкурентных сил.

     Антимонопольное регулирование экономики  – «это комплекс осуществляемых государством экономических, административных, законодательных мероприятий по созданию условий для эффективного функционирования конкурентного рынка, недопущение его чрезмерной монополизации»6.

     К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относится:

     1. предельное упрощение процедуры  создания новых фирм;

     2. снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающий контроль над рынком отечественных монополистов;

     3. принудительное разделение крупнейших  фирм – монополистов на несколько  более мелких и независимых  друг от друга; 

                                      

6Экономическая теория / под. ред. Кузнецова Н. Г. – М. – Ростов на Дону, МарТ 2004. – 156 с.

     4. введение государственного контроля  за процедурами слияния и поглощения  фирм, а в некоторых случаях  установление порядка, при котором  поглощение и слияние возможны лишь с разрешения государства;

     5. введение в особо сложных случаях  (чаще всего это относится к  естественным монополиям) прямого  государственного контроля за  ценами и заработной платой;

     6. Наказание фирм за проведение  политики ценовой дискриминации («ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров в одном и том же количестве на одном и том же рынке по разным ценам различным покупателям»7).

     Однако  некоторые формы монополии современная  экономическая наука и законодательства все же считают нормальным явлением. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

     - создания уникального товара;

     - эффективного маркетинга;

     - разработки и освоения новой  технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам.

     Антимонопольные органы строго проверяют фирмы, продающие  свои товары значительно дешевле, чем  их конкуренты. Многие страны карают демпинговую  практику и иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их национальные рынки.

     Вести работу в этом направлении антимонопольным  органам России придется еще долго, пока они не найдут наиболее действенные  именно для

                                      

7Экономика / под. ред. доктора эконом. наук, профессора Булатова А. С. – М., Экономистъ 2006. – 829 с.

нашей страны способы  поддержки конкуренции и ограничения  монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992 – 1993 годах, особого успеха не принесли. Стало ясно, особая структура российского хозяйства снижает действие методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование