Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:47, реферат
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
Введение
1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.
2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой
3. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]
Демонополизация экономики
предполагает, что предприятия могут
свободно реализовывать свою продукцию
любому нуждающемуся в ней потребителю,
а потребитель имеет
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации
и слабая диверсификация
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление злоупотреблений
доминирующим положением на
В Республике Беларусь предприятие
признаётся занимающим доминирующее положение
на рынке определённого товара, если,
во-первых, его доля продаж превышает
некоторую величину, установленную
уполномоченным республиканским органом
государственного управления (за исключением
случаев государственной и
Начало государственной
политики в области антимонопольного
регулирования положено принятием
в декабре 1992 г. первого в истории
республики антимонопольного закона "О
противодействии
1. Становление в нерыночной
экономике, находящейся в
2. Формальное заимствование
основных подходов
3.Охват практически всех
хозяйствующих субъектов,
4. Выполнение роли инструмента
макро- и микроэкономической
5. Осуществление в условиях
ломки АКС и плановых структур
в производстве и управлении
при сверхвысоком удельном
6. Нацеленность на уменьшение
государственного сектора
7. Направленность на становление
конкурентных отношений, в то
время как на Западе - на устранение
барьеров, препятствующих развитию
конкуренции. Эта особенность
объясняется тем, что в
Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:
1) неблагоприятного состояния
экономики, включая спад
2) ограниченной собственной
материально-сырьевой и
3) высокой зависимости
экономики республики от
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Специализированным органом,
обеспечивающим координацию, реализацию
и контроль за мерами по ограничению
и устранению монополизма и его
проявлений в хозяйственной деятельности,
но развитию конкуренции и
Основными направлениями
антимонопольной деятельности этого
Министерства являются: демонополизация
экономики, содействие развитию конкуренции,
контроль за злоупотреблениями
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах пра-ктически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.
Аналогичная ситуация складывается
с торговыми предприятиями и
предприятиями сферы услуг, антимонопольное
регулирование которых
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:
1) устранение монополизма на всех уровнях экономической системы и, прежде всего в сфере управления;
2) контроль за реорганизацией
хозяйствующих субъектов и
3) предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;
4) снижение отрицательных
последствий естественного
сохраняющегося по технологическим
и экономическим причинам, а также
вследствие обеспечения государственных
интересов. Перестройка деятельности
органов государственного и хозяйственного
управления предполагает качественно
новую роль государства и его
органов; гарантированность свободы
предпринимательской
Эффективность антимонопольного
регулирований в Беларуси снижают
слабая законодательная дисциплина,
развитие нелегитимных экономических
процессов, диффузия институтов, специфика
субъектов антимонопольного регулирования
(бюрократизация и коррупция в
государственном аппарате). Без реформы
системы экономических
В целях устранения факторов,
сдерживающих реализацию антимонопольной
политики, совершенствования правовой
базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов.
Министерство предпринимательства
и инвестиций подготовило проект
закона «О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Беларусь "О
противодействии
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
Антимонопольная политика в
области ценообразования была направлена
в основном на сужение сферы прямого
государственного регулирования цен
на продукцию и услуги предприятии
на базе дифференцированного подхода
к товарным рынкам и разным группам
товаропроизводителей, а также на
постепенный переход от ценового
регулирования к системе
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в
Обобщая сказанное, следует
подчеркнуть, что в условиях перехода
к рынку речь должна идти не столько
о борьбе с монополизмом, о разработке
и принятии пакета антимонопольных
законов, сколько о формировании
конкурентных отношений, на защиту которых
и следует направить
В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования пре-пятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.