Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.

2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой

3. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 44.26 Кб (Скачать)

 

Экономическая ситуация в  Беларуси характеризуется высокой  степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных  предприятий. Кроме того, государство  инициирует монополизацию экономики  путём интеграции предприятий в  рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]

 

Демонополизация экономики  предполагает, что предприятия могут  свободно реализовывать свою продукцию  любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность  выбора поставщика продукции.

 

Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых  условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом  дефиците и углубляющемся экономическом  кризисе. Необходимость его обусловили:

 

1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

 

2) преобладание крупных  чистых монополий - единственных  производителей;

 

3) формирование квазирыночных  структур;

 

4) усиление злоупотреблений  доминирующим положением на рынке  со стороны отдельных хозяйствующих  субъектов, чему способствовали  распад хозяйственных связей  в рамках бывшего СССР, расстройство  финансовой и денежно-кредитной:  систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере  потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации  видов монополий. 

 

В Республике Беларусь предприятие  признаётся занимающим доминирующее положение  на рынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает  некоторую величину, установленную  уполномоченным республиканским органом  государственного управления (за исключением  случаев государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа  на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих  товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты  включаются в Государственный реестр монополистов.

 

Начало государственной  политики в области антимонопольного регулирования положено принятием  в декабре 1992 г. первого в истории  республики антимонопольного закона "О  противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведение последовательной антимонопольной  политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере  производства и обращения товаров  и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике  республики монопольной структуры  рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию  деятельности естественных и искусственных  монополий, учета антимонопольных  требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью  различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию  рынка; наснижение отрицательных последствий  монополизма, сохраняющегося по технологическим  и иным причинам. Данная целевая  функция определена антимонопольным  Законом и конкретизирована в  республиканской Комплексной программе  демонополизации экономики. Одним  из главных направлений антимонопольной  политики должно стать обеспечение  условий свободного доступа новых  фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

 

1. Становление в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном  состоянии;

 

2. Формальное заимствование  основных подходов американского  и западно-европейского законодательств.  Антимонопольное регулирование  применительно к нашим условиям  особенно опасно тем, что может  оказаться суррогатом командно-административных  механизмов.

 

3.Охват практически всех  хозяйствующих субъектов, занимающих  монопольное или доминирующее  положение на рынке (при этом  данные понятия не различаются,  а рассматриваются как тождественные);

 

4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

 

5. Осуществление в условиях  ломки АКС и плановых структур  в производстве и управлении  при сверхвысоком удельном весе  государственной собственности,  при практическом отсутствии  конкуренции и значительных размеров  частного капитала;

 

6. Нацеленность на уменьшение  государственного сектора экономики  входе приватизации, тогда как  в США, например, - на национализацию  собственности монополий;

 

7. Направленность на становление  конкурентных отношений, в то  время как на Западе - на устранение  барьеров, препятствующих развитию  конкуренции. Эта особенность  объясняется тем, что в трансформационной  экономике происходит движение  от монополии к конкуренции,  а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к  монополии. [9, c. 54-59]

 

Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической  системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов  управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.

 

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:

 

1) неблагоприятного состояния  экономики, включая спад производства  и хронический дефицит оборотных  средств; 

 

2) ограниченной собственной  материально-сырьевой и энергетической  базы;

 

3) высокой зависимости  экономики республики от процессов  в сопредельных государствах (особенно  в Россий-ской Федерации), а также  от поставок основных видов  ресур-сов и комплектующих изделий.

 

Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных  структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких  вертикальных к многообразным и  гибким горизонтальным связям, между  предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических  объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих  производств (малых и средних  предприятий).

 

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению  и устранению монополизма и его  проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства  ранее выступали Государственный  комитет, затем - Министерство по антимонопольной  политике. В настоящее время эту  функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

 

Основными направлениями  антимонопольной деятельности этого  Министерства являются: демонополизация  экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

 

В республике сложились и  функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику  и местных монополистов. Так, в  отдельно взятых регионах пра-ктически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В  рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим  параметрам под определение монополиста.

 

Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и  предприятиями сферы услуг, антимонопольное  регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее  время уже определено около 30 позиций  услуг и 100 товарных групп, по которым  необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять  ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения  монополистической деятельности и  устранения доминирующего положения  хозяйствующих субъектов на местных  рынках созданы антимонопольные  структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные  Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев  их вообще невозможно применить. Выявление  локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются  на территориальные органы, которые  проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов  рыночной инфраструктуры.

 

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов  и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

 

1) устранение монополизма  на всех уровнях экономической  системы и, прежде всего в  сфере управления;

 

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в  ходе приватизации, а также за  движением ценных бумаг, недопущение  создания новых монопольных образований;

 

3) предупреждение, ограничение  и пресечение антиконкурентных  действий "искусственных" монополий;

 

4) снижение отрицательных  последствий естественного монополизма,

 

сохраняющегося по технологическим  и экономическим причинам, а также  вследствие обеспечения государственных  интересов. Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно  новую роль государства и его  органов; гарантированность свободы  предпринимательской деятельности и реализации прав собственности  различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и  территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов  государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

 

Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают  слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических  процессов, диффузия институтов, специфика  субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в  государственном аппарате). Без реформы  системы экономических отношений, без соответствующей институциональной  среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила  поведения субъектов на рынках и  меры защиты прав малых и вновь  создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация  управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень  монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных  предприятий. Из общего количества реформированных  объектов более 28 % преобразовано в  акционерные общества, 22 - выкуплено  арендными предприятиями, 20 -- продано  на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми  коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет  процесс приватизации пренебрежение  процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных  средств препятству-ют созданию новых  и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик  имеет возможность монопольного диктата своих условий.

 

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной  политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства  и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О  противодействии монополистической  деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной  политики внастоящее время являются

 

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход  кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

 

б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений  предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются  естественные, регулируемые государством монополии;

 

в) обеспечение притока  конкурирующих товаров на белорусские  рынки;

 

г) правовое и организационное  обеспечение антимонопольного регулирования  и реализации законодательства о  защите прав потребителей.

 

Антимонопольная политика в  области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого  государственного регулирования цен  на продукцию и услуги предприятии  на базе дифференцированного подхода  к товарным рынкам и разным группам  товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]

 

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительным  состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты  предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о  рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах  и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная  статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить  полный и всесторонний анализ степени  монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области  возникает монополия на информацию.

 

Обобщая сказанное, следует  подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько  о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных  законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых  и следует направить антимонопольное  регулирование. Необходимо разработать  Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих  коренную перестройку отношений  собственности, производства, обмена и  управления.

 

В отечественной экономике  до настоящего времени остается прежней  природа формирования монопольных  структур, т.е. они создаются не в  результате естественных процессов  концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции  на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования пре-пятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой