Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:47, реферат
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
Введение
1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.
2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой
3. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
2. Государственный контроль
за монополистической
В странах с развитыми
рыночными системами
Во всех промышленно развитых
странах в настоящее время
осуществляется правовое регулирование
(как правило, в рамках торгового
права) процесса концентрации капитала
и конкуренции в целях
Разработка и принятие
антимонопольного законодательства --
одно из самых важных средств такого
государственного регулирования экономики.
В современный период главная
особенность этого
В развитых странах
антимонопольное регулирование
стало регулярной функцией
Исторически сложилось две
системы антимонопольного регулирования:
американская и западноевропейская.
Критерием их различий выступает
отношение к монополии. Первая - объявляет
все монополии противоправными.
Вторая - запрещает не саму монополию,
а злоупотребления монопольной
властью. Правительства учитывают
плюсы и минусы больших компаний
в осуществлении
Впервые антимонопольные
законы были приняты в Канаде (1889
г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское
антимонопольное
Наиболее разработанным
принято считать
Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающее-ся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.
С точки зрения американского
законодательства, компания может быть
признана монополистом и в отношении
ее могут быть начаты судебные действия,
если ею контролируются более 6 % рынка
и имеются факты, свидетельствующие
об использовании нечестных
Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния -- слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" -- признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные слияния -- это
слияния фирм, специализирующихся на
разных стадиях производительного
процесса в одной отрасли. Такие
слияния также не допускаются, если
каждая фирма обладает 10 или более
процентами соответствующего рынка. Считается,
что вертикальные слияния сокращают
возможности конкуренции между
компаниями-продавцами сырья. Американское
антимонопольное
В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.
Однако в действительности
случаи ужесточения по отношению
к компаниям-монополистам применяются
не так часто. К примеру, за всю
историю американского
В европейских странах
антимонопольное
В отличие от американского
антимонопольного законодательства, ставящего
своей целью, как правило, следование
букве закона, для европейских
стран решающим в антимонопольной
политике государства является принцип
"здравого смысла". Главной целью
антимонопольной политики большинства
стран Европы является улучшение
качества продукции за счет широкого
развития конкуренции. В Англии основными
органами, осуществляющими
Великобритания , в которой
сложились две системы контроля
за монополиями. В первой из них, основанной
на законах о добросовестной торговле
и о конкуренции, ключевую роль играют
Ведомство по добросовестной торговле,
Комиссия по монополиям, государственный
секретарь торговли и промышленности.
Вторая система контроля, предусмотренная
законодательством об ограничительной
торговой практике, ключевую роль отводит
Суду по ограничительной практике.
В целом законодательство либеральнее
американского
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов
слияния более жесткую позицию
антимонопольное
Принятие окончательных решений по ограничению монополисти-ческой деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Совет по вопросам конкуренции
считается независимым
В ФРГ государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению
Из европейских стран
наиболее поздно антимонопольное
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно либеральным
считается антимонопольное
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
На Западе антимонопольная
политика - это гибкая система постоянно
действующих, мобильно перестраивающихся
мер и санкций, носящих запретительный,
ограничительный или
3. Анализ использования
антимонопольного
Монополизм в Республике
Беларусь отличается от монополизма
в странах с развитой рыночной
экономикой, поскольку его истоки
лежат в структуре
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния - отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли- ведомственный, должностной и производственный.
Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.
Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное количество
крупных предприятий не показывают
высокой эффективности