Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. Монополия……………………………………………………………......5
1.1. Монополия: понятие, сущность виды и формы…………………….…5
1.2 Монопольная власть……………………………………………………..9
1.3. Последствия монополизма……………………………………………...11
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)……………………………….….14
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………..…14
2.2. Зарубежное антимонопольное законодательств……………………….18
3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь ………………….……………………………………21
3.1. Монополизм в Республике Беларусь. …………………………………21
3.2. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции…………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………....29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…….23

Работа содержит 1 файл

Антимонопольное законодательство КУРСАЧ.docx

— 96.16 Кб (Скачать)

Примером  этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное  предприятие до 1991 г. производило  кинескопы для телевизоров, осуществляя  полный цикл производства - от литья  экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций  передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.

Эффективность антимонопольного регулирования  в Республике Беларусь снижают:

  • слабая законодательная дисциплина
  • развитие нелегитимных экономических процессов
  • наличие диффузии институтов
  • специфика субъектов антимонопольного регулирования
  • бюрократизм и коррупция в государственном аппарате

Антимонопольное регулирование не позволило создать  правила поведения субъектов  на рынках, защитить права малых  и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках Республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики,  как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой.

Принципами такой политики в рыночной экономике являются:

  • эффективность
  • справедливость
  • правовая защита производителя (продавца) и потребителя.

Она направлена на стимулирование эффективности и  контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.

Основными направлениями конкурентной политики являются:

  • разработка и совершенствование законодательства о конкуренции
  • контроль над структурой рынка
  • предотвращение злоупотреблений рыночной власти
  • стимулирование предпринимательской деятельности.

В переходный период важно создать необходимые  условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

Антимонопольному  регулированию в Республике Беларусь  должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в  формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные  в закон «правила игры», нормы  поведения, регулирующие взаимоотношения  хозяйствующих субъектов в сфере  бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько  стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

Конкурентная  политика и законодательство о конкуренции  должны ориентироваться не столько  на пресечение монопольного поведения  хозяйствующих субъектов, сколько  на устранение указанных выше препятствий  барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений  в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив  предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности и перевести ее в  неценовую.

В настоящее  время отношение к монополиям двойственно:

- С одной  стороны негативное, т.к. они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень;

- С другой  стороны положительное, т.к. продукция производится по сравнительно невысоким ценам, масштабы производства крупные, за счёт чего снижаются издержки производства. Также крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий.

Опыт  стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации  экономики в Республике Беларусь, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

Анализ  экономической ситуации в Республике, практики демонополизации позволяет  сделать вывод о том, что в  ходе реформирования национальной экономики  было бы целесообразно отдать приоритет  не антимонопольной, а конкурентной политике.

Роль  государства как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические  тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете  монополий как таковых, а в  создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую  активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеенко Н.А., Гурова И.Н.; Экономика предприятия : учебное пособие / Белорусский государственный университет, Государственный институт управления и социальных технологий, Кафедра экономики и управления бизнесом. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2005
  2. Микроэкономика. Учебное пособие. Под редакцией А.В. Бондарь, В.А. Воробьева. Мн: БГЭУ, 2007 г. 
  3. К.Р. Макконелл, С.Л. Брю; Экономикс 16 издание – Москва ИНФРА –М 2006 год
  4. Н.И.Базылев, М.Н. Базылева; Экономическая теория 2 издание – учебное пособие, Минск  «Совремменная школа» 2010 год
  5. А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. Макроэкономика: учеб. пособие– Минск.: БГЭУ, 2007
  6. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — Москва, изд-во РАН, 1992
  7. Электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
  8. . Сайт www.Rambler.ru , раздел "финансы".
  9. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь http://www.economy.gov.by
  10. Электронное издание специализированного журнала для экономистов «Планово-экономический отдел» http://peomag.by
  11. Белорусская цифровая библиотека http://library.by
  12. Официальный портал Минского гориосполкома http://minsk.gov.by
  13.  

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1


 Допустим, что спрос у нас эластичен по цене, а первоначально объем равен Q1, а цена – Р1 (рисунок 1, приложение 1). Если монополист уменьшит цену с Р1 до Р2, то объем возрастет с Q1 до Q2. Выручка определяется произведением P*Q , очевидно что величина P2*Q2 больше, чем величина P1*Q1. То есть если спрос на товар монополиста эластичен, монополисту нужно уменьшить цену, чтобы получить большую выручку.

Обратное происходит когда спрос  неэластичен по цене (рисунок 2, приложение 1). В этом случае монополист повышает цену с Р1 до Р2, при этом уменьшается объем с Q1 до Q2. Но и в данной ситуации выручка возрастет. TR2 = P2*Q2 будет больше, чем TR1 = P1*Q1. Отсюда следует вывод, что если спрос неэластичен, то для достижения большей выручки монополисту необходимо увеличить цену.


Если данное явление не регулировать, то монополисты, пользуясь своим  доминированием на рынке товаров  и услуг, будут получать свою сверхприбыль, а конечный потребитель тратить  за один и тот же товар больше денег. В то же самое время страдает тот самый рынок, на котором и  доминирует данный монополист, плюс ко всему потребителя решают права  выбора продукта и его качества. На данном этапе и вступает государство, в роли контролера над монополией.

 

 

 

 

1

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь