Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. Монополия……………………………………………………………......5
1.1. Монополия: понятие, сущность виды и формы…………………….…5
1.2 Монопольная власть……………………………………………………..9
1.3. Последствия монополизма……………………………………………...11
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)……………………………….….14
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………..…14
2.2. Зарубежное антимонопольное законодательств……………………….18
3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь ………………….……………………………………21
3.1. Монополизм в Республике Беларусь. …………………………………21
3.2. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции…………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………....29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…….23

Работа содержит 1 файл

Антимонопольное законодательство КУРСАЧ.docx

— 96.16 Кб (Скачать)

Чтобы правильно понять ценовую  стратегию монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Допустим, что спрос у нас эластичен  по цене, а первоначально объем  равен Q1, а цена – Р1 (рисунок 1, приложение 1). Если монополист уменьшит цену с Р1 до Р2, то объем возрастет с Q1 до Q2. Выручка определяется произведением P*Q , очевидно что величина P2*Q2 больше, чем величина P1*Q1. То есть если спрос на товар монополиста эластичен, монополисту нужно уменьшить цену, чтобы получить большую выручку. Обратное происходит когда спрос неэластичен по цене (рисунок 2, приложение 1). В этом случае монополист повышает цену с Р1 до Р2, при этом уменьшается объем с Q1 до Q2. Но и в данной ситуации выручка возрастет. TR2 = P2*Q2 будет больше, чем TR1 = P1*Q1. Отсюда следует вывод, что если спрос неэластичен, то для достижения большей выручки монополисту необходимо увеличить цену.

Если данное явление не регулировать, то монополисты, пользуясь своим  доминированием на рынке товаров  и услуг, будут получать свою сверхприбыль, а конечный потребитель тратить  за один и тот же товар больше денег. В то же самое время страдает тот самый рынок, на котором и  доминирует данный монополист, плюс ко всему потребителя решают права  выбора продукта и его качества. На данном этапе и вступает государство, в роли контролера над монополией.

 

1.2. Монопольная власть

 

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая  монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.

Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной  продукции.

Источники или факторы монопольной  власти:

  • доля фирмы в рыночном предложении;
  • отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;
  • эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

Один  английский экономист А. Пигу сказал: “монополистическая власть не возникает  случайно, она является логическим завершением стратегии предприятий”. Перефразировав это известное выражение на сегодняшний день,   можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще давно сформулированный А.Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным  и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.

 

 

    1. Последствия монополизма

 

С монополией связан монополизм.

Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, вопреки их интересам, эксплуатируя в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.

В качестве форм проявления монополизма выступают:

  • взвинчивание цен и сокращение производства,
  • уменьшение внимания к издержкам производства,
  • рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах,
  • рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу,
  • упрощение маркетинга,
  • снижение качества продукции.

Из всего  перечисленного можно сделать вывод, что монополизм в экономике  - большое зло.

Негативными последствиями монополизма государственной  собственности (государственного монополизма) являются;

1) на  уровне общества - отсутствие экономической  свободы, вырождение экономической  системы;

2) на  уровне отрасли - возникновение узковедомственных интересов;

3) на  уровне предприятия - негибкость, неэффективность производства;

4) на  уровне отдельного работника  - отчуждение от собственности,  управления и от результатов  собственного труда.

Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному  хозяйству в целом огромный вред.

Все вышеизложенное  дополняется конкурентной борьбой  и в “свободном секторе” экономики. Монополии разных отраслей национальной экономики борются за источники  сырья, “доллар покупателя” и  т.д. В ход идёт монополизация  научно-технической информации. Используются реклама, а также лобби в парламенте и правительстве.

Пределы монополизации  экономики нации:

1. Можно  монополизировать ту или иную  научную разработку, но НТП предлагает  новые разработки;

2.Рост  цен провоцирует появление мелких  фирм, для которых производство  становится прибыльным;

3.Монополизированный  товар испытывает всё возрастающее  воздействие со стороны товаров—заменителей;

4.Рост  цен на национальном рынке  усиливает стремление иностранных  фирм проникнуть на него со  своими товарами и капиталами (к тому же легализация внешней  торговли - традиционное требование  по демократизации экономики);

5.Концентрация  производства постепенно наталкивается  на исчерпание положительного  масштаба производства, возрастает  сложность управления таким производством;

6.Нарастание  экологического давления со стороны  крупного производства и введение  соответствующих законодательных  ограничений;

7.Ограничения  в рамках антитрестовского регулирования  и действующих нормативных актов;

8.Устойчивость  мелких акционерных обществ, при  низком уровне дивидендов.

Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это ещё дополняется и снижением объёмов производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя.

Чаще  всего деятельность монополии связана  с положительным эффектом масштаба производства. Поэтому монополии  в состоянии произвести требуемый  объём продукции при более  низких издержках /АТС/, нежели мелкие предприятия. Но здесь может обнаружиться и неэффективность производства, когда вновь созданные крупные  мощности недоиспользуются в условиях ограниченного рынка.

Монополии имеют значительные финансовые и  материальные резервы для НТР. И  есть много примеров, когда монополия  выступает двигателем прогресса. Но и опасность застоя здесь также  велика.

Прибыль и экономическая  власть.

В структуре  прибыли монополии можно условно  выделить:

  • среднюю прибыль;
  • избыточную прибыль (экономическая прибыль);
  • монополистическую сверхприбыль.

Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится убыточной или малорентабельной, то монополия покинет её.

Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Нельзя не заметить, что монополия обладает особыми возможностями снизить издержки производства за счёт более крупного производства, крупных закупок сырья и реализации продукции крупными партиями, более мощных и производительных средств труда, используя более дешёвый кредит, более квалифицированную рабочую силу. Данную прибыль получают лишь временно те предпринимательские фирмы, включая и монополии, которые лидируют в научно-техническом прогрессе.

Монополистическая сверхприбыль имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в её пользу перераспределяется определённая часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. «Донорами» могут выступать как поставщики сырья, так и работополучатели или поставщики комплектующих изделий.

 

2. Антимонопольное законодательство  и антимонопольное регулирование  (опыт зарубежных стран)

 

2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования

 

Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической  власти, государства практически  всех стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в  деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности тех или  иных монопольных структур. Более  того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства.

Существуют  различные подходы к характеристикам  направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно  к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства  в деятельность монополий.

  • Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов.
  • Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях).
  • В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии.
  • В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей.
  • В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

В разных странах и в различные периоды  преобладают те или иные государственные  воздействия на монополии. Но, как  правило, в наиболее общем плане  в странах с рыночным типом  экономики выделяется три основных направления:

  1. активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
  2. государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
  3. прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Рассмотрим  подробнее каждое из этих направлений.

Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь