Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты антимонопольной политики и эффективность ее действия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные понятия и виды монополий, выявить их особенности;
- исследовать основные направления антимонопольной политики в современных условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………...3
1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ………………….5
1.1. Монополия: понятия и виды……………………………………….-
1.2. Особенности монополии в России…………………………….......8
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………10
2.1. Основные направления антимонопольной политики в
современных условиях…………………………………………….-
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных
монополий…………………………………………………………..12
2.3. Антимонопольная политика в отношении искусственных
монополий…………………………………………………………..15
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИИ И В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………...20
3.1. Становление антимонопольной политики в России…………….-
3.2. Методы антимонопольной политики в России………………….23
3.3. Антимонопольная политика в развитых странах………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МИКРО.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за монополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).

Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров [16].

В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности [14].

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

Во Франции контроль над монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать «вето». Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке [17].

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Антимонопольное   регулирование   -  важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Подводя итог, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, известно, что у экономики не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Итак, исходя из цели курсовой работы, можно отметить, что антимонопольная политика в России развита ещё недостаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы.

Именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения непременно будет становиться лучше.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1)     Булатов А.С. Экономика / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2008г. – 250 с.

2)     Вечканова Г.С. Микро- и макроэкономика / Энциклопедический словарь. – М.: Владос, 2008 г. – 600 с.

3)     Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / Учебник. – СПб.: АСТ, 2009 г. – 480 с.

4)     Корогодин В.А. Общая экономическая теория / Учебное пособие для студентов экономических факультетов вузов. – В: Дрофа, 2008г. – 300 с.

5)                 Миронов В.А. Российский монополизм и приватизация / Экономист – СПб.: Юристь, 2007 г. – 250 с.

6)     Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа / Экономика – М.: АСТ, 2008г. – 310 с.

7)     Нуреев В.Л. Курс экономики / Учебник – М.: ИНФРА-М, 2008 г.– 610 с.

8)     Николаев А.Н. Курс экономической теории / Учебник. 4-е изд.,  перераб. и  доп.- Киров: АСА, 2009г. – 640 с.

9)     Сумцова Н.В. Экономическая теория / Учебник для вузов  – М.: Юнити-Дана, 2009г. – 500 с.

10)            Чувилин Е.В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах  / Финансы и статистика – М.: АСТ , 2008 г. – 390 с.

11) http://economicolib.ru/

12) http://economics.wideworld.ru/

13) http://economics.wideworld.ru/microeconomics/competition/4/

14) http://econteor.ru/

15) http://money.rin.ru/content/?id=217

16) http://www.ecsocman.edu.ru/economics/msg/341022.html

17)            http://www.socionet.ru/files/book_ekonomika_rus.xml

 

33

 



Информация о работе Антимонопольная политика