Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:19, реферат
Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.
Введение
1. Структура государственных антимонопольных органов
2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
Заключение
Список литературы
В целях защиты
прав потребителей субъектам естественной
монополии установлен ряд запретов.
Это оказывать услуги и осуществлять
иную деятельность, не относящуюся
к основной деятельности, иметь в собственности
или на праве хозяйственного управления
имущество, которое не связано с предоставлением
услуг, владеть акциями других коммерческих
организаций и др.
Органы по регулированию
естественных монополий наделены важными
полномочиями:
1) государственное
регулирование;
2) контроль за
соблюдением действующего
3) применение
мер по пресечению нарушений.
К полномочиям,
обеспечивающим выполнение государственных
регулирующих функций в сфере
естественных монополий, относятся следующие:
принимать решения
о включении в Государственный
регистр субъектов естественных
монополий либо об исключении из него;
принимать обязательные
для субъектов естественной монополии
решения о введении, изменении
или прекращении
3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
АНТИМОНОПОЛЬНОГО
Государственная
монополия - услуги, предоставляемые
государственными учреждениями в эксклюзивном
порядке. Это учреждения и предприятия,
созданные и, как правило, лишь частично
финансируемые государством. Другими
источником финансирования их деятельности
являются поступления от платных услуг
физическим и юридическим лицам.
Во всём мире
объективно существует проблема правового
регулирования деятельности группы
субъектов, выполняющих специфические
функции. Это деятельность государственных
органов по обеспечению управления, правопорядка,
обеспечение безопасности государства
и многие другие виды деятельности. Вместе
с тем, перед каждым государством стоит
проблема создания стройной системы, обеспечивающей
нормальную жизнедеятельность общества
в части обслуживания ежедневных его потребностей.
Немаловажно и
то, что надлежащее качество и обоснованный
уровень цен на эти услуги играет
важную роль в становлении и развитии
отечественного производителя, так как
существенно влияет на уровень цен всех
групп товаров, особенно товаров народного
потребления.
Продолжительное
время в вопросах цен и тарифов
на услуги этой сферы наблюдался хаос.
Каждой организацией и учреждением
цены и тарифы устанавливались самостоятельно.
В целях защиты интересов потребителей
Правительство Республики Казахстан принимает
постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О
мерах по упорядочению взимания платы
за услуги, оказываемые центральными и
местными исполнительными органами».
Данный нормативно-правовой акт устанавливает
запреты центральным и местным исполнительным
органам по взиманию платы за оказание
услуг, не предусмотренных законодательными
актами Республики Казахстан и передаче
выполнения государственных функций,
возложенных на них, хозяйствующим субъектам
с негосударственной формой собственности.
В целях реализации
Указа Президента Республики Казахстан
от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан
и юридических лиц на свободу
предпринимательской деятельности» Правительство
Республики Казахстан принимает постановление
9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:
Правила оказания
услуг государственными организациями;
2) Правила установления
и определения размера платы
за услуги государственных органов;
3) Правила ведения
государственного регистра
Правила оказания
услуг регулируют отношения между
потребителями и
1) настоящие
правила, изложенные в полном
объеме;
2) перечень платных
услуг, оказываемых данным
3) цены на предоставляемые
услуги, утвержденные уполномоченным
органом по согласованию с Министерством
финансов Республики Казахстан или его
территориальными органами;
4) исчерпывающий
перечень документов, предъявляемых
потребителем для получения
5) порядок и
условия обслуживания ( режим работы,
реквизиты, льготы по
Настоящими правилами
определены права и обязанности
государственных органов и
При нарушении
установленного порядка оказания услуг
должностные лица государственных органов,
виновные в нарушении, привлекаются у
ответственности.
Правилами установления
и определения размера платы
за услуги государственных органов
жестко регламентирован порядок
и сроки предоставления к утверждению
проектов цен. Цены на услуги государственных
органов, включенных в Государственный
регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным
Агентством и его территориальными органами
(Департаментами) и согласовываются соответственно
с Министерством финансов Республики
Казахстан или его территориальными органами.
Изменение цен на платные услуги производится
не чаще одного раза в квартал и вводятся
с 1 числа начала квартала.
Запрещенные
действия органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
за сравнительно небольшой срок перехода
Республики Казахстан к цивилизованному
рынку, законодательство обогатилось
достаточно стройной системой правовых
норм, регулирующих деятельность субъектов
всех сфер экономики, множественность
и специфичность которых позволяют выделить
их в самостоятельную подотрасль.
Система государственного
антимонопольного регулирования формируется
во всех странах, где экономика строится
на рыночных принципах. И в нашем
государстве решена задача правового
регулирования субъектов всех сфер экономики.
В сфере естественной монополии государственное
правовое регулирование осуществляется
посредством установления цен (тарифов)
и особым порядком формирования затрат
на оказываемые услуги. Государственное
регулирование в конкурентной сфере экономики
сводится лишь к ограниченному набору
действий, направленных на обеспечение
соблюдение правил свободной конкуренции
всеми субъектами рынка независимо от
форм собственности и структурно-правовых
форм организации деятельности. Деятельность
учреждений сферы государственных монополий
находится под жестким контролем Антимонопольных
органов, а порядок утверждения тарифов
устанавливается в строгом соответствии
с ценовой и антимонопольной политикой.
Как видно из
дипломной работы, по вопросам правового
антимонопольного регулирования имеются
нормативные и методологические наработки,
накоплен некоторый собственный практический
опыт, обобщен опыт других республик СНГ.
Однако, как показал анализ применения
в Республике Казахстан антимонопольного
законодательства, для повышения эффективности
антимонопольной деятельности необходимо
дальнейшее совершенствование законодательной
базы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Законы и
другие нормативно-правовые
2. Конституция
Республики Казахстан (с изменениями и
дополнениями, внесенными Законом Республики
Казахстан от 7 октября 1998 года). - Алматы:
ТОО «Баспа», 1995. - 68 с.
3. Гражданский
кодекс Республики Казахстан:
общая часть.- Алматы: Жетi Жаргы,
1995. - 427 с.
4. Гражданский
процессуальный кодекс Республики Казахстан
от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. - Астана: Издательский
дом «Lem», 1999. - 140 с.
5. Гражданский
кодекс Республики Казахстан
(особенная часть).-Алматы: Издательский
дом Lem, 1999.- 302 с.
6. Анохин В.
Государственное регулирование предпринимательства
// Хозяйственное право. - 1995. - № 4. - С. 59-67.
7. Горфинкеля
В.Л., Поляка Г.Б., Швандара В.А.
Предпринимательство. - М.: Банки и
Биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.
8. Дойникова
И.В. Предпринимательское (
9. Майдыров С.Г.
Монополия и рост цен.
10. Казахстан:
конкуренция и Государственный
Комитет по антимонопольной