Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:19, реферат

Описание работы

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.

Содержание

Введение
1. Структура государственных антимонопольных органов
2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика РК сущность, направления, опыт применения (на примере отрасли промышленности).doc

— 70.50 Кб (Скачать)

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся  к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др. 

Органы по регулированию  естественных монополий наделены важными  полномочиями: 

1) государственное  регулирование; 

2) контроль за  соблюдением действующего законодательства; 

3) применение  мер по пресечению нарушений. 

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных  регулирующих функций в сфере  естественных монополий, относятся следующие: 

принимать решения  о включении в Государственный  регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;  

принимать обязательные для субъектов естественной монополии  решения о введении, изменении  или прекращении государственного регулирования.

3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Государственная монополия - услуги, предоставляемые  государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам. 

Во всём мире объективно существует проблема правового  регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей. 

Немаловажно и  то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления. 

Продолжительное время в вопросах цен и тарифов  на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности. 

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан  от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан  и юридических лиц на свободу  предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены: 

Правила оказания услуг государственными организациями; 

2) Правила установления  и определения размера платы  за услуги государственных органов;  

3) Правила ведения  государственного регистра платных  услуг, оказываемых государственными  органами. 

Правила оказания услуг регулируют отношения между  потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно: 

1) настоящие  правила, изложенные в полном  объеме; 

2) перечень платных  услуг, оказываемых данным государственным  органом, с указанием сроков  исполнения; 

3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами; 

4) исчерпывающий  перечень документов, предъявляемых  потребителем для получения услуги, образцы их заполнения; 

5) порядок и  условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления). 

Настоящими правилами  определены права и обязанности  государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности, государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а потребитель обязан произвести оплату за саму услугу. 

При нарушении  установленного порядка оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности. 

Правилами установления и определения размера платы  за услуги государственных органов  жестко регламентирован порядок  и сроки предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных органов, включенных в Государственный регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.  

 Запрещенные  действия органов государственной  власти и управления и хозяйствующих субъектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики Казахстан к цивилизованному  рынку, законодательство обогатилось  достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов  всех сфер экономики, множественность и специфичность которых позволяют выделить их в самостоятельную подотрасль. 

Система государственного антимонопольного регулирования формируется  во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем  государстве решена задача правового регулирования субъектов всех сфер экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые услуги. Государственное регулирование в конкурентной сфере экономики сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение соблюдение правил свободной конкуренции всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных монополий находится под жестким контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной политикой. 

Как видно из дипломной работы, по вопросам правового антимонопольного регулирования имеются нормативные и методологические наработки, накоплен некоторый собственный практический опыт, обобщен опыт других республик СНГ. Однако, как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1 Законы и  другие нормативно-правовые акты 

2. Конституция  Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года). - Алматы: ТОО «Баспа», 1995. - 68 с. 

3. Гражданский  кодекс Республики Казахстан:  общая часть.- Алматы: Жетi Жаргы, 1995. - 427 с. 

4. Гражданский  процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. - Астана: Издательский дом «Lem», 1999. - 140 с. 

5. Гражданский  кодекс Республики Казахстан  (особенная часть).-Алматы: Издательский  дом Lem, 1999.- 302 с. 

6. Анохин В.  Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйственное право. - 1995. - № 4. - С. 59-67. 

7. Горфинкеля  В.Л., Поляка Г.Б., Швандара В.А.  Предпринимательство. - М.: Банки и  Биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с. 

8. Дойникова  И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. -М.: Брандес, 1998. - 374 с. 

9. Майдыров С.Г.  Монополия и рост цен. Доминирующее  положение на рынке. // Экономика  Казахстана. - 1997. - №3. - С. 11- 15. 

10. Казахстан:  конкуренция и Государственный  Комитет по антимонопольной политике. / Подготовлено USAID - Агентством Соединенных Штатов по международному развитию.

Информация о работе Антимонопольная политика