Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:58, курсовая работа
В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
Во время работы над этой курсовой я научился лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получил новые знания по проблеме антимонопольной политики в России.
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Монополия: понятие, сущность и виды. 3
2. Формы монополии. 7
2.1. Естественная монополия. 7
2.2. Административная монополия. 9
2.3. Государственные монополии 9
3. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 11
4. Система антимонопольных органов и порядок их формирования. 13
4.1.Задачи и цели антимонопольных органов. 14
4.2.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. 18
4.3.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 19
III. Заключение.
IV. Список литературы.
В России подобных прецедентов не было.
• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
• о финансировании
мероприятий по расширению выпуска
товаров в целях устранения доминирующего
положения отдельных
• о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
• о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
• о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Полномочия федерального
антимонопольного органа (в настоящее
время — Министерства по антимонопольной
политике и поддержке
Основной задачей антимонопольных органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.
В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
• полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);
• полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;
• полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства.
Полномочия, направленные
на развитие конкуренции и
1. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
2. Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
3. Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.
4. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:
1. Принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.
2. Антимонопольный контроль на торгах.
3. Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.
4. Право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.
5. Форормирование и ведение антимонопольными органами Реестра.
Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, я уверен, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.
Разумное,
чёткое и уверенное реформирование
антимонопольной политики способно
помочь российской экономики совершенствоваться
и улучшаться, в значительной мере используя
опыт развитых капиталистических государств.
А если будет развиваться экономика, то
и жизнь российского населения в общем
непременно будет становиться лучше.