Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
Во время работы над этой курсовой я научился лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получил новые знания по проблеме антимонопольной политики в России.

Содержание

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Монополия: понятие, сущность и виды. 3

2. Формы монополии. 7

2.1. Естественная монополия. 7

2.2. Административная монополия. 9

2.3. Государственные монополии 9

3. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 11

4. Система антимонопольных органов и порядок их формирования. 13

4.1.Задачи и цели антимонопольных органов. 14
4.2.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. 18

4.3.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 19

III. Заключение.

IV. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Содержание.

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Монополия:  понятие, сущность и виды. 3

2. Формы монополии. 7

2.1. Естественная монополия. 7

2.2. Административная  монополия. 9

2.3. Государственные  монополии 9

3. Экономическая  природа и роль монополий в  современной рыночной экономике. 11

4. Система антимонопольных  органов и порядок их формирования. 13

4.1.Задачи  и цели антимонопольных  органов. 14

4.2.Полномочия  федерального антимонопольного  органа и его  территориальных  органов. 18

4.3.Связь  полномочий антимонопольных органов с их задачами. 19

III. Заключение.

IV. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 

Вступление.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России я выбрал его темой своей курсовой работы.

           В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.

           Во время работы над этой курсовой я научился лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получил новые знания по проблеме антимонопольной политики в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Монополия: понятие, сущность и  виды.

             Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

          Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

          Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

          Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:

    Монополия - господство в отрасли одной фирмы, при котором границы фирмы и отрасли совпадают.

             Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

          Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

          Но  так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – антимонопольной  политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

          Итак, можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
      • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
      • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
      • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
      • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
      • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

          Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

          Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

          Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

          Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

          Но  такое деление не означает, что  все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

          Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные  барьеры, защищающие закрытые монополии  от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

          Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

          Учёными выделяются несколько последствий  монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:

    1. недопроизводство товаров
    2. завышение цен
    3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
    4. Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формы монополии.

          Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

    1. естественная,
    2. административная
    3. экономическая.

    Естественная  монополия.

          Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

          Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

    1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
    2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
    3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.
    4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

          Существуют два типа естественных  монополий: 

          а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

          б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

          Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

          Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано. 

          С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится  дешевле, чем  его производство двумя  или более фирмами, то говорят, что  отрасль является естественной монополией.

    Административная  монополия

          Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам  исключительного права на выполнение  определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Информация о работе Антимонопольная политика государства