Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:58, курсовая работа
В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
Во время работы над этой курсовой я научился лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получил новые знания по проблеме антимонопольной политики в России.
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Монополия: понятие, сущность и виды. 3
2. Формы монополии. 7
2.1. Естественная монополия. 7
2.2. Административная монополия. 9
2.3. Государственные монополии 9
3. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 11
4. Система антимонопольных органов и порядок их формирования. 13
4.1.Задачи и цели антимонопольных органов. 14
4.2.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. 18
4.3.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 19
III. Заключение.
IV. Список литературы.
Содержание.
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Монополия: понятие, сущность и виды. 3
2. Формы монополии. 7
2.1. Естественная монополия. 7
2.2. Административная монополия. 9
2.3. Государственные монополии 9
3. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 11
4. Система антимонопольных
органов и порядок их
4.2.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. 18
4.3.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 19
III. Заключение.
IV.
Список литературы.
Вступление.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России я выбрал его темой своей курсовой работы.
В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
Во время работы над этой курсовой я научился
лучше систематизировать информацию,
выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять
сведения из разных источников и, несомненно,
получил новые знания по проблеме антимонопольной
политики в России.
Монополия: понятие, сущность и виды.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
Монополия - господство в отрасли одной фирмы, при котором границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но
такое деление не означает, что
все предприятия-монополисты
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
Формы монополии.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная монополия.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Существуют два типа
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее
крупномасштабными монополиями
обычно являются энергетические и транспортные,
где эффект масштаба особенно подталкивает
к увеличению размеров фирмы ради
снижения средних затрат на производство
товаров. Реально это проявляется в том,
что создание в таких отраслях вместо
одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько
меньшего размера может привести к
увеличению затрат на производство и в
итоге – не к снижению, а к росту цен. А
в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С.
Фишер дает другое определение естественной
монополии. Если производство любого объема
продукции одной фирмы
Административная монополия