Антимонопольная политика государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1. Монополия: понятия, сущность и виды
1.2. Монопольные цены и поведение монополистов
5
11
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 14
2.1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
2.2 Методы антимонопольной политики в Республике Беларусь

14
16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика государства в современных условиях.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 
 

     В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

     Указ  Президента Республики Беларусь направлен  на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

     В Указе расширяются права антимонопольного органа , в части:

     - возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;

     - заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

     - обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;

     - осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.

     Реализация  указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.

     Указ  расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих  законодательству правовых актов,  совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

     Практика  рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

     Данная  норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные  антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

     Перечень  указанных в Законе ограничений  действий юридических лиц, государственных  органов и их должностных лиц  не содержит прямого запрета на осуществление  действий, направленных на:

     - ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров;

     - наделение государственными органами, иными организациями (их должностными лицами) своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций, что порождало возможность злоупотреблений и требовало закрепления мер их пресечения на высоком законодательном уровне – на уровне Указа Президента Республики Беларусь.

     Указ  позволит упростить действующий  порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом  при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

     Введение  пороговых значений не является новой  административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в  антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами  прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

     В этих случаях при применении абзаца шестого пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» необходимо получение согласия антимонопольного органа при приобретении прав пользования и (или) распоряжения 20 процентами и более акции (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), только  если :

     - балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин;

     - или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

     При этом указанные нормы касаются только случаев приобретения прав, позволяющих  реально определять условия ведения  хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, изложенных в абзаце 6 п. 2 статьи 12 Закона, а порядок получения согласия антимонопольного органа на  сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов не изменяется в связи с принятием Указа и будет по-прежнему осуществляется в случаях, определенных в абзацах 2 – 5 пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

     Введение  пороговых значений исходит из многолетней  практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым  опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного  совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.

     В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются :

     - обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;

     - пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

     В соответствие с нормами Указа  организации – монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

     Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.

     Согласно  нормам Указа государственные органы (их должностные лица) должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки документы и сведения, необходимые для осуществления антимонопольным органом функций в соответствии с законодательством (определение состояния товарных рынков, степени их монополизации и концентрации, рассмотрение вопросов недобросовестной конкуренции и интеллектуальной собственности (товарных знаков), др.).

     В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции», статьей 10 Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях» антимонопольный орган осуществляет формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (Реестр) и Государственного реестра естественных монополий.

     Установление  факта доминирующего положения  хозяйствующих субъектов является одной из основных и систематически осуществляемых функций антимонопольного органа при принятии решения о  включении (исключении) в Реестр; изучении уровня монополизации товарных рынков; рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений; выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

     В целях получения соответствующей  достоверной информации, в том  числе основанной на данных государственной  статистики, обосновывающей принятие антимонопольным органом мотивированных решений по всем направлениям государственной антимонопольной политики, с учетом возможных последующих судебных разбирательств, требующих наличие соответствующей доказательной базы, представление государственными органами (их должностными лицами) необходимых для антимонопольного органа документов и сведений закреплено на уровне Указа Президента Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучив  данную тему, следует отметить, что  основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

     Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в  малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

     Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень  молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще  предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

     К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

     - продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;

     - совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

     - регулирование и контроль инвестиционных программ;

     - создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;

     - повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

     - приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

     - целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

     - сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях