Антимонопольная политика государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1. Монополия: понятия, сущность и виды
1.2. Монопольные цены и поведение монополистов
5
11
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 14
2.1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
2.2 Методы антимонопольной политики в Республике Беларусь

14
16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика государства в современных условиях.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

CoolReferat.com 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

     Кафедра финансово-экономических дисциплин 
 

                 Финансово-экономический  факультет

              Кафедра финансово-экономических дисциплин 
               
               
               
               
               
               

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Антимонопольная политика государства в современных условиях» 
 
 
 
 

     Автор работы

     ЭиУП, 1 группа, 2 курс         _________                        Гигиевич.Д.П.

Специальность, курс, группа           (подпись)                    (инициалы, фамилия) 

     Руководитель

     ____________________         _________                             Коврей В.А.

     ученая  степень, звание            (подпись)                      (инициалы, фамилия)

                               
 
 
 
 

     МИНСК 2011

 

      

     СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ 5
  1.1. Монополия: понятия, сущность и виды

1.2. Монопольные цены и поведение монополистов

5

11

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 14
  2.1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 

2.2 Методы антимонопольной политики в Республике Беларусь

 
14

16

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  
20
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

       Еще одним негативным фактором  наличия монополий является торможение  ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

     Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

     Таким образом, монополия обуславливает застой хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

     Поэтому все страны переходящие к экономике  рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает  потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики.

     В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ 
 

     1.1. Монополия: понятия,  сущность и виды

     Монополия - исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

     Такая классификация монополии на три  категории условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временных интервалов. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочный период. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

     Монополия является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. [10,стр.39]

     Монопольная деятельность - действия (бездеятельность) субъектов ведения хозяйства  при условии монопольного положения  на рынке одного субъекта ведения  хозяйства (группы субъектов ведения хозяйства) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые направлены на недопущение, существенное ограничение устранение конкуренции.

     В условиях монополии, производитель  способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

     Стремление  монополиста к максимизации прибыли  путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

     Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. [2,стр.116]

     К естественным монополистам относятся  предприятия общественного пользования  и предприятия, эксплуатирующие  уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, — эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

     Открытая  монополия - монополия, при которой  одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже. [5,стр.95]

     Закрытая  монополия защищена от конкуренции  с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия  почтовой службы США на доставку почты  первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторских прав. Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

     Лицензия  — это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

     Авторское право контролирует продажу и  распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 50 лет после его смерти в интересах его наследников).

     Товарные  знаки — это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

     Патент  — свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным  им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом. [5,стр.96]

     Монопольная цена - цена, которая устанавливается  субъектом ведения хозяйства, который  занимает монопольное положение  на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителей.

     Монополия чистая (абсолютная) — ситуация, когда на конкретном товарном рынке выступает всего один продавец.

     Монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

Информация о работе Антимонопольная политика государства в современных условиях