Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:20, контрольная работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
РАЗДЕЛ 1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…….2
Введение…………………………………………………………………….......2
Глава 1. История возникновения и развития монополий в России …..2
Глава 2. Понятие и виды монополий, их классификация……………....3
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенности в России……...6
3.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления……………………………………………..…...6
3.2. Особенности Российского Монополизма………………………………..8
3.3. Методы антимонопольной политики…………………………………...11
Заключение.... ................................................................................................15
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ
СЧЕТОВ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………17
Введение………………………………………………………………….……....17
Глава 1.Теоретические основы СНС……………………………….…..…18
1.1. Понятие о системе национальных счетов. История возникновения… 18
1.2. Основные понятия СНС............................................................................19
1.3. Принципы построения СНС.....................................................................22
Глава 2. Современные проблемы формирования российской СНС.....24
Заключение.... ..................................................................................................27
Тестовые задания………………………………………………………………29
Список используемой литературы......................................................................29
Глава 1. Теоретические основы СНС.
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения.
Национальное
богатство – это общий итог
развития общественного процесса производства
за всю историю. К национальному богатству в практике
экономического анализа относится всё
то, что так или иначе опосредовано человеческим
трудом и может быть воспроизведено. Так
как экономика страны изменяется, то меняются
производственные и непроизводственные
фонды, материальные запасы и резервы.
Все это требует нового подхода к оценке
национального богатства СНС — современная
система информации, используемая практически
во всех странах мира для описания и анализа
развития рыночной экономики на макроуровне.
Показатели и классификации этой системы
отражают структуру рыночной экономики,
ее институты и механизмы функционирования.
Так как экономика страны изменяется,
то меняются производственные и непроизводственные
фонды, материальные запасы и резервы.
Все это требует нового подхода к оценке
национального богатства.
Система национальных счетов – есть
адекватный рыночной экономике национальный
учет, завершаемый на макpоуpовне системой
взаимосвязанных статистических показателей,
построенной в виде определенного
набора счетов и балансовых таблиц,
характеризующих результаты экономической
деятельности, структуру экономики
и важнейшие взаимосвязи в национальном
хозяйстве.
Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758). В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению СНС в различных странах мира, а с другой – обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.
Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
Определенное внимание измерению национального богатства отводилось и в отечественной экономической литературе. Использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: БНХ и СНС как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других.
1.2 Основные понятия СНС.
СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.
Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в СНС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.
Для правильного понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СНС:
границы производства, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.
Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.
Понятие "экономической территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.
Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.
Группировки
хозяйствующих субъектов и
Секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).
Экономические операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.
Система национального счетоводства основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.
1.3 Принципы построения СНС.
Основные
методологические принципы
Основным методологическим
приемом является применение к описанию национальной экономики
методов бухгалтерского учета (системы
счетов с прямой корреспонденцией
по принципу двойной записи бухгалтерского
баланса). Применение принципа двойной
записи к системе народнохозяйственных
показателей придает СНС важное качество
- способность количественно отражать
не статистические величины, а процесс,
происходящий в рамках экономического
оборота. Последовательность распространения
СНС определяется стадиями воспроизводственного
цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот,
обеспечение замкнутости системы на основе
жесткой увязки показателей, предполагающих
балансовое равенство совокупных доходов
и расходов по секторам и народному хозяйству
в целом. Логика национального счетоводства
заключается, во-первых в том, что весь
процесс общественного воспроизводства
может быть представлен как совокупность
хозяйственных операций экономических
агентов; во-вторых, каждая операция отражается
на счетах контрагентов как процессы
пополнения их ресурсов или их использования.
Счета представляют собой систему именно
потому, что они, во-первых, связаны между
собой; во вторых, ориентированны на достижение
единой цели; в третьих, построены по единому
методологическому принципу; в четвертых,
они содержат систему взаимосвязанных
показателей исчисленных по единым методологическим
основам. Основные принципы составления
национальных счетов следующие: - счета
имеют форму Т, состоят из двух частей
разделов. При этом ресурсы (по составляющим
их компонентам) отражаются с правой стороны
- колонка 'Ресурсы' а их использование
отражается в левой части – колонка
'Использование' Важно подчеркнуть, что
в каждом счете сумма записей, относящихся
к ресурсам, равна сумме записей, относящихся
к использованию. В СНС существует четкая
классификация счетов.
Это обеспечивает дополнительный контроль
достоверности отражаемой в счетах информации,
увязывает счета.
Различают следующие группы счетов: счета
для секторов экономики; счета для отраслей
экономики; счета для отдельных экономических
операций; счета для экономики в целом
(консолидированные счета).
Счета для секторов экономики в свою очередь
подразделяются на следующие группы:
текущие счета; счета накопления; балансы
активов и пассивов.
Текущие счета включают: счет производства
(отражает результаты производственной
деятельности – затраты, промежуточное
потребление, производство добавленной
стоимости; его итог – добавленная стоимость
в рыночных ценах); счет образования доходов
(характеризует процесс образования прибыли:
заработной платы, доходов от собственности,
социальных выплат, других доходов); счет
распределения первичных доходов; счет
вторичного распределения доходов (показывает,
как доходы распределяются между основными
получателями – домашними хозяйствами,
фирмами, учреждениями, административными
структурами); счет использования располагаемого
дохода; счет перераспределения доходов
в натуральной форме; счет использования
скорректированного располагаемого дохода.
Счета накопления
включают: счет операций с капиталом (содержит
показатели сбережения, изменения запасов,
амортизации основного капитала, перечисления
капитала); финансовый счет показывает
итоговые изменения финансовых активов
и пассивов, образование сальдо долговых
требований и обязательств); счета прочих
изменений в активах: а) счет прочих изменений
в объеме активов; б) счет переоценки.
Балансы активов и пассивов включают:
баланс активов и пассивов на начало периода,
баланс активов и пассивов на конец периода.
Показатели в счете представляют собой
операции. Каждая операция - это стоимостной
поток между институциональными единицами.
Экономические операции в соответствии
с различными стадиями процесса воспроизводства
могут быть операциями производственными,
обменными, или операциями потребления
и сбережения. В соответствии с принципом
двойной записи принятым в системе, итоги
операций на каждой стороне счета балансируются
или по определению, или с помощью балансирующей
статьи, которая сама по себе важна в экономическом
анализе и служит для перехода к следующему
счету. Балансирующие статьи счетов обеспечивающие
баланс (равенство) правой и левых частей
счета рассчитывается как разность между
объемами ресурсов и их использованием.
Счета являются регистрацией всех экономических
потоков в форме балансов. С их помощью
характеризуется деятельность экономических
агентов системы по совершению операций.
Поэтому вся экономическая деятельность
отражается в счетах операций и в счетах
агентов. Счета агентов фиксируют деятельность
определенной их категории и группирует
все виды экономических операций, в которых
агенты принимали участие. Поэтому вся
экономическая деятельность отражается
в счетах операций и в счетах агентов.
Единство принципов составления всех
счетов экономики проявляется в наличии
системы взаимосвязанных классификаций
и основных структурных элементов СНС:
экономических операций, хозяйственных
единиц и другое, что обеспечивает сводную
количественную характеристику различных
экономических процессов.