Антимонопольная политика государства. Методология системы национальных счетов и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

РАЗДЕЛ 1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…….2
Введение…………………………………………………………………….......2
Глава 1. История возникновения и развития монополий в России …..2
Глава 2. Понятие и виды монополий, их классификация……………....3
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенности в России……...6
3.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления……………………………………………..…...6
3.2. Особенности Российского Монополизма………………………………..8
3.3. Методы антимонопольной политики…………………………………...11
Заключение.... ................................................................................................15

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ
СЧЕТОВ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………17
Введение………………………………………………………………….……....17
Глава 1.Теоретические основы СНС……………………………….…..…18
1.1. Понятие о системе национальных счетов. История возникновения… 18
1.2. Основные понятия СНС............................................................................19
1.3. Принципы построения СНС.....................................................................22
Глава 2. Современные проблемы формирования российской СНС.....24
Заключение.... ..................................................................................................27
Тестовые задания………………………………………………………………29
Список используемой литературы......................................................................29

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика государства и система нац счетов.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 

Глава 1. Теоретические основы СНС.

 

1.1 Понятие  о системе национальных счетов. История возникновения.

Национальное  богатство – это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. 
Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства. 
Система национальных  счетов – есть адекватный рыночной  экономике национальный учет, завершаемый на макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного  набора счетов и балансовых  таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности,  структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758). В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению СНС в различных странах мира, а с другой – обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.

Первый международный  стандарт был подготовлен в ООН  в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.

Определенное  внимание измерению национального  богатства отводилось и в отечественной экономической литературе. Использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: БНХ и СНС как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других.

 

1.2 Основные понятия СНС.

СНС представляет собой систему взаимосвязанных  статистических показателей построенной  в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.

Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые  в СНС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; д)  в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.

Для правильного понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СНС:

 границы производства, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.

Для разграничения  категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.

Понятие "экономической  территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.  К экономической территории также относятся и  территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.

Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.

 Группировки  хозяйствующих субъектов и экономических  операций долгое время ограничивались  делением хозяйства на отрасли.  Сейчас же группировка экономики  по секторам - центральная в статистической  модели рыночной экономики. Она  осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционой единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институционными единицами. Единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью; единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют. Институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры – секторы в соответствии с типами экономического поведения:

Секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).

 Экономические  операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.

Система национального  счетоводства  основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций,  хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

1.3 Принципы построения СНС.

 Основные  методологические принципы национального  счетоводства позволяют выявить  в рамках СНС картину функционирования  экономики, характеризовать главный  объект исследования - экономический  оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними. Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов  с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процесс,  происходящий в рамках экономического оборота. Последовательность распространения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика  национального счетоводства заключается, во-первых в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как  процессы пополнения их ресурсов или их использования. Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во вторых, ориентированны на достижение единой цели; в третьих, построены по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам. Основные принципы составления национальных счетов следующие: - счета имеют форму Т, состоят из двух частей разделов. При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка 'Ресурсы' а их использование отражается в левой части – колонка  'Использование' Важно подчеркнуть, что в каждом счете сумма записей, относящихся к ресурсам, равна сумме записей, относящихся к использованию. В СНС существует четкая классификация счетов. 
Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации, увязывает счета.  
Различают следующие группы счетов: счета для секторов экономики; счета для отраслей экономики; счета для отдельных экономических операций; счета для экономики в целом (консолидированные счета). 
Счета для секторов экономики в свою очередь подразделяются на  следующие группы: текущие счета; счета накопления; балансы активов и пассивов. 
Текущие счета включают: счет производства (отражает результаты производственной деятельности – затраты, промежуточное потребление, производство добавленной стоимости; его итог – добавленная стоимость в рыночных ценах); счет образования доходов (характеризует процесс образования прибыли: заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов); счет распределения первичных доходов; счет вторичного распределения доходов (показывает, как доходы распределяются между основными получателями – домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами); счет использования располагаемого дохода; счет перераспределения доходов в натуральной форме; счет использования скорректированного располагаемого дохода. 
          Счета накопления включают: счет операций с капиталом (содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала); финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств); счета прочих изменений в активах: а) счет прочих изменений в объеме активов; б) счет переоценки. 
Балансы активов и пассивов включают: баланс активов и пассивов на начало периода, баланс активов и пассивов на конец периода. Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция - это стоимостной поток между институциональными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными, или операциями потребления и сбережения. В соответствии с принципом двойной записи принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов обеспечивающие баланс (равенство) правой и левых частей счета рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием. Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группирует все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций и основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц и другое, что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов.

Информация о работе Антимонопольная политика государства. Методология системы национальных счетов и ее особенности