Антикризисное управление, его стратегия и тактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить, что же такое антикризисное управление, его стратегия и тактика.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
дать четкое определение понятия «антикризисное управление»;
определить эффективность антикризисного управления;
определить, что такое стратегия и тактика;
изучить классификацию стратегий.
Актуальность данной темы заключается в том, что в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Работа содержит 1 файл

Курсач банкрот.doc

— 151.00 Кб (Скачать)


Введение

В жизненном цикле  любого предприятия возможно наступление  кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут быть различными, но если ситуация на предприятии в целом и без этого носит отрицательный характер, то даже краткосрочный и локальный кризис может привести к серьезным последствиям. Для того чтобы это предотвратить, необходимо разработать эффективную систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Многие исследователи в настоящее время считают, что любое управление должно быть антикризисным. Главное место в антикризисном управлении занимает стратегия развития предприятия.

Если рассматривать  понятие стратегия в общем  ракурсе, то это - ориентированное на долгосрочную перспективу определенное направление развития предприятия, охватывающее все аспекты его внутренней и внешней среды, которое служит для достижения поставленных целей. Особенность стратегии в антикризисном управлении это ее четкая ориентация на выявление и предотвращение причин кризиса, а также на правильные действия предприятия в кризисных ситуациях. Правильно сформированная стратегия позволяет избежать многих кризисных ситуаций или сгладить ее протекание в организации. Фактически она представляет собой план действий на определенный период времени, который позволяет в максимальной степени избежать опасных ситуаций и направить организацию по пути роста и укрепления позиций на рынке.

Целью данной работы является изучить, что же такое антикризисное управление, его стратегия и тактика.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

  • дать четкое определение понятия «антикризисное управление»;
  • определить эффективность антикризисного управления;
  • определить, что такое стратегия и тактика;
  • изучить классификацию стратегий.

Актуальность данной темы заключается в том, что в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы антикризисного управления

Сущность и  эффективность антикризисного управления

 

Антикризисное управление - это управление, предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Антикризисное управление, так же как и любое другое, может  быть менее или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов [3].

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность  антикризисного управления [4]:

  • профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка;
  • искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки;
  • методология разработки рискованных решений;
  • научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций;
  • корпоративность;
  • лидерство;
  • оперативность и гибкость управления;
  • стратегия и качество антикризисных программ;
  • человеческий;
  • система мониторинга кризисных ситуаций.

 

 

Стратегия и  тактика антикризисного управления

 

Стратегия позволяет  сосредоточить внимание на определенном круге возможностей и отбросить те, которые могут быть потенциально опасны для устойчивого развития и функционирования организации.

Как правило, стратегия формируется  у крупномасштабных организаций  и фирм, деятельность которых в  принципе основана на стратегии. У небольших  организаций, которые в большинстве своем предоставляют бытовые и хозяйственные услуги, основная цель - выживание в конкурентной борьбе. Но большие размеры организации определяют и большой комплекс рассматриваемых направлений при определении стратегии.

Состав стратегии в  антикризисном управлении включает в себя следующие элементы [3]:

  • сфера деятельности организации и основные направления ее развития - необходимо определить особенности занимаемого сегмента рынка для его эффективного анализа и возможности предотвращения кризисов;
  • цели деятельности организации - определяет все дальнейшие действия по разработке стратегии;
  • определение методов и форм достижения целей - осуществляется поиск и выбор альтернатив;
  • кадровая политика - определяет внутреннюю структуру персонала организации, уровень взаимоотношений между отделами и подразделениями;
  • организация производственного процесса -  ответственный этап, в который входят распределение ресурсов, оценка технической базы, обеспечение организации современными технологиями;
  • оценка внутренней и внешней среды бизнеса - от качества проведенного анализа зависит в целом вся деятельность организации, так как стратегия формируется именно на основании этих данных;
  • разработка маркетинговой программы - неотъемлемая составляющая любой стратегии.

Антикризисная стратегия  может включать в себя различные  направления:

  • уменьшение расходов;
  • ликвидация некоторых отделов;
  • сокращение объемов производства;
  • привлечение дополнительных ресурсов.

Но в любом случае это комплекс мероприятий, которые  приводят к положительному результату только в случае грамотной реализации выбранной антикризисной стратегии.

 

1.1 Антикризисная маркетинговая стратегия

 

Маркетинговая стратегия вместе с тактическим  решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий –  производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности [8].

Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросом покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии.

Стратегия возвращения предприятия на рынок. Предполагается появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка и также имеющимися у конкурентов. Для реализации этой стратегии необходимо улучшение организации маркетинга и сбыта (обучение персонала, создание отдела маркетинга, проведение исследований по анализу рынка, интенсификация деятельности по продвижению товара, а также введение послепродажного сервиса). Рассматриваемая стратегия наименее затратная для восстановления платежеспособности предприятия, особенно для того случая, когда ниша осталась не занятой конкурентами или рынок продолжает расширяться.

Такая стратегия  применяется для предприятий  с продукцией, пользующейся рыночным спросом. Реализуется на начальном  этапе восстановления нормальной деятельности предприятия. Антикризисная стратегия  возвращения предприятия на рынок  была применена для оздоровления предприятий резинотехнической промышленности, машиностроения, мебельной, текстильной промышленности, производства строительных материалов [5].

Стратегия развития рынка. Предприятие расширяет сбыт своих товаров и (или) услуг в результате поиска и создания новых рынков сбыта. Для реализации этой стратегии необходимо установление новых прямых контактов с потребителями продукции (в том числе на экспортных рынках), активизация создания на новых рынках дилерской сети, внедрение инструментов анализа конкуренции (оценка показателей, сбор информации, оценка продукции и т.д.), планирование и проведение рекламной компании.

Данная стратегия  оправдана тогда, когда предприятие  стремится расширить свой рынок  проникновением на новые географические рынки за счет сокращения издержек и повышения качества, т.е. роста конкурентоспособности продукции. Антикризисная стратегия развития рынка была применена для оздоровления предприятия фармацевтической отрасли [9].

Стратегия разработки товара. Осуществляется посредством создания принципиально новых или модификации выпускаемых товаров, уже имеющихся на старых рынках. Применяется для предприятий, не имеющих продукции, пользующейся спросом у покупателей, а также, если уже имеются разработки товара рыночного спроса. Данная стратегия требует вложения дополнительных финансовых средств в разработку, освоение и продвижение на рынок нового товара. Это рискованная стратегия для кризисного предприятия, в том числе в поиске источника финансирования. В то же время при переориентации ассортимента на запросы платежеспособных клиентов может оказаться единственной возможностью оживления деятельности, притока инвестиционных ресурсов [7].

Стратегия диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Также рискованная стратегия, она может потребовать больших инвестиций. В условиях недостаточной информированности о запросах клиентов и их финансовом благополучии такое обстоятельство является затруднительным для предприятий, имеющих большие долги. Стратегия предполагает разработку новых продуктов, внедряемых на новые рынки.

Стратегия ухода с рынка (ликвидация предприятия как хозяйствующего субъекта или подразделения). Стратегия принимается только после тщательного анализа экономической (продолжения функционирования) и ликвидационной стоимости. В данном случае задействован и социальный фактор (многие предприятия являются градообразующими, и их ликвидация может привести к резкому обострению социальной напряженности). Ликвидация предприятия может как добровольной, так и принудительной (по требованию кредиторов через суд). Расчет ликвидационной стоимости (стоимости предприятия, выставляемого на продажу) основан на оценке рыночной стоимости активов и обязательств. Для ликвидации (продажи) активов предприятие вынуждено платить комиссионные посредникам, нести расходы на демонтаж, снижать цену против рыночной стоимости для обеспечения ликвидности. Таким образом, ликвидационная стоимость – это ожидаемая выручка ( после всех затрат и налогов) от продажи активов предприятия.

В процессе разработки и принятия антикризисной стратегии  предприятия - должника желательна концентрация усилий на поиске оптимального варианта, требующего минимум затрат начального этапа и обеспечивающего в  перспективе максимум отдачи от инвестиций. Наиболее рациональной представляется следующая логика [2]:

  1. Сосредоточение усилий на незатратных способах, продолжая выпуск уже освоенной продукции и продаваемой на старых рынках;
  2. Привлечение относительно малых инвестиций для продаж продукции на новых географических рынках;
  3. Переход к более амбициозным инвестиционным проектам для выхода с новым товаром на прежние рынки и т.д.

Подводя итог рассмотрению стратегий, необходимо отметить, что  при выборе антикризисной маркетинговой  стратегии целесообразно концентрировать силы и средства на какой-то одной стратегии. В других функциональных подсистемах управления предприятием можно выбрать более одной стратегии выхода из кризиса, так как они в некоторых случаях дополняют друг друга.

Интегрирование маркетинговой стратегии позволяет определить стратегический план предприятия.

 

1.2 Антикризисная производственная стратегия

 

Реорганизацию производственной деятельности предпочтительнее проводить  новой команде управления. Реорганизация  предприятия включает следующие области [2]:

  1. Прекращение операций, не вносящих вклад в покрытие постоянных издержек предприятия;
  2. Прекращение выпуска нерентабельной продукции либо попытка превратить ее в рентабельную снижением расходов;
  3. Поиск источника финансирования в лице венчурного капитала, если компания имеет недофинансированное высокомаргинальное изделие, пользующееся спросом на рынке;
  4. Анализ арендных договоров.

Основная задача производственного  менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий  и средств, обеспечивающих поддержку требуемого организационно-технического уровня производства, направленных на стимулирование развития рыночных отношений, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния.

Стратегия улучшения качества продукции. Улучшение качества становится одним из наиболее ключевых факторов, влияющих на стратегию компаний. В настоящее время в иностранных компаниях происходит всеобщее движение к тотальному контролю качества. Поэтому для достижения конкурентоспособности продукции отечественных фирм необходимо также внедрять у себя «всеобщее управление качеством».

Информация о работе Антикризисное управление, его стратегия и тактика