Антиинфляционная политика.Инфляция в РФ и ХМАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Инфляция и ее сущность.
1.1. Причины происхождения инфляции…………………………..5
1.1.2. Сущность инфляции в разных экономических школах.
1.1.3. Причины приведшие к инфляции.
Глава 2. Антиинфляционная политика.Инфляция в РФ и ХМАО.
2.1.Антиинфляционная политика.Методы борьбы с инфляцией.
2.2.Особенности инфляции в России и методы борьбы с ней.
2.3.Инфляция по ХМАО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по микроэкономиек.doc

— 215.78 Кб (Скачать)

   Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте. Номинальный курс рубля отставал в своем падении от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз. Отказ от покрытия дефицита бюджета кредитными ресурсами ЦБ РФ (переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг). Компенсация расширения денежной массы в обращении за счет притока валюты экономических агентов в резервы Банка России.Введение правительством прямых ограничений на удорожание продукции. Сдерживание роста зарплаты. Все эти меры направлены на сжатие совокупного спроса. 3) Снижение инфляции издержек: Повышение производительности труда. В первом полугодии 1996 года темпы роста цен на сырье были ниже темпов роста цен на готовую продукцию.Это обусловило снижение темпов роста себестоимости промышленной продукции, а значит инфляции издержек. Несмотря на неудачу стабилизационных попыток, общий уровень инфляции существенно снизился - с январского (1992 г.) пика в 245 % до 8% в мае 1995 г. В основе этого успеха лежат действия российских реформаторов по последовательному уменьшению темпов прироста денежной массы, создаваемой кредитной эмиссией ЦБ. Были сокращены кредиты правительству и коммерческим банкам. Самым крупным источником инфляции является дефицит федерального бюджета. Решающим фактором провала всех попыток финансовой стабилизации 1992-95 гг. явились политические причины: отсутствие среди руководителей высших органов государственной власти понимание необходимости, а также желания и готовности проводить жесткую антиинфляционную политику.Попытки финансовой стабилизации отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью, не предусматривали полного сбалансирования бюджета. Первая крупная попытка проведения макроэкономической стабилизации в начале 1992 г. дала сильный толчок росту безработицы. Таблица 2 - Рост безработицы в анализируемый период. Г О Д Доля безработных от экономически активного населения 1992 0.4 % 1993 1.0 % 1994 2.2 % 1995 2.6 % Раньше доходы населения в 1992-95 гг.имели тенденцию к росту. Но в начале 1995 г. произошло резкое падение реальных доходов. Продолжала усиливаться дифференциация доходов населения: богатые богатели, а бедные слои общества все сильнее нищали. Однако не смотря на предпринятые меры не были устранены основные причины российской инфляции: Продолжающийся спад производства.

    За первое полугодие 1996 года объем выпуска продукции снизился на 6% по сравнению с первым полугодием 1995 года. Таблица 3. Отрасли Спад производства Легкая промышленность 24 % Черная металлургия 3 % Химическая промышленность 13 % Пищевая промышленность 4 % Рост неплатежей в бюджет. Таблица 4. Период Общая задолженность по обязательствам в народном хозяйстве Апрель 1995 г. 298 триллионов рублей Апрель 1996 г. 719 триллионов рублей 3. Увеличение объема бартерных сделок.

    Новые взгляды на инфляцию (Теория профессора В.Пугачева) По мнению доктора экономических наук, профессора В.Пугачева, борьба с инфляцией в наших условиях не может сводиться к борьбе с дефицитом бюджета. Ни сокращение расходов бюджета, ни увеличение его доходов не способны решить проблему инфляции. Коренную меру по снижению инфляции он видит в изменении налоговой политики.Налогообложение производителей должно строиться так, чтобы не увеличивать их затраты на единицу продукции. Налог на добавленную стоимость (НДС), а также все налоги и начисления на заработную плату (ННЗ) следует отменить. Они лишь раскручивают инфляцию и увеличивают спад производства. Тогда главным налогом должен стать налог на прибыль (НП), его надо увеличить до 50-60 %. Ряду отраслей целесообразно было бы предоставить дотации: сельскому хозяйству, пищевой, легкой промышленности и пр.

Эти меры, по мнению профессора В.Пугачева, сделают рентабельными основную массу предприятий. Тогда инфляция пойдет на убыль при росте производства. Заключение. В своей работе я изложил две различные точки зрения на одну проблему, волнующую многих - инфляцию.Для решения этой проблемы правительству, на мой взгляд, необходимо выработать политику, сочетающую преимущества как традиционного метода, так и метода профессора В.Пугачева. Ведь, как гласит народная мудрость, истина находится где-то между двумя крайностями.

   После 2009го года, когда основным источником инфляции был рост цен на продукцию монополий, казалось, что государство сможет контролировать инфляцию и впредь. Однако вместо этого мы увидели разгон инфляции, начавшийся во 2м квартале 2010го года. При этом из 8,7% прироста потребительских цен пару процентов вполне можно объяснить всероссийским неурожаем. То есть, если не считать форс-мажора, то правительство выполнило свои обещания по снижению инфляции.Но все не так просто. Темп инфляции начал расти еще до того, как стало ясно, что Россию ждет неурожай, а рост потребительских цен на 1% в декабре достоин дополнительного анализа.

   В первую очередь нужно отметить, что с конца 2009 года Центральный Банк РФ начал смягчать денежную политику, что означало рост денежной массы и снижение процентных ставок. Достаточно долго снижение процентной ставки вело к замедлению денежного оборота, и поэтому рост денежной массы не разгонял инфляцию. Однако, ближе к осени избыток денег все же начал сказываться… В течение года денежная масса возросла примерно на 30%, такой прирост денежной массы не мог не вызвать ускорения инфляции, и если бы не было временного лага между ростом денежной массы и инфляцией, то мы бы получили рост цен на 25% (пять процентов были бы съедены экономическим ростом на примерно 4%, который наблюдался в прошедшем году). К счастью, такой временной лаг существует (как и замедление денежного оборота), но все же цены производителей в 2010м году выросли на 16%.Но рост потребительских цен оказался в два раза медленнее, и это также требует объяснений. Во-первых, есть лаг между потребительскими ценами и ценами производителей. Этот лаг составляет пару месяцев и мог съесть до 1% инфляции. Во-вторых, правительство проводило антиинфляционную политику, направленную против сферы торговли, т.е. пыталось замедлить рост потребительских цен за счет снижения прибылей торговли и перетекания этих прибылей к производителям. Это также должно было временно замедлить инфляцию (2% - 4%). В-третьих, и это самое важное, цены на некоторые товары сохранялись на постоянном уровне за счет того, что Россия их импортирует, а курс рубля был практически стабилен весь год.Теперь перейдем к прогнозам по инфляции в 2011м году. Во-первых, Центральный Банк вряд ли будет наращивать денежную массу тем же темпом, что и в 2010м году. Это произойдет по нескольким причинам: 1) поскольку стимулирование экономики деньгами оказалось неэффективным (а рост ВВП на 3%-4% нельзя признать успехом), то от него откажутся из-за угрозы неконтролируемой инфляции; 2) как уже бывало, лишние деньги будут просто возвращаться в ЦБ через валютный рынок; 3) ЦБ придется повышать процентную ставку, а это само по себе замедлит рост денежной массы. В лучшем случае денежная масса вырастет на 10%; в худшем - на 25%.Во-вторых, Центральный Банк РФ вряд ли сможет поддерживать неизменный курс рубля, поскольку уже к концу 2010 года рост импорта привел к отрицательному сальдо платежного баланса и к сокращению валютных резервов. Но, скорее всего, ЦБ будет очень медленно опускать рубль, стараясь удерживать темп девальвации ниже темпа инфляции.В-третьих, неизбежный рост процентной ставки ускорит денежный оборот, и инфляция отыграет те проценты, которых недосчиталась в этом году.В-четвертых, продолжающийся экономический рост сможет частично нейтрализовать инфляционный эффект от роста денежной массы, рост стоит ожидать в районе 5%.В-пятых, скажется эффект временного лага между потребительскими ценами и ценами производителей, что добавит инфляции пару процентов, и при этом правительство исчерпает административный ресурс снижения розничных цен.В-шестых, стоит ждать некоторого снижения цен на продукцию сельского хозяйства.

В-седьмых, продолжится опережающий рост цен на услуги естественных монополий, который правительство неспособно контролировать. Также, из-за роста мировой экономики будет продолжаться быстрый рост сырьевых цен и цены энергии.И наконец, правительство вновь столкнется с инфляционными ожиданиями, которые оно уже казалось бы смогло победить. Уже сейчас население склонно верить в рост цен, поскольку оно столкнулось с быстрым ростом цен на продукты питания и на услуги монополий.

   Таким образом, в самом лучшем случае инфляция в России в 2011м году составит примерно 10%, но может подскочить и до 20% за год. Все зависит от воли правительства в отношении стимулирования экономики вливаниями денег и в отношении удержания валютного курса вопреки экономической динамике. Неконтролируемая (немонетарная) часть инфляции составит около 3% за год (по минимальной оценке).  

 2.3.Инфляция по ХМАО. 

По данным Территориального органа федеральной государственной службы статистики по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, инфляция в январе - июне 2009 года (июнь 2009 года к декабрю 2008 года) на потребительском рынке составила 107,65%, что на 0,22% выше уровня аналогичного периода 2008 года (107,43%).

В течение 1 полугодия 2009 года в автономном округе ежемесячный рост инфляции (к предыдущему месяцу) варьировался от 0,53% в июне, до 1,75% в марте.

В Российской Федерации инфляция июня 2009 года (к декабрю 2008 года) составила 107,4%, в том числе на продовольственные товары 107,0%, на непродовольственные товары 106,3%, платные услуги 109,6%. Структура индекса потребительских цен 1 полугодия 2009 года отличается от ранее сложившейся.

Среди компонентов индекса потребительских цен за январь-июнь 2009 года рост цен на продовольственные товары замедлился, значительно увеличился темп роста цен на непродовольственные товары, темп роста цен на платные услуги существенно замедлился. Благодаря мерам по стабилизации цен, предпринимаемым Правительством автономного округа, органами местного самоуправления рост цен на продовольственные товары в 1 полугодии 2009 года (июнь 2009 года к декабрю 2008 года) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года замедлился и составил 108,52%, (июнь 2008 года к декабрю 2007 года - 110,80%).

Стоимость минимального набора продуктов питания Югры в июне 2009 года составила 2789,91 рублей, что на 4,8% дороже декабря 2008 года (2662,13 рубля). Стоимость минимального набора продуктов в среднем по России в июне текущего года составила 2270,6 рублей, увеличившись по сравнению с декабрем 2008 года на 7,3% (2116,4 рублей). 

Основные показатели доходов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, характеризующие уровень жизни, в 2008 году были отмечены реальным ростом:

- располагаемых доходов населения - 9,2%,

- среднемесячной заработной платы - 4,3%,

- среднего дохода пенсионера - 12,7%;

- средний душевой доход населения за 2008 год обеспечил 4,6 прожиточных минимума населения.

   Рост цен на продовольственные товары обусловлен, как факторами характерными для всей территории Российской Федерации, так и факторами, связанными со спецификой экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

- существенная зависимость рынка от производителей других регионов;

- низкая доля производства товаров местными товаропроизводителями (менее 15%);

- отсутствие развитого агропромышленного комплекса, в связи с неблагоприятными для развития сельского хозяйства климатическими условиями;

- наличие территорий с ограниченными сроками завоза грузов;

- повышение оптовых (отпускных) цен на потребительские товары основными поставщиками продуктов питания Тюменской, Свердловской, Омской областей; - отсутствие сегмента оптового звена, значительно влияющего на схему товародвижения.

   Для сдерживания роста потребительских цен в Югре предпринят ряд мер:

- установлены предельные размеры торговых надбавок от 25 до 60% на социально значимые продовольственные товары (хлеб, молоко, муку, сахар-песок, соль, яйцо, масло животное, масло растительное, колбасу вареную 1 сорта, крупы, макаронные изделия) обязательные для территорий с ограниченными сроками завоза грузов и рекомендуемые остальным муниципальным образованиям;

- реализуются программы по развитию агропромышленного комплекса, в рамках которых оказываются различные виды государственной поддержки на строительство сельскохозяйственных объектов, реализацию инвестиционных программ и т.д.;

- заключены соглашения и достигнуты договоренности между органами местного самоуправления и представителями предпринимательского сообщества о сдерживании цен на социально значимые товары, оказании поддержки социальным группам населения, взаимном сотрудничестве;

- оказывается материальная помощь социально незащищенным слоям населения путем единовременных выплат отдельным категориям граждан (неработающим пенсионерам, малоимущим гражданам, многодетным семьям) к праздничным и памятным датам, выплата материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- осуществляется на постоянной основе мониторинг цен, проходят проверки правильности формирования цен на продукты первой необходимости, по выявлению фактов сговора поставщиков продуктов питания по установлению цен.. Высокосортная швейная фурнитура предлагается нашим верным рукодельницам.

Главный элемент в структуре доходов населения Ханты-Мансийского автономного округа - оплата труда. Начисленная среднемесячная заработная плата, по оценке, в 2009 году увеличится на 2,3% по отношению к уровню 2008 года и составит 38113,1 рублей. Увеличение в 2009 году размера пенсии пенсионеров будет способствовать продолжающаяся реформа пенсионного обеспечения, а также дополнительные меры, предпринимаемые Правительством Ханты-Мансийского автономного округа.

  В структуре денежных расходов населения ХМАО - Югры в 2009 году ожидаются некоторые изменения. В общем объеме расходов удельный вес потребительских расходов в 2009 году составит - 72,3% (в 2008 году - 69,5%), что в натуральном выражении составит 392,4 млрд. рублей, обязательных платежей и добровольных взносов - 14,1% или 76,5 млрд. рублей (в 2008 году - 13,0%). Снижение удельного веса обязательных платежей и добровольных взносов связано со снижением темпов роста заработной платы в результате финансового кризиса.

В период с 2009 по 2012 год ожидается, что потребители скорректируют потребительские расходы под изменившиеся доходы, при этом норма сбережений может несколько возрасти, однако в дальнейшем восстановление потребительского кредита стабилизирует норму сбережений.

С 2010 год по 2012 год за счет всех составляющих: фонда заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, прочих доходов сохранятся темпы роста денежных доходов населения. В номинальном выражении в 2012 году по отношению к 2008 году среднедушевые денежные доходы населения по третьему варианту возрастут в 1,4 раза, при этом реальный рост составит 106,1%. В соответствии с принятыми решениями с 1 января 2010 года пенсионные права граждан, приобретенные до 2002 года, предполагается дополнительно проиндексировать на 10 %. Плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. Таким образом, получит справедливую оценку трудовой вклад людей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, работавших в советский период. В результате средний размер трудовых пенсий в 2010 году вырастет почти в 1,5 раза по сравнению с текущим периодом.

В целом за 2009-2012 годы средний размер дохода пенсионера автономного округа увеличится более чем в 2 раза. Реализация в 2010 году указанных выше мер позволит повысить уровень материальной обеспеченности пенсионеров. В результате коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) повысится почти до 36%, (по принятым международным стандартам - 40%). 
 
 

Информация о работе Антиинфляционная политика.Инфляция в РФ и ХМАО