Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Инфляция и ее сущность.
1.1. Причины происхождения инфляции…………………………..5
1.1.2. Сущность инфляции в разных экономических школах.
1.1.3. Причины приведшие к инфляции.
Глава 2. Антиинфляционная политика.Инфляция в РФ и ХМАО.
2.1.Антиинфляционная политика.Методы борьбы с инфляцией.
2.2.Особенности инфляции в России и методы борьбы с ней.
2.3.Инфляция по ХМАО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Таким образом,
стагфляция - наихудшее из всех зол инфляции,
сочетающее в себе проблемы инфляционного
спроса и издержек, поэтому борьба с этим
явлением крайне сложна. На практике, часто
виды инфляции переплетаются, поэтому
многие экономисты как за рубежом, так
и в нашей стране рассматривают инфляцию
как многофакторное явление, противостоящее
росту производства и полноценному экономическому
развитию страны. Борьба с ней не может
быть рассчитана на какой-либо конкретный
срок и составлять экономическую программу
нового лидера, но является постоянной,
повседневной обязанностью правительства.
Глава 2. Антиинфляционная
политика и последствия самой инфляции.
2.1.Антиинфляционная
политика.Методы борьбы с инфляцией.
Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
Кроме того к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
- расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране;
- явный или скрытый рост цен;
- натурализация процессов обмена;
- низкий уровень удовлетворения спроса населения из-за обострения дефицита;
- опасность риска при инвестировании средств в долгосрочные проекты;
- предпочтительный выбор посреднической деятельности по сравнению с производственной;
- неравномерный рост цен на товары и услуги из-за неравномерности изменения доходов, динамики инвестирования;
- изменение не только уровня цен и доходов, но и их соотношения, структуры, географии;
- снижение реальных доходов и жизненного уровня населения и т. д.[7]
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Последовательное развитие и смена теоретических предпосылок антиинфляционной политики в развитых странах отражают не только меняющиеся характеристики мировой экономики и тенденции в развитии экономической мысли, но прежде всего противоречивость и недостаточную эффективность предлагаемых мер по борьбе с инфляцией. Понятно, что новый виток в развитии инфляционных процессов вызовет появление новых вариантов антиинфляционной теории. Однако уже на данном этапе у мирового сообщества сформировалось определенное отношение к обоснованию антиинфляционной политики. Эксперты
ОЭСР указывают, что, разрабатывая антиинфляционную политику, нельзя базировать ее на излишне упрощенной механистической модели инфляции. В соответствии с этой точкой зрения желательно ориентироваться на многовариантный подход в определении методов борьбы с инфляцией.1
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные методы включают:
- регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».
- регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
- обязательные денежные резервы коммерческих банков.
- операции Центрального
банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
- прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
- государственное регулирование цен.
- государственное регулирование пределов заработной платы.
- государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
- государственное регулирование валютного курса.
Общее направление антиинфляционной политики формируется под влиянием множества факторов, в том числе: общехозяйственной конъюктуры; характера инфляционных процессов; особенностей теоретической базы экономической политики и пр.3 Принятие того или иного варианта антиинфляционной политики становится результатом оценки достаточно большого числа условий, характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. В большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политику доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения.
Целая
группа антиинфляционных мер, предусматривающих
ограничение темпов инфляции в форме роста
общего уровня цен, объединена под названием
методов управления агрегатного спроса,
или дефляционной политики. Суть их состоит
в воздействии на отдельные элементы платежеспособного
спроса с целью его ограничения, в создании
нового соотношения спроса и предложения
как на товары, так и на деньги. Существенным
ограничением в применении методов управления
агрегатным способом является то, что
они угнетают общехозяйственную конъюктуру
и могут быть использованы лишь на стадии
подъема экономики, что обуславливает
краткосрочный характер их действия. В
противном случае они ведут к угнетению
хозяйственной активности, а в экстремальном
варианте - к кризисному сокращению производства.
Методы управления агрегатным способом
являются, следовательно, методами излишне
прямолинейными; им не хватает избирательности
воздействия.[9] Они эффективны в ситуации,
когда причиной инфляции действительно
является избыточность денежного спроса,
т.е. в условиях инфляции спроса.
На практике для управления агрегатным способом применяются инструменты как бюджетные, так и денежно-кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:
- ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);
- ужесточение налоговой
политики по отношению к предпринимателям
и потребителям.
Меры денежно-кредитной политики предусматривают воздействие и на спрос
(через цену кредита)
и на предложение денег с целью их параллельного
ограничения.[10] Специалисты считают, что
при всех недостатках меры по управлению
спросом во многом соответствуют современной
экономической структуре развитых стран.
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства.
Однако максимальная
эффективность отмечается в условиях,
когда основной причиной инфляции является
рост издержек. Политика доходов характеризуется
двойственным механизмом воздействия
на инфляцию. Ограничивая масштабы увеличения
цен и заработной платы, политика доходов
уменьшает рост издержек производства
тех товаров, в цену которых эти денежные
величины входят в качестве издержек.
Тем самым политика доходов препятствует
саморазвитию инфляционных процессов,
уменьшает интенсивность инфляции и ее
последствий.
Используется широкий спектр политики доходов. Экстремальным вариантом политики доходов является вариант прямого контроля над уровнем цен и заработной платы путем их «замораживания». Считается, что эта мера лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции.
Предпочтение отдается
более гибким формам контроля: разрешению
повышения цен в определенных пределах
и при соблюдении ряда условий, повышению
цен при оповещении органов контроля о
темпах роста заработной платы при заключении
коллективных договоров. Появляются новые,
более мягкие формы, такие как политика
ограничения заработной платы с помощью
налогов.
Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени
(сокращение предельных
ставок подоходного налога), которое через
изменение относительных цен стимулирует
инвестиции и сбережения, что в свою очередь
способствует росту предложения.
Сторонниками управления
инфляцией путем прямого воздействия
на сферу денежного обращения являются
приверженцы монетаризма в экономической
теории. На первый план они выдвигают денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее
на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования
проводится неподконтрольным правительству
центральным банком, который определяет
эмиссию, изменяет количество денег в
обращении и ставки ссудного процента.
Сторонники этого подхода считают, что
государство должно проводить дефляционные
мероприятия для ограничения платежеспособного
спроса, поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией.
2.2.Особенности инфляции
в России и методы борьбы с ней.
Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм.Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины. Немонетарные причины: Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса). Малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР.
Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП). Инфляционные ожидания населения. Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России. Монетарная природа российской инфляции: 1. Дефицит госбюджета. 2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы.Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары.(Сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.) 3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.Особенность российской инфляции - временной лаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен - с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости финансовой системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992г. финансовая система России существовала в зачаточном виде.Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течении трех месяцев. Уже в 1995г. возникла развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных "этажах" финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился. Из рисунка 2 видно, что инфляция в 1992-97гг.идет на убыль. В этом заслуга антиинфляционной политики.Антиинфляционная политика в России проходила в следующих направлениях: 1) Сокращение инфляции спроса ; Погашение инфляционных ожиданий населения, повышение доверия к рублю. Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г.инфляция обуславливалась: 45% - инфляционными ожиданиями; 25% - повышением цен на топливо; 20% - увеличением совокупной денежной массы; 7% - удорожанием с/х продукции; 3% - прочие факторы. 2) Меры по стабилизации валютного курса (т.н. "валютный коридор"). При этом под "Валютным коридором" понимается способ принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции.
Информация о работе Антиинфляционная политика.Инфляция в РФ и ХМАО