Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:57, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа экономической ситуации за последние 13 лет охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства, выявить основные направления ее совершенствования.
Введение
1. Инфляция в условиях рыночной экономики
1.1. Природа Российской инфляции
1.2. Влияние ценовых реформ
1.3. «Государственная финансовая пирамида»
2. Причины и последствия инфляции в России
2.1.Истоки инфляции в России
2.2. Проблемы стабилизации экономики России
3. Антиинфляционная политика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Если цены на товары и удельные нормативы затрат на их производство не уменьшаются, сократить объем выпуска некоторого товара без уменьшения величины прибыли от его реализации можно, лишь увеличив его цену. При этом темп роста цены взаимосвязан с размером сокращения выпуска, зависит от величины; удельных материальных затрат на производство продукции, увеличения уровня оплаты труда и динамики цен других; товаров.
2. Если нормативы удельных затрат и/или величина денежной заработной платы повышаются, не уменьшающее размер прибыли фиксированное сокращение масштаба выпуска продукции достижимо лишь при более быстром, чем при неизменных нормативах и заработной плате, росте цены товара.
3. При неравномерном росте товарных цен может оказаться, что требуемое для поддержания прежнего объема прибыли увеличение цены некоторого товара приведет к убыточности производства других товаров. Это означает, что повышение цен и получение прибыли одной частью товаропроизводителей будет происходить одновременно с разорением другой их части.
Этот процесс мы и наблюдали в промышленности РФ: цены растут, объемы производства падают. При росте получаемой промышленностью прибыли, исчисленной в текущих ценах, абсолютно и относительно увеличивается число убыточных предприятий, происходит дифференциация производителей продукции.
Балансовая прибыль в промышленности выросла, доля убыточных в общем числе промышленных предприятий повысилась с 7 до 22,5%. В 1991-1995 гг. происходила дифференциация производителей промышленной продукции. Аналогичные процессы наблюдались и в других сферах производства.
Для реализации объема продукции, превышающего расчетный, да еще по более высоким, по сравнению с расчетными, ценам необходим больший платежеспособный спрос. При неизменной скорости обращения денег увеличение необходимой денежной массы может быть оценено величиной произведения скорости роста физического объема продукции и цен. Расхождение между необходимой для обслуживания товарных сделок и фактической денежной массой покрывается изменением скорости обращения денег и величиной задолженности предприятий и организаций.
Из сказанного следует важный для выработки политики экономического регулирования вывод. Поскольку в наших условиях повышение цен сопровождается не ростом, а падением объемов производства, не следует рассматривать дальнейшее увеличение цен в качестве средства стимулирования производства. При существующем ценообразовании они для этого либо принципиально не годятся, либо смогут работать лишь при определенных условиях, которые еще предстоит создать.
В любом случае на современном этапе основное значение имеют неценовые методы воздействия на структуру и динамику производства. И, видимо, не случайно промышленно развитые страны в последние годы менее активно применяют ценовое регулирование.
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился в настоящее время в основное препятствие на пути поступательного развития экономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выражения целого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.
Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к накоплению национальных денег, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты.
Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. В России последствия инфляции для социальной сферы были наиболее серьезными. Население СССР в основном не испытывало влияния инфляции на своем кошельке. Оказавшись в рыночных условиях и не имея при этом фактического опыта действий в условиях инфляции, россияне в большинстве своем потеряли значительную часть личных сбережений. За счет инфляционных процессов в России произошло обогащение небольшого слоя населения, владевшего более оперативной информацией и знаниями объективных экономических законов.
Негативное влияние инфляции на все стороны социально-экономического развития страны, на функционирование всех ее экономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуют необходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, которая включала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защиты от инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь, малообеспеченного.
Программа борьбы с инфляцией должна включать защитный механизм, который обеспечивал бы нормальное функционирование различных звеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения[2]. В этом механизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структур экономики в увязке с интересами населения. Например, система индексации издержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должна быть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм должен содержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи с инфляцией.
Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня.
Можно выделить три этапа в проводимой Банком России антиинфляционной политике в зависимости от используемых инструментов и методов её осуществления: 1992-1995гг.; 1995- сентябрь 1998гг.; с 1998гг. Для каждого из этих этапов характерны свои особенности в подходе к способам управления инфляционными процессами.
Первый этап можно представить как попытку внедрения в деятельность Центрального банка инструментов и методов управления денежным предложением и инфляционными процессами. Вряд ли в рассматриваемый период можно говорить о систематичном, целенаправленном и эффективном антиинфляционном регулировании. Начиная с 1990-х годов, Банк России с одной стороны, осуществлял финансирование дефицита бюджета через эмиссию, кредиты правительству, покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении, предоставлял централизованные кредиты экономике для стимулирования её развития, с другой, проводил жесткую ограничительную денежно-кредитную политику. Непоследовательная политика Центрального банка в сфере денежного обращения и кредита усугубляла и без того кризисное состояние экономики.
В 1995г. с принятием новой редакции федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» начинается новый этап денежно-кредитного регулирования Банка России. Именно в 1995г. происходят серьезные изменения в приоритетах, ориентирах и инструментах денежно-кредитной политики. Одновременно происходят изменения в механизме и инструментах осуществления антиинфляционной политики. Официально были определены цели и задачи деятельности Центрального банка РФ, приоритетные инструменты денежно-кредитного регулирования: переучет векселей, операции на открытом рынке, операции междилерского РЕПО, рефинансирование. Важным шагом в преодолении инфляционных процессов стало положение, согласно которому Центральному банку запрещалось предоставлять прямые кредиты правительству и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Таким образом, был перекрыт один из основных источников инфляционного давления на экономику.
В качестве основного направления денежно-кредитной политики в этот период Банк России выделил ограничение спроса для недопущения возможности раскручивания инфляционной спирали за счет инфляции спроса. При этом предусматривалось, что правительство предпримет меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий для недопущения развития инфляции по спирали «издержки - цены». Основными задачами, вставшими перед Центральным банком в этот период, были обеспечение экономики деньгами в количестве, соответствующем достижению официально установленных целей по инфляции и производству реального ВВП, а также стимулирования инвестиционной активности в экономике.
Кризис 1998г. положил начало нового этапа в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы к антиинфляционному регулированию. Прежде всего, претерпела изменения система предложения денег Центральным банком. Основным каналом предложения денег в 1999г. становится эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000г. – покупка иностранной валюты у экспортеров. Следует признать, что у Центрального банка по-прежнему отсутствует система управления денежным предложением. Используемая Банком России система управления денежной массой, опирающаяся на валютные интервенции и депозитные операции, не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей. Последняя определяется на сегодняшний день не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов, а набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые используются Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Для управления инфляционными процессами Центральный банк, по сути, использует сегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование.
Инфляционное таргетирование позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании необходимо выполнение двух главных условий: первое условие - Центральный банк должен быть достаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второе условие - отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того, необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарий и определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовых органов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того, наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения, снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитие банковской системы. Трудности при использовании валютного таргетирования заключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что в современных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввиду наличия некоторой неустойчивости отечественной экономики.
Необходимо также отметить, что одним из препятствий является административное и государственное регулирование цен – Центральный банк должен оперативно корректировать инфляционный прогноз с учётом изменения цен, величину которых частично определяет государство. Использование механизма таргетиования в рамках долгосрочной перспективы будет наиболее эффективным лишь в условиях стабильной рыночной экономики, уровня инфляции менее десяти процентов, отсутствия внешних долгов, эффективной системы налогообложения, развитой банковской системы, эффективного и устойчивого производства.
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
• оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
• разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
• усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
• изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;