Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:57, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа экономической ситуации за последние 13 лет охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства, выявить основные направления ее совершенствования.
Введение
1. Инфляция в условиях рыночной экономики
1.1. Природа Российской инфляции
1.2. Влияние ценовых реформ
1.3. «Государственная финансовая пирамида»
2. Причины и последствия инфляции в России
2.1.Истоки инфляции в России
2.2. Проблемы стабилизации экономики России
3. Антиинфляционная политика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
1. Инфляция в условиях рыночной экономики
1.1. Природа Российской инфляции
1.2. Влияние ценовых реформ
1.3. «Государственная финансовая пирамида»
2. Причины и последствия инфляции в России
2.1.Истоки инфляции в России
2.2. Проблемы стабилизации экономики России
3. Антиинфляционная политика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой.
Многие страны бывшего социалистического лагеря в процессе проведения экономических преобразований столкнулись с феноменом высокой инфляции. Поскольку, как правило, эти страны в предшествующий период характеризовались сравнительной ценовой стабильностью, такой опыт высокой инфляции был серьезным испытанием для экономики, и экономическим субъектам потребовались значительные усилия, чтобы приспособиться к столь стремительному изменению цен. Феномен высокой инфляции застал врасплох
российских экономистов. Были выдвинуты его различные конкурирующие объяснения. При этом исследователи зачастую приходили к полярным заключениям. Эта резко выраженная полярность в точках зрения на инфляционные процессы не является только отвлеченной научной проблемой. Каждая альтернативная концепция подразумевает некоторые мероприятия экономической политики, которые по мнению ее сторонников позволили бы улучшить состояние экономики. Без глубокого понимания инфляционных процессов в экономике невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией и в целом проводить адекватную денежно-кредитную политику.
В последнее время инфляция в России существенно замедлилась, однако несмотря на это, проблема роста уровня цен не потеряла своей актуальности. Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной адекватности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики.
Цель работы – на основе анализа экономической ситуации за последние 13 лет охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства, выявить основные направления ее совершенствования.
Задачи:
1) Проанализировать понятие и механизм распространения инфляции в условиях рыночной экономики на примере либеральных реформ начала 90х гг. в России;
2) Рассмотреть денежные и неденежные факторы, вызывающие инфляцию в России и связанные со спецификой ее исторического развития;
3) Исследовать совокупность мер системы государственной антиинфляционной политики в РФ, охарактеризовать значение в ней денежно – кредитного регулирования
Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление.
Инфляция в экономике России возникла еще в 50-х - начале 60-х годов XX в. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась и составила 40 коп. к уровню 1960 г.
Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс стал неотъемлемой чертой российской денежной системы.
Начало 90-х гг. было ознаменовано проведением двух наиболее крупных акций Правительства:
а) повышение цен 2 апреля 1991 года;
б) либерализация цен 2 января 1992 года.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Нагнетание инфляционной напряженности приходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведению вышеназванных акций. Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведение в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обмену 50- и 100- рублевых купюр. Временной лаг величиной в один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничных цен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себя накопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения в отношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.
Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.
Момент проведения реформы значительно сократил темп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию на потребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было создано достаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающейся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных товаров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком, ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытовая электротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствует о том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе с обменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулирование производства потребительских товаров, а сокращение у населения избыточного денежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность, находящуюся на руках у населения, по возможности, к наиболее меньшей величине.
Желание побороться с ростом цен при проведении реформы сильно нагнетало спрос в период, предшествующий этой акции, что привело к тому, что в послереформенный период резко сократился товарооборот. В натуральном выражении объем покупок населения в первом полугодии 1991 года сократился, по сравнению с дореформенным уровнем, на 50-60%. К середине мая запасы товаров в торговле выросли на 10 млрд. рублей. Это объяснялось не столько психологическим воздействием реформы на поведение потребителей, сколько накопленными в феврале-марте запасами товаров. Естественно для этого случая и неестественно для целей реформирования вновь стал активизироваться процесс образования избыточных сбережений из-за резкого сокращения текущих расходов.
Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть рынок. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу.
Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508% (Приложение 1, 2). В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).
Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.
В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки производства последних, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В экономике возникает мультипликативный эффект возрастания издержек производства. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 % по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется не только эффектом «ножниц» цен, но и "внешними" причинами, такими как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ. Таким образом, происшедший за годы реформ глубокий спад производства сыграл не последнюю роль в поддержании инфляции[1].
В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение доверия населения к рублю.
Благодаря введению валютного коридора и других мер правительства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 11%. До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.
Доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения, огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП. Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне нерационально.
Однако вместо реформ еще в 1995 г. был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов.
Вместо этого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть “государственной финансовой пирамидой”. И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса.
На этом фоне положительным фактором стало уменьшение бюджетного дефицита. Он был доведен до уровня (3,6% ВВП — в 1997 г., 5,5% - в 1998 г., 2,4% - в 1999 г., ) приемлемого для Международного валютного фонда в качестве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестирования расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит — налоги, займы, инфляцию.
Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада, причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях "перегрева" экономики и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.