Антиинфляционная политика. Причины инфляции в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование белорусской экономики на предмет конкретных признаков и причин инфляции, аналитическое выявление соответствующих им антиинфляционных мер.
При этом будет подразумеваться, что в современных условиях полное искоренение инфляции едва ли возможно. Современная экономика инфляционна по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а её уровень достаточно умеренным.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция и антиинфляционная политика 4
Инфляция 4
Причины инфляции 9
Последствия инфляции 14
Виды антиинфляционной политики 18
Характеристика инфляционных процессов в Республике Беларусь 22
Особенности белорусской экономической системы 22
Причины инфляции в Беларуси 24
Антиинфляционная политика Республики Беларусь 27

Заключение 29

Работа содержит 1 файл

KURSACh.docx

— 72.50 Кб (Скачать)

Антиинфляционная  политика представляет комплекс мер  и механизмов по государственному регулированию  инфляционных процессов в экономике, который можно разделить на антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Антиинфляционная  стратегия образуется механизмами  долгосрочного действия, и даёт эффект по истечении продолжительного времени. К её компонентам относятся:

  1. Уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых, достигаемое всемерным укреплением рыночных механизмов, созданием конкурентной среды, ослаблением таможенных и импортных ограничений, стимулированием диверсификации производства;
  2. Долгосрочная денежно- финансовая политика, направленная на введение жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
  3. Сокращение бюджетного дефицита через увеличение бюджетных поступлений и уменьшением расходов государства;
  4. Увеличение совокупного предложения посредством структурных преобразований народного хозяйства, стимулирование научно- технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов;
  5. Защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий через регулирование платёжного баланса и валютного курса.
 

Антиинфляционная  тактика выступает как совокупность краткосрочных антиинфляционных мер, направленных на уменьшение текущего ценового давления и не способных  повлиять на глубинные причины инфляции. В зависимости от цели их можно  разделить на методы:

А) позволяющие резко нарастить  предложение без адекватного  повышения спроса;

Б) резко снижающие текущий спрос  без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ  проводимой правительством политики, различают три блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного  курса.

Дефляционная  политика сводится к ограничению  денежного спроса через денежно- кредитные и налоговые механизмы  и включает:

  1. Ограничение ежегодного прироста денежной массы, осуществляемое через рычаги Национального банка: учётная ставка процента, норма обязательных резервов и операции на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг)
  2. Балансирование и бездефицитность госбюджета

Её  особенность заключается в вероятности  краткосрочного замедления экономического роста.

Политика  доходов как тактический метод  борьбы с инфляцией акцентируется  на контроле над ценами и зарплатой, и используется при инфляции издержек. Она включает:

Целенаправленное  регулирование государственных цен на важнейшие товары и услуги, часто проводимое в условиях монополии и олигополии

Добровольное  регулирование доходов на основе переговоров между трудящимися  и работодателями – установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого поывшения  производительности труда и общего состояния экономики страны.

Политика  валютного курса представлена комплексом мер, которые ограничивают негативное влияние вмешательства зарубежных валют в экономику:

  1. Укрепление или создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путём внутреннего и внешнего заимствования
  2. Ужесточение бюджетной политики по сокращению или ликвидации существующего бюджетного дефицита
  3. Введение фиксированного валютного курса
  4. Стимулирование экспорта и торможение импорта имеющимися средствами
 

Несколько особняком стоят институциональные  методы антиинфляционной политики, формирующие  общие условия и предпосылки  для эффективной борьбы с ростом цен – это создание и укрепление институтов рыночной системы, создающей  стимулы для расширения предложения  благ, тем самым замедляя или останавливая рост цен и формируя среду, в которой возможно эффективное применение других антиинфляционных мер. Основными направлением здесь является либерализация государственного регулирования рынка, в частности общее ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры направлены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Одной из используемых крайних мер по борьбе с высокими ценами является денежная реформа, состоящая в изъятии  из обращения обесцененных денег  и в замене их новыми, устойчивость которых гарантируется на самом  высоком государственном уровне. 

Без других антиинфляционных мер, самостоятельное значение каждой из них незначительно либо несбалансированно – опираясь на ситуацию в конкретной национальной экономике, необходимо вырабатывать специальный комплекс мер и корректировать его по мере реализации намеченного плана по устранению высокой инфляции либо по адаптации к ней. 

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

         2.1 Особенности белорусской экономической системы

 

На  сегодняшний день Беларусь, в частности  её экономика, имеет непростую историю  своего развития, что отражается и  на сегодняшнем положении дел  в республике.

В советское время на белорусской  территории располагался «сборочный цех» союза, большая часть продукции  экспортировалась в другие советские  страны. Такой процесс требовал жёсткого контроля экономики, который осуществлялся  на основе строгого административного  управления и идеологии – население  было сосредоточено на производстве на пути к социализму. Процессу способствовал  и «железный занавес», изолирующий экономику от конкуренции. В результате все отрасли были монополизированы, объём денежной массы рос соразмерно с фактическим ростом объёмов производства, инфляция в современном понимании отсутствовала, выражаясь в дефиците товарных ассортиментов.

После развала СССР, когда постсоветские  страны оказались открытыми внешним  воздействиям, Беларусь влилась в  систему международных экономических  отношений, сохранив свои прежние тенденции: ориентация на экспорт, экстенсивность, большие объёмы незавершённого производства. Экономика испытывала множество трудностей в освоении рыночных механизмов. Слабость и несовершенство рынка в переходной экономики, практическое отсутствие фундаментальных основ его функционирования (общих правил экономического поведения, частной собственности, свободы принятия хозяйственных решений) сочеталось с унаследованными административными институтами, не приспособленными к работе в рыночных условиях. Результатом взаимодействия этих структур были сильные деформации зарождавшейся рыночной организации и отсутствующего механизма ценообразования. В свою очередь, какой-либо существенный диктат административных институтов в отношении рынка отсутствовал. Эти причины приводили к искажениям в ценовом отражении экономической информации, которые и проявлялись в таком феномене переходной экономики, как гиперинфляция, наблюдавшейся в 90-х годах.

Если  же говорить о современном этапе развития белорусской экономики, то можно отметить ряд прогрессивных изменений. Уже сформировалось немало атрибутивных признаков рыночной экономики: рыночные институты, торговые отношения со многими странами, соответствующее законодательство, либерализация которого активно продолжается. Имеет положительные результаты и общий курс развития национального хозяйства. Так, по итогам плана социально-экономического развития на 2005-2010 годы, социально- ориентированная рыночная экономика позволила добиться:

Повышения ВВП на 46%

Повышения национального производства в среднем  на 41%

Повышения инвестиций в основной капитал на 122%

Увеличения  реальных доходов населения на 75% 

Беларусь  существенно продвинулась на пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 года создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено немало новых технологий. Также освоен выпуск многих видов импортозамещающих  производств. За счёт развития поставок промышленных товаров за границу  объём экспорта увеличился с 2005 года в 3 раза.

Наряду с положительными, заметны и отрицательные моменты. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, что выражается в высокой импортоёмкости, материалоёмкости и энергоёмкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции. Снижается эффективность инвестиций и увеличивается объём привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остаётся восприимчивость предприятий к инновациям. Наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Национальная валюта остаётся не достаточно стабильной.

         2.2   Причины инфляции в Беларуси

 

С 1991 по 2000 год одним из элементов белорусской модели были попытки поддержания высокого уровня занятости населения, стимулирование спроса в сельском хозяйстве и строительстве, восстановление оборотного капитала предприятий путем кредитной эмиссии, что, в конечном счете, привело к значительному увеличению темпов инфляции.

Например, в 1999 г. она составила 350%, что вызвало развал финансовой системы, неуправляемую девальвацию белорусского рубля, высокую степень долларизации экономики. Результатом стало увеличение числа убыточных предприятий, составивших к середине 2000 г. 34% от их общего числа. Одним из основных источников выживания субъектов хозяйствования стали неплатежи, являющиеся по своей сути денежной экспансией, вызывающей скрытую инфляцию. В результате инвестиционные возможности предприятий ухудшились еще в большей степени, что серьезно подорвало и без того низкую конкурентоспособность белорусской продукции.

Таким образом, макроэкономическая нестабильность, а также попытки сохранения и  наращивания производства за счет кредитной  экспансии привели к замиранию  структурных реформ, консервации  неэффективной экономики и невозможности  экономических агентов прогнозировать будущее. Как и в командной экономике бывшего СССР, поощрялся экстенсивный рост, отсутствовали стимулы к внедрению новых технологий, развитию производств с высокой эластичностью замещения между трудом и капиталом.

После 2000 года инфляция в Беларуси устойчиво пошла на убыль, и к 2009 году индекс потребительских цен спустился от 268 до 110,1%.

годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ИПЦ 268,0 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 110,1

 

  1.   [6, табл. на стр.28–33]

Рассмотрев  современную белорусскую экономику, можно заключить, что основными причинами инфляции являются:

  1. Дефицит госбюджета, связанный с чрезмерной эмиссией, расширением масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотациями для неэффективного производства, чрезмерными расходами на многочисленные социальные программы, с содержанием огромного бюрократического аппарата.
  2. Инфляционные ожидания, которые всё ещё прочно сохраняются в сознании белорусского потребителя и заставляют запасаться различными товарами впрок, давая тем самым хоть и не значительный, но ложный сигнал производителям о повышении спроса.
  3. Долларизация экономики, которая, кроме функционального замещения национальной валюты, в сочетании с инфляционными ожиданиями ведёт к неестественно высоким сбережениям населения.
  4. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших компаний, фирм и корпораций, которые самостоятельно устанавливают соотношение рыночных цен и собственных издержек (ОАО «Атлант», ОАО «Белтрансгаз»)
  5. Мировой экономический кризис, который, начавшись в 2008 году, привёл к значительному падению ВВП в России, Украине, Литве, ЕС и в ряде других стран, а белорусский Нацбанк только в сентябре того же года был вынужден продать около полумиллиарда золотовалютных резервов чтобы избежать девальвации белорусского рубля, что неизбежно вызвало бы массовый отток депозитов из банковской системы страны.
  6. Повышение цен на ведущие энергоносители – нефть, газ, которое неизбежно «импортирует» нам дополнительную инфляцию.
  7. Внешний долг. По состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, или 2,3 тыс. долларов на душу населения.
  8. Отрицательное сальдо. Несмотря на принятые меры, в 2010 году отрицательное сальдо Беларуси составило 5370 млн. долларов США.

Информация о работе Антиинфляционная политика. Причины инфляции в Беларуси