Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование белорусской экономики на предмет конкретных признаков и причин инфляции, аналитическое выявление соответствующих им антиинфляционных мер.
При этом будет подразумеваться, что в современных условиях полное искоренение инфляции едва ли возможно. Современная экономика инфляционна по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а её уровень достаточно умеренным.
Введение 3
1. Инфляция и антиинфляционная политика 4
Инфляция 4
Причины инфляции 9
Последствия инфляции 14
Виды антиинфляционной политики 18
Характеристика инфляционных процессов в Республике Беларусь 22
Особенности белорусской экономической системы 22
Причины инфляции в Беларуси 24
Антиинфляционная политика Республики Беларусь 27
Заключение 29
Антиинфляционная политика представляет комплекс мер и механизмов по государственному регулированию инфляционных процессов в экономике, который можно разделить на антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.
Антиинфляционная стратегия образуется механизмами долгосрочного действия, и даёт эффект по истечении продолжительного времени. К её компонентам относятся:
Антиинфляционная
тактика выступает как
А) позволяющие резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса;
Б) резко снижающие текущий спрос без соответствующего падения предложения.
В зависимости от теоретических основ проводимой правительством политики, различают три блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.
Дефляционная
политика сводится к ограничению
денежного спроса через денежно-
кредитные и налоговые
Её
особенность заключается в
Политика доходов как тактический метод борьбы с инфляцией акцентируется на контроле над ценами и зарплатой, и используется при инфляции издержек. Она включает:
Целенаправленное регулирование государственных цен на важнейшие товары и услуги, часто проводимое в условиях монополии и олигополии
Добровольное регулирование доходов на основе переговоров между трудящимися и работодателями – установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого поывшения производительности труда и общего состояния экономики страны.
Политика валютного курса представлена комплексом мер, которые ограничивают негативное влияние вмешательства зарубежных валют в экономику:
Несколько
особняком стоят
Одной
из используемых крайних мер по борьбе
с высокими ценами является денежная
реформа, состоящая в изъятии
из обращения обесцененных денег
и в замене их новыми, устойчивость
которых гарантируется на самом
высоком государственном
Без
других антиинфляционных мер, самостоятельное
значение каждой из них незначительно
либо несбалансированно – опираясь на
ситуацию в конкретной национальной экономике,
необходимо вырабатывать специальный
комплекс мер и корректировать его по
мере реализации намеченного плана по
устранению высокой инфляции либо по адаптации
к ней.
На сегодняшний день Беларусь, в частности её экономика, имеет непростую историю своего развития, что отражается и на сегодняшнем положении дел в республике.
В советское время на белорусской территории располагался «сборочный цех» союза, большая часть продукции экспортировалась в другие советские страны. Такой процесс требовал жёсткого контроля экономики, который осуществлялся на основе строгого административного управления и идеологии – население было сосредоточено на производстве на пути к социализму. Процессу способствовал и «железный занавес», изолирующий экономику от конкуренции. В результате все отрасли были монополизированы, объём денежной массы рос соразмерно с фактическим ростом объёмов производства, инфляция в современном понимании отсутствовала, выражаясь в дефиците товарных ассортиментов.
После
развала СССР, когда постсоветские
страны оказались открытыми внешним
воздействиям, Беларусь влилась в
систему международных
Если же говорить о современном этапе развития белорусской экономики, то можно отметить ряд прогрессивных изменений. Уже сформировалось немало атрибутивных признаков рыночной экономики: рыночные институты, торговые отношения со многими странами, соответствующее законодательство, либерализация которого активно продолжается. Имеет положительные результаты и общий курс развития национального хозяйства. Так, по итогам плана социально-экономического развития на 2005-2010 годы, социально- ориентированная рыночная экономика позволила добиться:
Повышения ВВП на 46%
Повышения национального производства в среднем на 41%
Повышения инвестиций в основной капитал на 122%
Увеличения
реальных доходов населения на 75%
Беларусь
существенно продвинулась на пути создания
инновационной экономики. На 1 августа
2010 года создано 105 новых производств,
модернизировано и
Наряду с положительными, заметны и отрицательные моменты. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, что выражается в высокой импортоёмкости, материалоёмкости и энергоёмкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции. Снижается эффективность инвестиций и увеличивается объём привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остаётся восприимчивость предприятий к инновациям. Наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Национальная валюта остаётся не достаточно стабильной.
С 1991 по 2000 год одним из элементов белорусской модели были попытки поддержания высокого уровня занятости населения, стимулирование спроса в сельском хозяйстве и строительстве, восстановление оборотного капитала предприятий путем кредитной эмиссии, что, в конечном счете, привело к значительному увеличению темпов инфляции.
Например, в 1999 г. она составила 350%, что вызвало развал финансовой системы, неуправляемую девальвацию белорусского рубля, высокую степень долларизации экономики. Результатом стало увеличение числа убыточных предприятий, составивших к середине 2000 г. 34% от их общего числа. Одним из основных источников выживания субъектов хозяйствования стали неплатежи, являющиеся по своей сути денежной экспансией, вызывающей скрытую инфляцию. В результате инвестиционные возможности предприятий ухудшились еще в большей степени, что серьезно подорвало и без того низкую конкурентоспособность белорусской продукции.
Таким
образом, макроэкономическая нестабильность,
а также попытки сохранения и
наращивания производства за счет кредитной
экспансии привели к замиранию
структурных реформ, консервации
неэффективной экономики и
После 2000 года инфляция в Беларуси устойчиво пошла на убыль, и к 2009 году индекс потребительских цен спустился от 268 до 110,1%.
годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ИПЦ | 268,0 | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 |
Рассмотрев
современную белорусскую
Информация о работе Антиинфляционная политика. Причины инфляции в Беларуси