Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

ИНФЛЯЦИЯ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ВИДЫ ИНФЛЯ-ЦИИ, ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ГОСУДАРСТВО

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ АТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 13
3. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая антиинфляционная политика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

       В текущем году Нацбанку удавалось  действовать в соответствии с  обоими принципами, но получится ли в следующем году — неизвестно. Дело в том, что продолжение снижения ставки рефинансирования будет способствовать снижению ставок по рублевым депозитам, что приведет к уменьшению их привлекательности. По вновь привлекаемым срочным депозитам в целях поддержания их доходности на положительном реальном уровне средний уровень ставки к концу 2007 года должен составить не менее 7-9% годовых.

       В этих условиях население может начать вновь отдавать предпочтение валюте. Впрочем, в настоящее время на рынке существует некоторый дефицит рублевых ресурсов, который замедляет падение ставок по депозитам в рублях. Такая ситуация может сохраниться и в 2007 году.

       Депозиты  — основной источник ресурсов.

       Национальный  банк рассчитывает на то, что население  сохранит высокую склонность к банковским сбережениям. Прирост депозитов физических лиц в банках в 2007 году ожидается на уровне 1,7-2 трлн. BYR. В 2006 году ожидался прирост в размере 1,5-1,9 трлн. BYR, но уже за 11 месяцев прогноз был перекрыт.

       Объем депозитов субъектов хозяйствования в банках к концу 2007 года должен подняться на 1,1-1,3 трлн. BYR.

       Депозиты  физических и юридических лиц  в 2007 году, как и в текущем, должны быть основным источником увеличения банковских ресурсов. В целом ресурсная база белорусских банков должна увеличиться на 20-24%.

       Собственный капитал банков в 2007 году должен возрасти на 18-19% против запланированного роста  на 13-17% в текущем году. Источниками увеличения собственного капитала будут в первую очередь прибыль и инвестиции в уставные фонды банков, причем доля прибыли как источника формирования собственного капитала, по мнению специалистов Нацбанка, увеличится. Отношение собственного капитала к ВВП на конец 2007 года может повыситься до 6%.

       Запланированный рост ресурсной базы должен позволить  нарастить требования банков к экономике на 21-24%, что позволит обеспечить ее кредитную поддержку. Отношение суммы выданных кредитов к ВВП на конец 2007 года может составить 26-27%. Потребность в инвестиционном кредитовании оценивается в объеме 3,96 трлн. BYR. Это находится практически на уровне 2006 года, когда данный параметр составлял 3,6-3,8 трлн. BYR.

       Процентные  ставки по вновь выдаваемым банками  кредитам (без учета кредитов, выданных за счет средств Национального банка, бюджетных средств и ресурсов банков по льготным ставкам, подлежащим компенсации банкам государством) к концу 2007 года должны составить 10-12% годовых.

       При этом кредитов на жилищное строительство  планируется выдать на 2,19 трлн. BYR, в  том числе льготных — на 1,8-2 трлн. BYR при выделении бюджетных средств на пополнение долгосрочной ресурсной базы банков и компенсацию банкам потерь, связанных с предоставлением льготных кредитов на строительство жилья.

       Нацбанк не ожидает возникновения проблем  с возвращением кредитов. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, должна составить не более 4%. Доля проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям не превысит 2%.

       Ожидается, что рентабельность собственного капитала банков превысит прогнозируемый уровень инфляции и составит не менее 8%. Это существенно ниже ожиданий Нацбанка на текущий год, в соответствии с которыми рентабельность планировалась на уровне не менее 11%. Но надежды не оправдались и по итогам года ожидается более низкая рентабельность. 

       Таблица 2. Показатели белорусской финансовой системы в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006-2007 гг.  

  2006 г. 2007 г.
Рост  потребительских цен 7-9 6-8
Изменение официального курса BYR по отношению  к RUB, % ±2 ±4
Изменение официального курса BYR по отношению к USD, % ±2 ±4
Ставка  рефинансирования (на конец года), % 8-10 7-9
Рост  международных резервных активов  РБ (млн. USD) 475-525 200-400
Рост  активной рублевой денежной массы (денежного  агрегата М1), % 24-29 20-25
Рост  рублевой денежной базы, % 26-30 20-24
Рост  собственного капитала банков, % 13-17 18-19
Рост  требований банков к экономике, % 21-29 21-24
Рентабельность  собственного капитала банков, не менее, % 11 8
Выдача  инвестиционных кредитов (трлн. BYR) 3,6-3,8 3,96
Доля  проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не более, %   4,5
Доля  проблемной задолженности в задолженности  клиентов и банков по кредитным операциям, не более, % 2,5 2
Среднегодовой параметр доступности клиентов к  автоматизированной системе межбанковских расчетов, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени, не ниже, % 99 99,5
 

       Примечание. Источник: [13, c. 7] 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции  в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

       В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

       В отличие от Запада в РБ и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывался, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддававшийся сдерживанию к регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

       Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

       Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

       Нормализация  денежного обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

       Выводы  по работе:

       1. В настоящее время инфляция  один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

       2. Инфляция означает не только  снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

       3. По своему характеру, интенсивности,  проявлениям инфляции бывают весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д.

       4. Нельзя сказать, что инфляция  в различных ее проявлениях  носит случайный характер, нет,  это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

       5. В экономически развитых странах  инфляция может рассматриваться как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма. Однако в них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

       6. Управление инфляцией представляет  важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства,  совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведению определенных мер по регулированию цен и доходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
       
  1. Базылев Н. И. , Базылева М. Н. Экономическая теория, Мн., 2004. – 608 с.
  2. Базылева Н. И. Гурко С. П. Экономическая теория, Мн., 2004. – 637 с.
  3. Лемешевский И. М. Макроэкономика. Мн., Фуаинформ. 2004. – 576 с.
  4. Булатов А. С Учебник по курсу «Экономическая теория»., изд. «Бек» М. 2005. – 478 с.
  5. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. 2002. – 432 с.
  6. Лившиц  А. Введение в рыночную экономику  // М., 2002. – 312 с.
  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории». М.: Экономика, 2003. – 542 с.
  8. Самуэльсон П. Экономика М. 1992 г. т.1, гл.15, 19; т.2, гл.36,39.
  9. Фальцман В. "Инфляция" журнал "Экономические науки" №2, 2002.
  10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А учебное пособие. «Курс экономической теории». Киров, 1998 г.

       11.// НЭГ, Матяс А. Проблемы экономического  роста № 68, 2006.

       12.// Медведев В. Белорусская экономика  состояние и проблемы, Белорусская  экономика: состояние и проблемы, № 4 2006 г

       13. Тарасов В. Белорусский рынок.  Денежно-кредитная политика. № 12. 4.09.07 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

 

       Таблица 1. Прирост потребительских цен в промышленно развитых странах

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь