Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

ИНФЛЯЦИЯ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ВИДЫ ИНФЛЯ-ЦИИ, ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ГОСУДАРСТВО

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ АТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 13
3. НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая антиинфляционная политика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

3. НЕОБХОДИМОСТЬ И  ОСОБЕННОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

       Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами [1, c. 553].

       Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты травления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

       Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической политики:

       1. Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование -  регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

       2. Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

       Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.

       Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных  мер весьма трудно, если не сказать  невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

       Конкретные  методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие! раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

       Инфляция  может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

       Вполне  очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

       Следует признать, что ни одной стране, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил — натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

       Применительно к Республике Беларусь (на начальном  этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

       1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

       2. Ценовые перекосы и диспропорции  не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок:

       легкая  и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются  с изменениями в структуре  потребительского спроса.

       3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды — материальные и финансовые.

       Результативность  макроэкономической политики зависит  от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для РБ становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсами организационные меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

       Отмеченные  особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

       Преодолеть  инфляцию можно только перестроив хозяйственный  механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

       С учетом вышеизложенного, антиинфляционная стратегия в Республике Беларусь, должна включать следующие основные мероприятия:

       отказ от контроля над ценами и рентабельностью  за исключением сверхмонополизированных отраслей;

       отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;

       проведение  либеральной торговой политики;

       радикальная аграрная реформа;

       реформа системы налогообложения;

       реализация  политики доходов, применяемой при  инфляции, сопряженной со спадом.

       Макроэкономическая  стабильность Беларуси и минимальная  инфляция позволяют экономике страны стартовать в 2007 году с уверенностью в том, что запланированные показатели будут выполнены. При этом они будут значительно отличаться от показателей 2006 года в лучшую сторону. Глава правительства напомнил, что программой на пятилетку предусматривается ежегодно прибавлять в темпах роста развития экономики, по итогам 2006 года Беларусь справилась со всеми макроэкономическими показателями. Темп роста валового внутреннего продукта получен выше, чем мы планировали и составил около 110%. Главное, что мы сработали с минимальным уровнем инфляции - около 7%. Макроэкономическая стабильность позволила в 2006 году увеличить доходы населения более чем на 18% [13, c. 2].

       Согласно  прогнозу Национального банка РБ, в 2007 году курс белорусского рубля к доллару США будет находиться в коридоре значений плюс-минус 2,5% от величины на конец 2006 года. При этом с учетом прогнозируемого изменения курса российского рубля к доллару в РФ коридор колебаний номинального обменного курса к российскому рублю составит плюс-минус 4%.

       Такие границы указаны в Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ на 2007 год, утвержденных Указом президента Беларуси № 703 от 30.11.2006 г. Интервал для курса российского рубля расширен в 2 раза по отношению к установленному на 2006 год, а для доллара оставлен почти без изменения (в 2006 году был установлен коридор плюс-минус 2%).

       При этом предельное увеличение реального  эффективного курса относительно 2006 года исходя из прогнозной динамики некурсовых факторов конкурентоспособности экономики, оценивается Нацбанком на уровне 4% [13, c. 3].

       В соответствии с указанными допустимыми  величинами отклонения, официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США в течение 2007 года должен находиться в диапазоне 2.090-2.200 BYR/USD, а к российскому рублю — 77,7-84,3 BYR/RUB. Нацбанк, по-видимому, собирается, как и в текущем году, контролировать только курс белорусского рубля к доллару, позволяя курсам рубля к евро и российской валюте меняться в соответствии с колебаниями курсов данных валют по отношению к доллару США за рубежом.

       Государственные золотовалютные резервы в 2007 году планируется  увеличить на 200-400 млн. USD. Впрочем, Нацбанк сделал оговорку, что данный параметр будет достигнут в макроэкономических условиях, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития РБ на 2007 год, где установлено, что по итогам года должно быть получено положительное сальдо внешней торговли в размере 500-600 млн. USD.

       Таким образом, рост резервов запланирован меньше сальдо. Возможно, Нацбанк критически оценивает способности экономики Беларуси получить положительное сальдо запланированных размеров или же полагает, что доходы от торговли уйдут на расчеты по долгам, возросшим в текущем году (только за 11 месяцев текущего года чистые иностранные активы коммерческих банков РБ выросли с минус 323,3 млрд. до минус 1.338 млрд. BYR в рублевом эквиваленте).

       Инфляция  снизится всего на 1 пункт [13, c. 4].

       Стратегической  направленностью денежно-кредитной  политики в основных направлениях объявлено  создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Конечной целью считается ограничение инфляции в пределах 6-8%. Это всего на 1 процентный пункт ниже значений интервала, установленного на 2006 год.

       При этом ставки по депозитам в национальной валюте запланировано сохранить на уровне выше инфляции, для чего ставка рефинансирования к концу 2007 года будет снижена не более чем до 7-9% годовых.

       Сохраняются существующие базовые принципы процентной политики — поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.

       Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте нацелено на ограничение инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов будет выступать в качестве одного из стимулов экономического роста.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь