Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………..2
1 Антиинфляционная политика государства………………………..5
необходимость антиинфляционных мер……………………………5
влияние государства на макроэкономические показатели в историческом развитии рыночной экономики………………………………………..9
современные теории антиинфляционного вмешательства государства в экономику…………………………………………………..12
Тактика и стратегия государства в процессе контроля над инфляцией…17
возможные варианты управления инфляцией…………………………..23
государственное регулирование инфляционных процессов в РБ……30
Тактика и стратегия влияния государства на развитие инфляции в 2011 – 2015 годах………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………39

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства1.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

    При проведении мер по стабилизации важно с самого начала обеспечить последовательное проведение антиинфляционной политики. Управлять инфляционными процессами можно только путем взаимоувязанных мер в области денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики, политики доходов и ценовой политики.

2. тактика и стратегия  влияния государства  на развитие инфляции  в 2011 – 2015 годах

Я рассмотрела  две основные причины инфляции:

1) увеличение  совокупного спроса;

2) сокращение  совокупного предложения.

Определили, что в результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль,

 

из которой, согласно графиков, видно, что рост уровня цен провоцирует повышение  заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. Инфляция классифицируется по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции. По формам проявления: ценовая инфляция, инфляция сбережений и девальвация;

По приведённым  ниже графикам можно судить о существенном снижении инфляции в республике Беларусь за последние десять лет 

 

В целом  при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно  выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

    Антиинфляционная стратегия включает  четыре основных компонента:

      Преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием  сбережений. Это достигается двумя  наборами методов: 

во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышения доверия большинства населения. Долгосрочная денежно-финансовая политика, целью которой является регулирование прироста денежной массы. А методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

      Бюджетная политика, основная цель  которой принятие и исполнение  сбалансированного, бездефицитного  бюджета. Методами сокращения  бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

      Защита национальной экономики  от внешних инфляционных воздействий  (политика ограничения импорта  инфляции).

    Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер. Но, к сожалению, не всегда с точностью можно предположить уровень инфляции как видно из опыта прошедших лет:

   Именно поэтому необходимо быть готовыми к различным поворотам. Антиинфляционная политика обязана быть разносторонней. Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

    При необходимости увеличения  совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.

    Для снижения текущего спроса  без соответствующего падения  предложения используются повышение  процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

    Заканчивая обзор антиинфляционной  политики, следует подчеркнуть, что  правительство не свободно в  выборе своего курса, поскольку  издержки такой политики в  разной степени затрагивают интересы  различных секторов экономики.  Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Распределение бремени повышения личных налогов зависит от того, будет ли это распределение пропорциональным или прогрессивным. Поэтому правительство постоянно испытывает давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса.

    В целом из анализа причин возникновения инфляции следует, что ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе: а). фискальной политики стабилизировать государственные расходы так как исходя из ретроспективного анализа, можно сделать вывод о дефиците государственного бюджета:

 

 и  систему налогообложения; б). денежной  политики стремиться к равенству  темпов роста предложения денег  темпам роста производственного  потенциала страны (национального дохода полной занятости); в). валютной политики не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.

    Необходимо подчеркнуть, что искоренить  инфляцию, «одержать окончательную  победу над ней» в современных  условиях едва ли возможно.  Современная рыночная экономика  инфляционная по своей сути, поэтому  роль государственной антиинфляционной  политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.[22, с. 130-136] 

Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные  социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.1

Косвенные методы.

Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным  банком;

Обязательные  резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке  ценных бумаг.

Прямые  методы.

Прямые  методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

Прямое  и непосредственное регулирование  государством кредитов и тем самым - денежной массы;

Государственное регулирование цен;

Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного  курса.

2.1 возможные варианты  управления инфляцией

Контроль  и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и  управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками.  Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Контроль  над заработной платой и ценами (Политика доходов)

Под контролем  над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных  до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом.

Осуществление контроля.

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям  политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Предположим, что с замедлением темпов роста  совокупного спроса правительство  вводит некую программу жестокого  контроля над заработной платой и  ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает все, чтобы создать видимость своей непоколебимой решимости раз и навсегда покончить с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.

Такое сокращение уровня ожидаемой инфляции - если оно случится - устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элемент, инспирированный затратами. Понимая, что нет необходимости на­стаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повышения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно. Таков теоретический сценарий.

Проблемы, связанные с осуществлением контроля.

Проблема  состоит в том, что контроль над  заработной платой и ценами нередко  используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить контроль над заработной платой и ценами, чтобы покончить с инфляцией без замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита, рационирования и черного рынка.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства