Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
Введение………………………………………………..2
1 Антиинфляционная политика государства………………………..5
необходимость антиинфляционных мер……………………………5
влияние государства на макроэкономические показатели в историческом развитии рыночной экономики………………………………………..9
современные теории антиинфляционного вмешательства государства в экономику…………………………………………………..12
Тактика и стратегия государства в процессе контроля над инфляцией…17
возможные варианты управления инфляцией…………………………..23
государственное регулирование инфляционных процессов в РБ……30
Тактика и стратегия влияния государства на развитие инфляции в 2011 – 2015 годах………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………39
В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.
1.2 влияние государства на макроэкономические показатели в историческом развитии рыночной экономики
Современная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности в различных формах. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спада производства и смягчения экономических кризисов, сокращения масштабов безработицы, стимулирования экономического роста" устранения Нарушений в денежном обращении и регулирования других экономических процессов, а также обострившаяся конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику. На протяжении прошлого столетия в развитых странах наблюдалось расширение государственного вмешательства в экономическую жизнь в многообразных формах с применением широкого, спектра инструментов и методов.
Для осуществления государственного регулирования экономики в конкретных условиях разрабатывается экономическая политика, и в первую очередь определяются ее цели: Государственное регулирование направлено на достижение не только собственно экономических, но и социальных и политических целей. Основополагающей целью государственной экономической политики является достижение макроэкономической стабилизации и развития (экономического роста) в изменяющихся условиях. Основная цель достигается благодаря реализации конкретных частных целей. Поэтому в большинстве стран мира выделяют следующие основные цели экономической политики:
Во-первых,
обеспечение макроэкономической стабилизации
направлено на выравнивание экономического
цикла и достижение экономического
роста. Реализация такой цели позволяет
устранить или существенно
Во-вторых, поддержание определенного уровня занятости позволяет с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда обеспечить наиболее полное и эффективное использование важнейшего ресурса общества достижение высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности и повышение жизненного уровня населения.
В-третьих, стабилизация уровня цен и инфляции способствуют тому, что основным фактором ценообразования становится конкурентный рынок, конкуренция, а темп роста цен поддерживается на минимальном уровне.
В-четвертых, государство проводит политику поддержания равновесного сальдо платежного баланса, не допускает резких изменений объемов экспорта, импорта, регулирует другие внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, так как названные параметры оказывают влияние на. размеры государственного долга, валютный курс, денежное обращение и другие процессы в национальной экономике.
В-пятых, объектом постоянного государственного регулирования является денежное обращение и движение платежных средств. Оно направлено на снижение темпов инфляции, поддержание стабильного уровня цен.
Социальными
целями государственного регулирования,
реализация которых предопределяется
выполнением экономических
Широкий
спектр целей государственной политики
предопределяет в настоящее время
многообразные экономические
Защита прав собственности и тем самым создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий для развития конкуренции. По мере развития процессов глобализации возрастает роль функции обеспечения национальной экономической безопасности.
С переходом к постиндустриальному обществу государство принимает на себя обязательства в области образования, развития фундаментальной науки, проведения промышленной политики, решения экологических и многих новых возникающих проблем.
В переходной
экономике государство
По мере становления гражданского общества возрастающее влияние на экономические и социальные процессы оказывают общественные институты - союзы промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения и прочее.
1.3 Современные теории антиинфляционного вмешательства государства в экономику
В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2000 год» допустимая инфляция определена на уровне 170-190%. Предполагалось, что удастся сохранить уровень инфляции путем снижения темпа прироста чистых внутренних рублёвых кредитов или кредитной эмиссии Нацбанка.
В результате в первом
Однако в 2001 году в Беларуси
был зафиксирован самый
Проведение эффективной
Устойчивое снижение темпов
Особенностью системы целевых
ориентиров в 2005—2006 годах стало
придание инфляции статуса
Таким образом, в разные
В 2006 году сохранилась
В соответствии с Основными направлениями конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году являлось ограничение 7-9 процентами темпов инфляции (прироста индекса потребительских цен) инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования наряду с другим и мерами экономической политики. Индекс потребительских цен в 2006 году составил 106,6 процента (100,5 процента в среднем за месяц) против 108 процентов в 2005 году (100,6 процента в среднем за месяц), что является его наиболее низким значением за последние 16 лет. Обеспечение прогнозного уровня инфляции в значительной мере зависело от скоординированных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка.
Для достижения конечной цели Национальный банк применял систему монетарных ориентиров: показатели официального курса белорусского рубля к российскому рублю и активной рублевой денежной массы (денежный агрегат М1).
Существенную роль в
Выбранная Национальным банком
политика курсообразования
Одной из целей денежно-
Использование в 2006 году Национальным
банком показателя активной
Прирост индекса
В 2007 году увеличение общего индекса потребительских цен на 68,6 процента было обусловлено ростом цен на продовольственные товары (годом ранее - на 51,5 процента), на 12,4 процента - ростом цен на непродовольственные товары (годом ранее - на 18,2 процента), на 19 процентов - ростом тарифов на платные услуги (годом ранее - на 30,3 процента). [21]
На характер
динамики изменения индекса
Согласно Основным
Таким образом, основными