Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа
Описание работы
основной целью работы является анализ и характеристика основной функции государства – регулирование темпов и уровня инфляции. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи: рассмотрение понятия инфляции, ее видов и последствия влияния на экономические процессы; анализ антиинфляционной политики государства, определение ее стратегии; характеристика инфляционных процессов применительно к России, основные направления политики государства в этой сфере и прогноз уровня инфляции на 2008г.
Содержание
Введение. 3 Глава1. Инфляция 1.2. Причины инфляции. 6 1.4. Виды инфляции. 8 1.5. Последствия инфляции. 10 Глава 2. Антиинфляционная политика 2.1 Фискальная политика. 14 2.2 Кредитно-денежная политика. 18 2.3 Монетаризм. 20 2.4 Антиинфляционная стратегия. 21 2.5 Антиинфляционная тактика. 23 Глава 3. Антиинфляционная политика в России 3.1 Принципы денежно-кредитной политики в России 25 3.2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитная политика в 2007 27 Заключение. 31 Список использованной литературы. 32
Совокупность
государственных мероприятий в области
денежного обращения и кредита получила
название денежно-кредитной
политики. Её главная цель – регулирование
экономической ситуации путем воздействия
на состояние кредита и денежного обращения,
в том числе для активной борьбы с инфляцией.
В кредитно-денежной
политике для ограничения предложения
денег, для того чтобы понизить расходы
и сдержать инфляционное давление, используется
политика дорогих денег. Смысл ее заключается
в понижении резервов коммерческих банков.
Это делается следующим образом:
Центральные
банки должны продавать государственные
облигации на открытом рынке, для того
чтобы урезать резервы коммерческих банков.
Увеличение
резервной нормы автоматически освобождает
коммерческие банки от избыточных резервов
и уменьшает размер денежного мультипликатора.
Подъем учетной
ставки снижает интерес коммерческих
банков увеличивать свои резервы посредством
заимствования у центральных банков.
Среди трех
видов денежного контроля (операции
на открытом рынке, изменение резервной
нормы, изменение учетной ставки)
наиболее важным регулирующим механизмом
являются операции на открытом рынке.
Учетная
(дисконтная) политика является старейшим
методом кредитного регулирования: она
активно применяется с середины XIX в. Возникновение
этого метода было связано с превращением
центрального банка в кредитора коммерческих
банков. Последние переучитывали у него
свои векселя или получали кредиты под
собственные долговые обязательства.
Повышая ставку по кредитам (учетную ставку),
центральный банк побуждал другие кредитные
учреждения сокращать заимствования.
Это затрудняло пополнение банковских
ресурсов, вело к повышению процентных
ставок и в конечном счете к сокращению
кредитных операций.
В России
подобную функцию выполняет ставка рефинансирования
Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных
ресурсов в форме прямых кредитов, переучета
векселей, ссуд под залог ценных бумаг,
а также организации кредитных аукционов.
При установлении данной ставки учитывается
влияние процентной политики на формирование
производственных затрат и на применение
уровня доходности вкладов физических
лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря
2005г. ставка рефинансирования составила
48% годовых против 60% в период с 21октября
по 1 декабря 2005г9.
Операции
на открытом рынке заключаются в продаже
или покупке центральным банком у коммерческих
банков государственных ценных бумаг,
банковских акцептов и других кредитных
обязательств по рыночному или заранее
объявленному курсу. В случае покупки
центральный банк переводит соответствующие
суммы коммерческим банкам, увеличивая
тем самым остатки на их резервных счетах.
При продаже центральный банк списывает
суммы с этих счетов. Таким образом, указанные
операции отражаются на состоянии резервной
позиции банковской системы и используются
как метод ее регулирования.
В России
под операциями на открытом рынке понимается
купля-продажа Центробанком РФ государственных
ценных бумаг, которые обладают высокой
степенью ликвидности и доходности. Коммерческие
же банки являются основными инвесторами
на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее
воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности10.
Установление
норм обязательных резервов коммерческих
банков, с одной стороны, способствует
улучшению банковской ликвидности, а с
другой стороны, эти нормы выступают в
качестве прямого ограничителя инвестиций.
Изменения норм обязательных резервов
– метод прямого воздействия на величину
банковских резервов.
Три основных
инструмента кредитно-денежной политики
периодически дополняются некоторыми
менее важными средствами контроля
в форме селективного регулирования,
которое касается фондовой биржи, покупок
в рассрочку.
К селективным
методам денежно-кредитной политики
относятся: контроль
по отдельным видам
кредитов, регулирование
риска и ликвидности
банковских операций.
Монетаризм.
Формирование
теории монетаризма в 60 – 70-х годах XX столетия
происходило в рамках возрождения традиций
неоклассического направления в экономической
и количественной теории денег. Политика
монетаризма базируется на регулировании
количества денег в обращении как способе
стабилизации экономики. Проведение монетарной
политики — обязанность Федеральной резервной
системы.
Существует
прямая взаимосвязь между количеством
денег в обращении и уровнем
деловой активности. Когда предложение
денег увеличивается, вместе с ним
возрастают затраты потребителей и
производственные затраты. Отсюда также
следует, что во времена сокращения или
спада производства увеличение предложения
денег помогает оздоровлению экономики.
В противоположной
ситуации экономика во время бума
взвинчивает цены в инфляционной
спирали, уменьшение денежной массы ведет
к сокращению спроса и понижению цен. Таким
образом, Федеральная резервная система
регулирует денежное предложение. Федеральная
резервная система обладает целым набором
инструментов, который она может использовать
для регулирования предложения денег.
Ограниченность
монетарной политики. Монетаристская
политика эффективнее всего в самой высокой
и самой низкой точках цикла деловой активности.
Когда покупатели и продавцы полны оптимизма,
а цены растут, Федеральная резервная
система может предпринять попытку удержать
расходы (а также цены), повышая процентные
ставки. Проблема заключается в том, что
радужные перспективы ослепляют предпринимателей,
и многие фирмы будут продолжать брать
займы, несмотря на высокую стоимость
кредитов. Фирмы будут делать это в ожидании
повышения цен и объемов продаж, что должно
перекрыть их расходы на получение кредитов.
В самой
низкой точке глубокого спада
или депрессии Федеральная резервная
система будет снижать процентные ставки
с целью облегчить доступ к кредиту. В
такие периоды, однако, сокращение процентных
ставок может оказаться недостаточным
для привлечения требуемого объема займов
и поощрения расходов. Причина в том, что
объем продаж находится на таком низком
уровне, что многие фирмы предпочтут “лечь
на дно”, а не расширять свои операции,
что связано для них с дополнительным
риском11.
Антиинфляционная
стратегия.
Стратегия
гашения адаптивных
инфляционных ожиданий предполагает
изменение психологии потребителей, избавление
их от страха перед обесценением сбережений,
предотвращение нагнетания текущего спроса.
Судя по практике антиинфляционного регулирования,
сделать это возможно при выполнении двух
условий:
всемерное
укрепление механизмов рыночной системы,
которые способны снизить цены или хотя
бы замедлить их рост;
существование
правительства национального согласия,
пользующегося доверием большинства граждан
и проводящего антиинфляционную политику.
Этот эффект
срабатывает с некоторым запаздыванием,
которое зависит от промежутка времени
между введением денежных ограничений
и реальными изменениями спроса и цен.
Стратегия
ограничения денежной
массы основана на жестких лимитах ее
ежегодного прироста. Для того чтобы денежная
политика была действительно антиинфляционной,
лимит надо удерживать в течение продолжительного
времени независимо от состояния бюджета,
интенсивности инвестиционного процесса,
уровня безработицы и т.д. Тогда экономика
дополнительно ощутит и эффект объявления
(выше изложенный). Только руководствуясь
принципом, что в инфляционной обстановке
нет и не может быть причин, вынуждающих
превысить лимит денежной массы, государство
имеет шанс остановить инфляцию. Осуществление
антиинфляционной денежной стратегии
предполагает наличие современной банковской
системы, где центральный банк независим
от исполнительной власти.
Стратегическая
задача сокращения бюджетного дефицита
может решиться двумя путями: увеличением
налогов и уменьшением расходов
государства.
Совершенствование
налоговой системы можно превратить
в элемент антиинфляционной стратегии.
Снижение ставок налога на прибыль и добавленную
стоимость или применение других схем
налогового стимулирования дает дополнительный
импульс инвестиционному процессу, а от
него в отдаленной перспективе следует
ждать увеличения производств и занятости,
следовательно, массы доходов, подлежащих
налогообложению. В конечном счете вероятен
рост государственных доходов и сокращение
дефицита.
Национальная
антиинфляционная стратегия должна
быть построена так, чтобы свести к минимуму
воздействие на экономику со стороны внешних
инфляционных импульсов. Особенно это
связано с перемещением через границы
краткосрочных капиталов, что отражается
в сальдо платежного баланса. Если страна
получила прилив капиталов из-за рубежа,
то часть этих капиталов проникает в банковскую
систему, переводится в национальную валюту
и превращается в краткосрочные кредиты,
увеличивая деньги в экономике, другая
часть капиталов может поступить к правительству,
которое берет кредиты за границей, отправляя
туда свои облигации. В обоих случаях возникают
инфляционные эффекты. Их можно устранить,
если центральный банк расширит объем
продаж государственных ценных бумаг
(операции на открытом рынке), чтобы уменьшить
возросшую денежную массу и переправить
определенную ее часть в централизованные
резервы.
Таковы
основные черты антиинфляционной стратегии,
результаты которой экономика почувствует
по прошествии длительного периода времени.
Антиинфляционная
тактика.
Когда инфляционная
обстановка нетерпима, требуется мобилизовать
тактический, быстродействующий потенциал
антиинфляционного регулирования. Эти
методы не рассчитаны на устранение причин
инфляции, они носят чрезвычайный характер
и направлены на ослабление инфляции.
Антиинфляционная тактика даст максимальный
результат, воздействуя на инфляционный
разрыв между спросом и предложением,
если она поможет увеличить предложение
без соответствующего повышения спроса,
либо будет способствовать снижению текущего
спроса без соответствующего падения
предложения.
Краткосрочные
резервы роста
предложения:
Государственная
поддержка повышения товарности экономики.
Поддержка
формирования новых рынков
массированный
потребительский импорт и частичная реализация
государственных стратегических запасов.
Разумно организованная
приватизация государственной собственности.
Краткосрочные
резервы снижения текущего
спроса:
Повышение
ставки процента по вкладам
Повышение
процента по государственным облигациям,
распространение акционерной формы собственности,
приватизация, продажа земли
повышение
нормы процента по срочным вкладам
Денежная
реформа конфискационного типа
повышение
курса национальной валюты.
Подведем
итог. Управление инфляцией представляет
важную проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики.
При этом необходимо учитывать многосложный,
многофакторный характер инфляции. В ее
основе лежат не только монетарные, но
и другие факторы. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенного сжатия денежной эмиссии
требуется проведение широкого комплекса
антиинфляционных мероприятий. Среди
них – совершенствование налоговой системы,
создание рыночной инфраструктуры, повышение
ответственности предприятия за результаты
хозяйственной деятельности, проведение
определенных мер по регулированию цен
и доходов.
Нормализация
денежного обращения и противодействие
инфляции требуют выверенных, гибких решений,
настойчиво и целеустремленно проводимых
в жизнь.
. Антиинфляционная политика
в России.
3.1
Принципы денежно-кредитной
политики
Проводимая
в России денежно-кредитная политика
направлена на обеспечение внутренней
и внешней стабильности национальной
валюты. Стабильно низкий уровень инфляции
является условием для достижения устойчивого
экономического роста, который позволит
значительно повысить уровень жизни населения.
В 2008 году,
как и в 2007 году, денежно-кредитная
политика будет осуществляться в условиях
сильного влияния внешнеэкономических
факторов конъюнктурного характера, продолжения
структурных реформ, которые оказывают
влияние на инфляционные процессы и на
распределение денежных потоков, а также
активного применения Правительством
Российской Федерации мер по ограничению
инфляции.
Цены на
энергоносители на внешних рынках остаются
на высоком уровне уже длительное время,
и в 2008 году в целом не предполагается
их значительного снижения. Соответственно,
данный фактор продолжит оказывать воздействие
на динамику внутреннего спроса и общий
уровень цен в экономике России. В этих
условиях Банк России и Правительство
Российской Федерации при выборе путей
снижения инфляции будут учитывать ограничения,
связанные с необходимостью обеспечения
высокого экономического роста, повышения
технической и ценовой конкурентоспособности
отечественных производителей, ощутимого
повышения уровня жизни населения и обеспечения
долгосрочной устойчивости государственных
финансов.
На данном
этапе решение этих задач требует
применения режима управляемого плавающего
валютного курса, который позволяет при
учете фундаментальных факторов формирования
валютного курса корректировать темпы
его изменения в соответствии с целями
экономической политики. Так, высокое
положительное сальдо текущего счета
платежного баланса ведет к укреплению
рубля, которое обеспечивает ограничение
роста внутренних цен. В то же время Банк
России ограничивает темп укрепления
рубля, помогая поддержанию конкурентоспособности
российских товаров на внешнем и внутреннем
рынках. При этом Банк России, сглаживая
динамику валютного курса, снижает риски
неопределенности на финансовых рынках
и способствует решению задачи стабильного
развития экономики.
Важным
для выполнения целевого ориентира
по инфляции является строгое соблюдение
установленных предельных уровней изменения
цен на продукцию и услуги естественных
монополий, поскольку возможности Банка
России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной
и курсовой политики при росте монопольных
и административно регулируемых цен ограниченны.