Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа
Описание работы
основной целью работы является анализ и характеристика основной функции государства – регулирование темпов и уровня инфляции. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи: рассмотрение понятия инфляции, ее видов и последствия влияния на экономические процессы; анализ антиинфляционной политики государства, определение ее стратегии; характеристика инфляционных процессов применительно к России, основные направления политики государства в этой сфере и прогноз уровня инфляции на 2008г.
Содержание
Введение. 3 Глава1. Инфляция 1.2. Причины инфляции. 6 1.4. Виды инфляции. 8 1.5. Последствия инфляции. 10 Глава 2. Антиинфляционная политика 2.1 Фискальная политика. 14 2.2 Кредитно-денежная политика. 18 2.3 Монетаризм. 20 2.4 Антиинфляционная стратегия. 21 2.5 Антиинфляционная тактика. 23 Глава 3. Антиинфляционная политика в России 3.1 Принципы денежно-кредитной политики в России 25 3.2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитная политика в 2007 27 Заключение. 31 Список использованной литературы. 32
Галопирующая
инфляция дезорганизует хозяйство, наносит
серьезный экономический ущерб как крупным
корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде
всего из-за неопределенности рыночной
конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение
эффективной макроэкономической политики.
К тому же неравномерный рост цен усиливает
диспропорции между отраслями экономики,
искажает структуру потребительского
спроса. Цена перестает выполнять свою
главную функцию в рыночном хозяйстве
– быть объективным информационным сигналом.
Инфляция
активизирует бегство от денег к товарам,
превращая этот процесс в лавинообразный,
обостряет товарный голод, подрывает стимулы
к денежному накоплению, нарушает функционирование
денежно-кредитной системы, возрождает
бартер.
В условиях
инфляции обесцениваются сбережения населения,
потери несут банки и учреждения, предоставляющие
кредит. Интернационализация производства
облегчает переброс инфляции из страны
в страну, осложняя международные валютные
и кредитные отношения.
Инфляция
имеет и социальные последствия,
она ведет к перераспределению национального
дохода, является как бы сверхналогом
на население, что обуславливает отставание
темпов роста номинальной, а также реальной
зарплаты от резко возрастающих цен на
товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят
все категории наемных работников, лица
свободных профессий, пенсионеры, рантье,
доходы которых либо уменьшаются, либо
возрастают темпами меньшими, чем темпы
инфляции.
Подведем
итог. В настоящее время инфляция
– один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция не только означает
снижение покупательной способности денег,
но и подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
По своему
характеру, интенсивности, проявлениям
инфляция бывает весьма различной, хотя
и обозначается одним термином. Инфляционные
процессы не могут рассматриваться как
прямой результат только определенной
политики, политики расширения денежной
эмиссии или дефицитного регулирования
производства, ибо рост цен оказывается
не просто следствием «злой воли» и непродуманных
акций государственных чиновников, а неизбежным
результатом глубинных процессов в экономике,
объективным следствием нарастания диспропорций
между спросом и предложением, производством
предметов потребления и средств производства,
накоплением и потреблением и т.д. В итоге
процесс инфляции (в различных его проявлениях)
носит не случайный, а весьма устойчивый
и практически неизбежный характер.
. Антиинфляционная политика.
Одним из
сложнейших вопросов экономической
политики является управление инфляцией.
Способы управления ею неоднозначны, противоречивы
по своим последствиям. Диапазон параметров
для проведения такой политики может быть
весьма узок: с одной стороны, требуется
сдерживать раскручивание инфляционной
спирали, а с другой стороны, необходимо
поддерживать стимулы производства, создавать
условия для насыщения рынка товарами.
Управление
инфляцией предполагает использование
комплекса мер, помогающих в определенной
мере сочетать рост цен (незначительный)
со стабилизацией доходов. Инструменты
управления процессом, применяемые в странах
Запада, различаются в зависимости от
характера и уровня инфляции, особенностей
хозяйственной обстановки, специфики
хозяйственного механизма. В целом в индустриально
развитых странах (в частности, в США и
большинстве стран Западной Европы) темп
инфляционного роста (после периода послевоенной
стабилизации) удается удерживать в довольно
узких пределах.6
Негативные
последствия инфляции вынуждают
правительства разных стран проводить
определенную экономическую политику.
При этом в первую очередь экономисты
пытаются дать ответ на такой важный вопрос
– ликвидировать инфляцию или адаптироваться
к ней. Эта дилемма в разных странах
решается с учетом целого комплекса специфических
обстоятельств.
Оценивая
характер антиинфляционной политики,
можно выделить в ней два подхода.
В рамках первого подхода (его
разрабатывают представители современного
кейнсианства) предусматривается активная
бюджетная политика – маневрирование
государственными расходами и налогами
в целях воздействия на платежеспособный
спрос. При инфляционном, избыточном спросе
государство ограничивает свои расходы
и повышает налоги. В результате сокращается
спрос, снижаются темпы инфляции, однако
одновременно ограничивается и рост производства,
что может привести к застою и даже кризисным
явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная
политика проводится и для расширения
спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен,
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов, понижаются
налоги. Низкие налоги устанавливаются
прежде всего в отношении получателей
средних и невысоких доходов, которые
обычно немедленно реализуют выгоду. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами,
как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е
гг., может усиливать инфляцию. К тому же
большие бюджетные дефициты ограничивают
правительственные возможности маневрировать
налогами и расходами.
Второй
подход рекомендуется экономистами
неоклассического направления, выдвигающими
на первый план денежно-кредитное регулирование,
косвенно и гибко воздействующее на экономическую
ситуацию. Этот вид регулирования проводится
формально неподконтрольным правительству
Центральным банком, который изменяет
количество денег в обращении и ставку
ссудного процента, воздействуя таким
образом на экономику. Иными словами, эти
экономисты считают, что государство должно
проводить дефляционные мероприятия для
ограничения платежеспособного спроса,
поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией.
Современная
рыночная экономика инфляционна
по своему характеру, поскольку в
ней невозможно устранить все
факторы инфляции (бюджетный дефицит,
монополии, диспропорции в народном хозяйстве,
инфляционные ожидания населения и предпринимателей,
переброс инфляции по внешнеэкономическим
каналам и др.).
В связи
с этим очевидно, что задача полностью
ликвидировать инфляцию нереальна.
Видимо, поэтому многие государства
ставят перед собой цель сделать
ее умеренной, контролируемой, не допустить
разрушительных ее масштабов7.
Фискальная
политика.
Основным
рычагом фискальной политики является
изменение налоговых ставок в
соответствии с расходами федерального
правительства.
Рассмотрим
дискреционную сдерживающую фискальную
политику (сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью контроля над инфляцией). Она включает
в себя: 1) уменьшение правительственных
расходов, или 2) увеличение налогов, или
3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях
наблюдается сокращение равновесного
чистого национального продукта.
Либеральные
экономисты считают, что государственный
сектор должен быть расширен, и могут рекомендовать
ограничение совокупных расходов в период
роста инфляции за счет увеличения налогов.
Консервативные экономисты, считающие,
что государственный сектор излишне раздут
и неэффективен, могут выступать за сокращение
совокупных расходов в период роста инфляции
за счет сокращения государственных расходов.
Активная фискальная политика, направленная
на стабилизацию экономики, может опираться
как на расширяющийся, так и на сокращающийся
государственный сектор.
Если налоговые
поступления колеблются в том
же направлении, что и ЧНП, то бюджетные
излишки, которые имеют тенденцию
автоматически появляться во время
экономических подъемов, будут содействовать
преодолению возможной инфляции.
Налогово-бюджетная
политика и инфляция.
Фискальная
политика может сыграть позитивную
роль в борьбе с инфляцией.
Предотвращение
прогнозируемой инфляции. Экономическая
система какое-то время находится в
состоянии равновесия в точке Е1 (реальный
объем производства поддерживается на
естественном уровне). Проект государственного
бюджета на будущий финансовый год пессимистичен:
по мнению экспертов, вероятно усиление
инфляционных моментов, которое обусловливается
предполагаемым ростом следующих компонентов
совокупного спроса: резким повышением
спроса на экспортные товары, бума потребительских
расходов, повышением уровня планируемых
инвестиций и затрат. Без принятия неотложных
мер такое положение вещей сдвинет экономическую
систему вправо-вверх (т.е. вызовет движение
вдоль кривой совокупного предложения
АS1 к точке Е2).
Результатом
явится общее повышение уровня цен
с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не
закончится. Общий рост цен на товары
и услуги заставит фирмы со временем
изменить свои ожидания относительно
заработной платы и цен на привлекаемые
факторы производства и другие ресурсы.
Вследствие этого на краткосрочных временных
интервалах кривая совокупного предложения
сместится вверх в положение АS2. Когда
реальный объем производства вновь упадет
до своего естественного уровня, уровень
цен будет продолжать увеличиваться до
тех пор, пока не достигнет состояния нового
долгосрочного равновесия Р3. Использование
«сдерживающей» налогово-бюджетной политики
– один из путей устранения угрозы инфляции.
Государственный бюджет на следующий
год может быть составлен таким образом,
чтобы сокращение объема государственных
закупок и заказов сочеталось с увеличением
чистых налогов, компенсируя ожидаемое
оживление совокупного спроса в частном
секторе экономики.
Экспансионистская
фискальная политика как генератор
инфляции. В предыдущем примере представители
власти корректируют бюджет для предотвращения
роста инфляции и пекутся о благосостоянии
своего народа. Однако люди бывают разные.
Например, экономическая система находится
в равновесии в точке Е1, и эксперты рассчитывают
на стабильность ситуации в обозримом
будущем. Но приближаются выборы. Члены
Совета Федерации, желая угодить избирателям,
намерены увеличить выплаты из государственного
бюджета, снизить налоги и незамедлительно
внедрить дорогостоящие проекты для создания
новых рабочих мест. Президент накануне
перевыборов тоже хочет провести свою
избирательную кампанию в атмосфере роста
реального объема производства и сокращения
безработицы. Сознавая общность своих
интересов, Совет Федерации и Президент
составляют проект нереально расширенного
государственного бюджета на год предстоящих
выборов. Как только эти планы начнут реализовываться,
экономическая система выйдет из стационарного
состояния (переместится из точки Е1 в
Е2). Как и хотелось, реальный объем производства
возрастает, безработица сократится, повышение
уровня цен при этом будет незначительным.
Избиратели останутся очень довольны,
а результаты выборов – практически предопределенными.
Однако
в следующем году заработная плата,
цены на ресурсы и привлекаемые факторы
производства начнут увеличиваться
как по мановению волшебной палочки.
И по мере того, как фирмы будут приспосабливать
свои ожидания к новым условиям, вздувая
цены с целью компенсации затрат, резко
вырастут не только цены на товары и услуги,
но и произойдет сокращение объема производства,
сопровождаемое увеличением безработицы.
Автоматическая
фискальная политика. Дискреционная
фискальная политика представляет собой
сознательное манипулирование налогами
и правительственными (государственными)
расходами с целью изменения реального
объема национального производства и
занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста8.
На практике
уровень государственных заказов, так
же как и уровень чистых налогов, может
измениться даже при отсутствии каких-либо
изменений в законах, их регулирующих.
Это происходит потому, что многие законы,
касающиеся структуры налогообложения
и затратных механизмов, составлены таким
образом, что параметры фискальной политики
автоматически изменяются при перемене
экономических условий.
Изменения
реального объема
производства. Увеличение реального
объема производства повышает реальные
доходы от всех главных источников налоговых
поступлений, включая подоходные налоги
, отчисления на социальное страхование,
налоги на прибыли корпораций, с продаж
и с оборота. В то же время увеличение реального
объема производства сокращает реальные
расходы правительства на трансфертные
платежи. В основном это происходит за
счет того, что увеличение реального объема
производства естественно снижает безработицу.
Учитывая оба эти обстоятельства, можно
считать, что увеличение реального национального
продукта сокращает дефицит государственного
бюджета как в реальном, так и в номинальном
его измерении.
Изменения
уровня цен. Повышение уровня цен также
воздействует на обе части государственного
бюджета – доходную и расходную. При неизменном
уровне реального объема производства
повышение цен увеличивает номинальные
государственные (федеральные) доходы
от налогов. Там, где налоговые ставки
не индексируются, т.е. не изменяются автоматически
при изменении темпов инфляции, инфляция
также может вызвать увеличение доходов
от налогов. В то же время повышение уровня
цен увеличивает номинальные расходы.
Изменение
процентных ставок. Рост номинальных
процентных ставок увеличивает реальные
расходы на погашение государственного
долга. Это увеличение лишь частично компенсируется
увеличением номинальных доходов государственных
органов от повышения норм процента и
банковских учетных ставок. Так что в целом
повышение номинальных процентных ставок
увеличивает как реальный, так и номинальный
бюджетный дефицит.
Автоматическая
стабилизация. Существует ситуация,
когда в экономической системе наблюдается
оживление, реальный объем производства
увеличивается, уровень цен растет, а безработица
сокращается. Каждое из этих явлений приводит
к пополнению государственного бюджета
в реальном исчислении, то есть к увеличению
прямых поступлений, сокращению выплат
и трансфертов, либо к обоим этим процессам
одновременно.
Поскольку
встроенные в налогово-бюджетную
систему механизмы обязаны компенсировать
изменения в общем объеме и структуре
плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные
составляющие, как подоходные налоги и
выплата пособий по безработице называются
автоматическими стабилизаторами. Эти
механизмы служат для смягчения реакции
экономической системы на изменения объемов
потребления плановых инвестиций частного
сектора и сальдо экспортно-импортных
операций.
Проблемы
фискальной политики:
Административная
задержка.
Функциональное
запаздывание.
Политические
проблемы. Фискальная политика формируется
на политической арене, и это в значительной
степени осложняет ее использование для
целей стабилизации экономики.
Эффект вытеснения
некоторых инвестиционных капиталов на
денежном рынке.
Эффект чистого
экспорта. Сокращая внутреннюю ставку
процента, сдерживающая фискальная политика
имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт.
Результатом этого является снизившийся
внешний спрос на национальную валюту,
обесценение этой валюты и, следовательно,
увеличение чистого экспорта (совокупный
спрос увеличивается, отчасти противодействуя
сдерживающей фискальной политики).