Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:03, реферат
В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия и связанные с ней издержки. Поскольку инфляция есть повышение уровня цен, то я начну с того, как устанавливаются цены. Цена — это соотношение, в котором деньги обмениваются на товары или услуги. Чтобы понять, что такое цены, необходимо определить сущность денег, факторы, влияющие на предложение и спрос на деньги, и их функции в экономике, именно эту тему я рассматривала в своей контрольной работе. Итак, моя курсовая работа в чем-то является как бы продолжением моей контрольной работы.
Многие экономисты считают, что, если правильно использовать фискальные рычаги, они могут служить хорошим инструментом в борьбе с депрессией и инфляцией. Другие, однако, отмечают у фискальных методов несколько негативных черт:
Уменьшение правительством налогов в борьбе со спадом часто приводит к бюджетному дефициту. Это происходит, поскольку годовой доход становится меньше расходов и государственный долг возрастает. Уменьшая налоги, правительство может не сокращать расходы, так как оно может либо занять, либо напечатать деньги.
Если правительство занимает деньги у населения, компенсируя уменьшение налогов, то кредиторы не смогут эти деньги потратить. Более того, правительство может вытеснить частных лиц, тоже желающих сделать займы, так как действия правительства уменьшают предложение свободных денежных средств. Усложнение условий кредитования для частных лиц и бизнесменов может привести также к увеличению банковского процента. Следовательно, покупатели и бизнесмены будут тратить меньше. По этим причинам, говорят критики, снижение налогов, возмещаемое займами, не помогает в борьбе с экономическим застоем.
Федеральное
правительство может
Политические проблемы, связанные с фискальными методами, часто делают их неработающими. Мы уже видели, что фискальная политика в период инфляции требует увеличения налогов либо снижения расходов на правительственные программы. Но ни Президент, ни Конгресс не станут увеличивать налоги, по крайней мере в год выборов. Кто же захочет участвовать в избирательной кампании под лозунгом: “Выбирайте меня, и я гарантирую увеличение ваших налогов?”
Аналогично,
усилия по уменьшению расходов на правительственные
программы часто встречают
Даже люди, поддерживающие фискальные методы, соглашаются, что успех этих методов очень сильно зависит от времени их использования и точности информации, на которой они базируются. Фискальные меры должны применяться точно в нужный момент. Это диктует необходимость тесного сотрудничества между Президентом и Конгрессом. Однако на деле часто требуется так много времени для проведения согласований и принятия необходимых законов, что бывает слишком поздно что-либо решать. В любом случае, критики говорят, что мало кто знает, когда именно нужно применять фискальные меры, а несвоевременное их применение может нанести вред экономике.
Точное же определение времени применения фискальных мер зависит от точности прогнозов. Однако в экономике достаточно трудно делать точные предсказания, так как слишком многое в ней зависит от поведения людей. Следовательно, решения, основанные на экономических прогнозах, могут быть не всегда верны. В начале 1986 года например, экономические советники Президента предсказывали, что дефицит бюджета достигнет к концу года 180 млрд. долларов. В действительности дефицит составил 220,7 млрд. Таким образом, прогноз был неточен на 40,7 млрд. долларов, или на 23 процента.
Монетарная
политика
Монетарная политика базируется на регулировании количества денег в обращении как способе стабилизации экономики. Проведение монетарной политики — обязанность Федеральной резервной системы.
Существует прямая взаимосвязь между количеством денег в обращении и уровнем деловой активности. Когда предложение денег увеличивается, вместе с ним возрастают затраты потребителей и производственные затраты. Отсюда также следует, что во времена сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики.
В
противоположной ситуации экономика
во время бума взвинчивает цены в
инфляционной спирали, уменьшение денежной
массы ведет к сокращению спроса и понижению
цен.
Каким образом Федеральная резервная система регулирует денежное предложение.
Федеральная резервная система обладает целым набором инструментов, который она может использовать для регулирования предложения денег.
Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Федеральным комитетом открытого рынка государственных ценных бумаг, таких, как облигации казначейства и казначейские векселя. Когда Комитет открытого рынка покупает у банков и других инвесторов государственные ценные бумаги, происходит выброс денежной массы в экономику. Деньги депонируются покупателями на чековых счетах. Со своей стороны банки будут стараться предоставить своим вкладчикам новые кредиты. Более того, в процессе перемещения этих новых займов по каналам банковской системы совокупное денежное предложение возрастет на величину, определяемую депозитным мультипликатором.
Когда
Комитет открытого рынка
Изменение учетной ставки. Так же как предпринимательские фирмы обращаются в банки, когда нуждаются в займах, сами банки обращаются в свой Федеральный резервный банк (ЦБ) в случае, если им необходимы средства. Подобно другим заемщикам, банки выплачивают процент по займам Федеральной резервной системе. Учетная ставка представляет собой процент по займам, взимаемый Федеральной резервной системой с банков и других финансовых институтов.
Когда совет управляющих увеличивает учетную ставку, банки поднимают процент, взимаемый со своих клиентов. Аналогично, при уменьшении учетной ставки банковский процент за кредиты сокращается. Низкий процент поощряет получение займов, в то время как высокий процент оказывает обратное воздействие. При росте займов денежное предложение расширяется. При сокращении займов денежное предложение сужается.
Изменение нормы резервов. От банков требуется держать определенный процент от их депозитов (известный как норма резервов) в качестве резерва в окружном Федеральном резервном банке. Оставшиеся средства банки могут предоставлять в качестве займов своим клиентам.
Поднимая
норму резервов, совет управляющих
тем самым уменьшает
Ограниченность монетарной политики. Монетарная политика эффективнее всего в самой высокой и самой низкой точках цикла деловой активности. Когда покупатели и продавцы полны оптимизма, а цены растут, Федеральная резервная система может предпринять попытку удержать расходы (а также цены), повышая процентные ставки. Проблема заключается в том, что радужные перспективы ослепляют предпринимателей и многие фирмы будут продолжать брать займы, несмотря на высокую стоимость кредитов. Фирмы будут делать это в ожидании повышения цен и объемов продаж, что должно перекрыть их расходы на получение кредитов.
В самой низкой точке глубокого спада или депрессии Федеральная резервная система будет снижать процентные ставки с целью облегчить доступ к кредиту. В такие периоды, однако, сокращение процентных ставок может оказаться недостаточным для привлечения требуемого объема займов и поощрения расходов. Причина в том, что объем продаж находится на таком низком уровне, что многие фирмы предпочтут “лечь на дно”, а не расширять свои операции, что связано для них с дополнительным риском.
Встроенные стабилизаторы
Описанные выше механизмы фискальной политики действуют избирательно, то есть они направлены на отдельных людей или социальные группы, специально для этого намеченные. Одним из основных недостатков такой фискальной политики, несмотря на то, что она вступает в действие своевременно, является возможное запаздывание мер, принимаемых для коррекции сокращений или инфляционного роста, то есть для оказания на них положительного воздействия. Однако было бы неправильным считать инструменты фискальной политики встроенными стабилизаторами.
Встроенные стабилизаторы являются “автоматическими”, поскольку они вступают в действие, когда это необходимо, без специальных действий со стороны Президента. Они называются стабилизаторами, поскольку помогают увеличить расходы во время спада и сократить их в периоды инфляции. Стабилизаторы стимулируют рост государственных расходов, снижают налоги или воздействуют в периоды спада на оба фактора. Во время подъема, когда личные доходы и цены растут, встроенные стабилизаторы действуют в противоположном направлении, сокращая государственные расходы и увеличивая налоги.
Одним из встроенных стабилизаторов является налог на личные доходы. В периоды сокращения и спада личные доходы уменьшаются и, следовательно, облагаются налогом по более низкой ставке. Таким образом, в течение спада население сталкивается со снижением налогов. В периоды бума инфляция гонит заработную плату и жалованье вверх. По мере этого люди перемещаются во все более высокие налоговые корзины. Повторим еще раз, что налоговая политика, повышая ставки, автоматически способствует достижению целей финансирования бюджета в периоды инфляционного роста.
Еще одним инструментом, действующим как встроенный стабилизатор, является сокращение или увеличение государственных расходов для того, чтобы справиться с явлениями спада в экономике или инфляцией. К таким расходам относятся пособия по безработице и выплаты по социальному обеспечению, осуществляемые в национальном масштабе. Во время высокой инфляции государственные расходы автоматически возрастают, поскольку увеличивается число тех, кто на законных основаниях может претендовать на получение пособия по безработице или социальному обеспечению.
И наоборот, когда ситуация в хозяйстве улучшается, уровень безработицы снижается и государственные расходы на эти программы автоматически падают.
В
периоды процветания и высокой
занятости налоги автоматически
возрастают, наполняя фонды страхования
по безработице. Это помогает снизить
расходы, когда свирепствует инфляция,
и дает возможность воспользоваться
этими деньгами, когда появляется угроза
спада в экономике.
Инфляция
в России
Инфляция — это обесценивание денежных знаков, проявляющееся в росте цен. Последнее не всегда бывает следствием роста денежной массы, как утверждают представители монетаризма и количественной теории денег. Конечно, рост денежной массы может быть причиной инфляции. На Западе это и сейчас один из важнейших ее факторов. Однако то, что у нас произошло в 1992 г. в результате либерализации цен, не укладывается в эту схему. Денежная масса не успевала за ростом цен, ее не хватало для расчетов. Достаточно вспомнить, какие усилия прилагались Центральным банком России, чтобы увеличить объем денежной массы. Для этих целей ЦБР расширил купюрность банкнот, а за тем принял меры по организации РКЦ для безналичных расчетов, но и это не спасло положение. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены выросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная денежная масса возросла почти в 10 раз, в 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса — только в 2,9 раза. Из приведенных данных видно, что прирост денежной массы отставал от роста цен и поэтому не мог быть причиной галопирующей инфляции.
Однако экономическая политика правительства исходила из того, что причиной инфляции является эмиссия денег, поэтому оно избрало рестрикционный денежно-кредитный курс. Известно, что рестрикционный курс в денежно-кредитной политике ведет к ухудшению экономического положения. Но возражение, которое встречается у сторонников монетаризма, состоит в том, что хотя это действует на экономику плохо, но поскольку инфляция идет от роста денежной массы и кредита, рестрикционный курс необходим. Поэтому они утверждают, что, «сдавив» кредит и денежную массу, можно предотвратить инфляционный процесс. Но, как было отмечено, поиски причин инфляции идут не в том направлении. Коль скоро денежной массы не хватало и был денежный голод, то рестрикционный курс с двух сторон зажал нашу экономику. Он был неправилен и как мера по отношению к кризисному состоянию экономики, ибо сдерживал инвестиционный процесс, и по отношению к денежному обращению, поскольку сократил денежную массу, ухудшил условия для расчетов, усилил кризис платежей. Таким образом, рестрикционный курс до сих пор отрицательно влияет и на производство, и на сферу денежного обращения. Ошибка сторонников монетаризма заключается не в том, что они связывают инфляцию с денежной массой, а в том, что исходя из однофакторной модели инфляционного процесса, т.е. видя лишь одностороннюю причинно-следственную связь, а именно — денежной массы с инфляцией. В реальной действительности причинно-следственные связи между денежной массой и ростом цен меняются местами как во времени, так и в пространстве.