Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:03, реферат
В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия и связанные с ней издержки. Поскольку инфляция есть повышение уровня цен, то я начну с того, как устанавливаются цены. Цена — это соотношение, в котором деньги обмениваются на товары или услуги. Чтобы понять, что такое цены, необходимо определить сущность денег, факторы, влияющие на предложение и спрос на деньги, и их функции в экономике, именно эту тему я рассматривала в своей контрольной работе. Итак, моя курсовая работа в чем-то является как бы продолжением моей контрольной работы.
Утверждается, что фирмы и рабочие подошли к ожиданию высокой инфляции в будущем и в свете своих ожиданий выдвигают и отстаивают свои требования. Однако, понятно, что люди ожидают высокого уровня инфляции именно вследствие того, что проводимая в настоящий момент и в будущем денежная и бюджетно-налоговая политика правительства дает повод для формирования подобных ожиданий.. таким образом, создается обманчивое впечатление, что инфляция несет в себе собственный внутренний импульс; в действительности, именно долгосрочная государственная политика, сопровождающаяся наличием крупного бюджетного дефицита и массированным выпуском денег, порождает инфляционную инерцию. Это означает, что инфляция может быть остановлена значительно быстрее, нежели считают сторонники инерционного подхода, и что их оценки продолжительности и дороговизны обуздания инфляции с точки зрения величины потерь преувеличены... Обуздание инфляции потребует изменений политических ориентиров: проводимая правительством политика или экономическая стратегия должны претерпеть крупные изменения, а именно, должны исходить из пользующихся доверием правил установления пределов дефицита государственного бюджета... Во сколько обойдется этот шаг с точки зрения потерянного выпуска и как долго будет происходить этот процесс, будет в значительной степени зависеть от решимости правительства.
Ученые убеждены, что если бы стремление политиков обуздать инфляцию не вызывало сомнений, рациональные граждане быстро бы изменили свои инфляционные ожидания. В соответствии с теорией рациональных ожиданий, традиционные оценки соотношения потерь бесполезны при оценке последствий альтернативных вариантов экономической политики. При проведении политики, завоевавшей доверие населения, издержки по уменьшению инфляции могут быть значительно меньше величин, предсказанных по методике анализа соотношения потерь.
Можно представить и крайний случай: снижение уровня инфляции без экономического спада. Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания. Если оба условия выполнены, объявление плана немедленно сдвинет краткосрочную границу выбора между инфляцией и безработицей вниз, позволяя достичь меньшего уровня инфляции без повышения уровня безработицы.
Несмотря на то, что подход с позиций рациональных ожиданий остается во многом противоречивым, почти все экономисты согласны с тем, что характер инфляционных ожиданий влияет на выбор между безработицей и инфляцией. Таким образом, доверие, оказываемое программе сокращения инфляции, становится одним из факторов, определяющих, насколько дорогостоящим будет осуществление этой программы. К сожалению, зачастую очень трудно предсказать, окажет ли общественность доверие той или иной программе. Центральная роль ожиданий еще больше усложняет прогнозирование результатов проведения альтернативных вариантов экономической политики.
Во
что обходится
обществу инфляция,
и каковы затраты на
борьбу с ней?
Как только начинается рост цен, авторы экономической политики задают себе вопрос: надо ли принимать какие-то меры для снижения темпов инфляции? Чтобы решить его, необходимо соотнести убытки общества от свободного развития инфляционных процессов с издержками по их преодолению. Однако экономисты не могут с точностью оценить ни то, ни другое.
Величина убытков от инфляции — предмет частых разногласий между экономистами и непрофессионалами. По результатам опросов, проведенных в конце 70-х годов, достигшая размеров 10% в год инфляция становится в глазах общественности важнейшей экономической проблемой. Однако, как установлено, при оценке издержек инфляции в поле зрения экономистов попадают лишь такие их виды, как “издержки стоптанных башмаков”, “издержки меню” и некоторые другие. Эти издержки принимают большие значения лишь при гиперинфляции, при умеренных же ее темпах, как в Соединенных Штатах, они сравнительно невелики. По мнению ряда экономистов, население зачастую путает инфляцию с другими протекающими одновременно с ней экономическими процессами. Например, в 70-е годы при замедлении темпов роста производительности и реальной заработной платы некоторые решили, что замедление темпов роста реальной заработной платы было вызвано инфляцией. Однако не исключено, что ошибаются макроэкономисты, и инфляция на самом деле — гораздо более дорогостоящий для общества процесс, но предстоит еще выяснить — почему.
Вопрос об издержках по сокращению инфляции часто вызывает разногласия среди самих экономистов. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой снижение темпов инфляции сопряжено с сокращением на некоторое время объема производства и ростом безработицы. В соответствии с этой точкой зрения, затраты на борьбу с инфляцией измеряются с помощью соотношения потерь — количества процентных пунктов недополученного за год ВНП в связи со снижением инфляции на один процентный пункт.
По мнению ряда экономистов, действительная величина затрат на борьбу с инфляцией может оказаться значительно ниже, чем показывают стандартные расчеты показателя потерь по обузданию инфляции. Согласно теории рациональных ожиданий, если проведение антиинфляционной политики объявлено заранее и эта политика пользуется доверием населения, люди быстро скорректируют свои ожидания, и проведение политики по обузданию инфляции не обязательно приведет к спаду. В соответствии с моделью реального экономического цикла цены являются абсолютно гибкими и деньги нейтральны по отношению к реальным экономическим переменным, так что проведение кредитно-денежной политики, направленной на обуздание инфляции, не скажется на величине производимого в экономике объема товаров и услуг.
Другие экономисты, напротив, полагают, что затраты на борьбу с инфляцией на самом деле гораздо выше, чем показывают расчеты соотношения потерь. Следующие утверждают, что обусловленный сдерживанием инфляции спад производства вызывает повышение естественного уровня безработицы. В этом случае издержки сокращения инфляции будут включать в себя не только потери, связанные с временным сокращением производства, но и издержки, связанные с сохранением на долгий срок более высокого уровня безработицы.
Из-за
отсутствия точной количественной оценки
убытков от инфляции и затрат на
борьбу с ней рекомендации экономистов
часто оказываются
Издержки борьбы с инфляцией по Полу Волкеру
80-е
годы начались с самого
Первый вопрос заключается в том, насколько снизилась инфляция? Измеряемая с помощью дефлятора ВНП, инфляция достигла пикового значения 9,7% в 1981 г. Из-за заметного снижения цен на нефть в 1986 году (благоприятного шокового изменения предложения, не имеющего отношения к проводимой Федеральной резервной системой политике) естественным рубежом данного периода следует считать 1985 год. В 1985 году инфляция составила 3,0%, так что Федеральной резервной системе за четыре года удалось добиться снижения инфляции на 6,7 процентных пункта.
Второй вопрос заключается в величине выпуска, потерянной за этот период. В таблице 1 приведены данные об уровне безработицы в 1982-1985 годах. Принимая естественное значение безработицы за 6%, мы можем определить величину циклической безработицы3 для каждого года рассматриваемого периода. В целом за период накопленный показатель циклической безработицы составил 9,5 процента. Закон Оукена гласит, что 1 процентный пункт прироста безработицы означает потерю 2 процентных пунктов ВНП. Следовательно, за время этого этапа борьбы с инфляцией было потеряно 19,0% годового объема ВНП.
Уровни безработицы во время борьбы с инфляцией под руководством Волкера
Год | Уровень безработицы | Естественное значение | Циклическая безработица |
1982 | 9,5% | 6,0% | 3,5% |
1983 | 9,5 | 6,0 | 3,5 |
1984 | 7,4 | 6,0 | 1,4 |
1985 | 7,1 | 6,0 | 1,1 |
Всего | 9,5% |
Теперь можно рассчитать соотношение потерь. Мы знаем, что было потеряно 19,0% годового ВНП и что инфляция снизилась на 6,7 процентных пунктов. Отсюда, 19,0/6,7 или 2,8% годового объема ВНП были принесены в жертву сокращению инфляции на 1 процентный пункт. Таким образом, показатель соотношения потерь для борьбы с инфляцией составил 2,8.
Эта
величина оказалась меньше тех оценок,
которые были сделаны до назначения
Волкера председателем
Антиинфляционная политика правительства
В
своих усилиях по достижению этих
целей правительство использует
два “инструмента” или
Фискальная
политика
Основным рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива президента и конгресса, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Предположим, например, что экономика прошла период спада и входит в состояние депрессии. Из предыдущего материала вы уже знаете, что спад сопровождается сокращением валового национального продукта и ростом безработицы. Отсюда следует, что если бы правительство могло что-либо предпринять, чтобы увеличить производство реального ВНП на душу населения, то экономический спад закончился бы.
Допустим, что Президент и Конгресс для стабилизации экономики решили использовать фискальные методы. Это может быть сделано двумя путями. Можно уменьшить налоги, а расходы оставить на прежнем уровне, либо увеличить расходы, оставив налоги на прежнем уровне.
Когда налоги уменьшаются, отдельные люди и бизнес в целом имеют больше денег, которые они могут потратить так, как они хотят. Поскольку расходы людей и фирм (и, следовательно, ВНП) начинают расти, экономика вступает в фазу подъема.
Аналогично, если Президент и Конгресс увеличивают правительственные расходы, это может привести к увеличению ВНП и остановить сокращение производства.
Фискальные инструменты могут быть использованы также и для замедления экономических темпов. Например, предположим, что во время экономического бума цены начали угрожающе расти. Опасаясь возможной инфляции, Президент и Конгресс решают изменить свою фискальную политику. В этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию.