Антифляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в переполнении сферы обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и повышение общего уровня цен в стране. Однако не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно приводит к инфляции. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и причины инфляции 4
2. Виды инфляции. Сущность и направления антиинфляционной политики 11
3. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 18
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика. Причины инфляции в РБ - курсовая - МИТСО (2008г).doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [9]

     Кроме того, необходимо отметить, что пусть и не в такой значительной степени, но все же происходит удорожание по другим важным позициям импорта нашей страны, причем как по сырьевым товарам, так и по потребительским. Таким образом, в 2007-м и начале нынешнего года внешние тенденции оказывали существенное повышающее давление на инфляционные процессы в Беларуси.

     Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Если в 2001 году уровень инфляции по индексу потребительских цен составлял 146,1 %, то в 2006-м -6,6 % (рисунок 3.3).

     

     Рисунок 3.3. Темпы роста потребительских цен в Республике Беларусь

     Примечание. Источник: [9] 

     Последовательное  снижение уровня инфляции в эти годы было обусловлено принятием ряда мер в области денежно-кредитной, валютной и ценовой политики:

  • ужесточением денежно-кредитной политики; устранением множественности курсов национальной валюты;
  • укреплением белорусского рубля, что сопряжено с выравниванием национального и мирового уровней цен;
  • ликвидацией значительных перекосов в ценах на различные товары и услуги и с сопредельными странами;
  • сокращением объемов перекрестного субсидирования промышленностью   населения   по энергоносителям - газу и электроэнергии;
  • предсказуемостью и относительной стабильностью цен на энергоносители, поставляемые из Российской Федерации;
  • общим ростом доходов населения;
  • ростом конкуренции на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;
  • формированием организационных и институциональных основ, позволяющих стабилизировать инфляционные процессы в Беларуси [9].

     Однако  в 2007 году в связи с резким удорожанием  завозимых в республику топливно-энергетических ресурсов, ростом цен на продовольствие не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции, особенно в последние месяцы года. Если в течение 9 месяцев минувшего года инфляция находилась в рамках прогнозного значения - 5,4 %, то за октябрь - декабрь этот показатель составил 6,4 %, а в целом за год - 12,1 %. Основной инфляционный прирост произошел за счет продовольственных товаров - цены на них возросли на 15,9 %, что было обусловлено необходимостью принятия решений по повышению цен в целях компенсации удорожания используемых в сельскохозяйственном производстве материальных ресурсов, а также с учетом конъюнктуры внешнего рынка. Только в четвертом квартале 2007 года темп роста цен на продовольствие составил 109,1 %, в то время как за предыдущие девять месяцев они увеличились на 6,3 %.

     Не  оказало компенсационного влияния  сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию - оно было непродолжительным и незначительным. На фрукты цены снизились лишь в августе, в остальные месяцы года они росли и к концу 2007 года увеличились на 36,8 %. На овощи цены снижались на протяжении июня - августа, затем произошло резкое подорожание в сентябре - декабре (за четыре месяца темп роста составил 196 %), и в итоге за год цены на овощи увеличились на 18,5 %.

     В текущем потреблении населения молочные продукты и масло животное занимают 5,4 %, поэтому рост цен по этим позициям оказывает воздействие на индекс цен на продовольственные товары в целом. Именно на эти продукты в 2007 году наблюдался самый высокий рост цен: молоко и молочные продукты -128 %; сыр твердый - 123,3 %; масло животное - 123,8 %. Основной прирост пришелся на осенние месяцы года, когда интенсивно повышались закупочные цены на молоко.

     Значительный  рост цен в прошедшем году зафиксирован и на масло растительное - 172,9 %. Поскольку Беларусь импортирует этот продукт, то рост цен по этой позиции связан прежде всего с внешними факторами. Что касается влияния цен импорта продуктов питания в целом на рост внутренних цен на продовольствие, то его можно определить как стимулирующее инфляционные процессы [9].

     Таким образом, удорожание продовольственных  товаров в республике происходило под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним следует отнести общую тенденцию повышения мировых цен на энергоресурсы и продовольствие, а также неурожай некоторых сельхозкультур в странах, откуда традиционно импортируется в Беларусь данная сельхозпродукция. Внутренними факторами, оказавшими влияние на ценовую ситуацию на рынке продовольствия, являются, во-первых, относительное снижение темпов роста объемов производства животноводческой продукции. Во-вторых, сдерживанием цен на сельхозпродукцию и на продовольственном рынке в предыдущие периоды были нарушены внутренние и внешние ценовые пропорции, в результате чего необходимо было приводить их в соответствие путем значительной корректировки цен производителей сельхозпродукции и цен на продовольственные товары.

     Тарифы  на платные услуги населению в 2007 году увеличивались темпами меньшими, чем индекс потребительских цен, хотя в предыдущие годы тенденция была обратная. Более всего в истекшем году увеличились тарифы на городской пассажирский транспорт - 119,5 %; санаторно-оздоровительные услуги - 118,7; химическую чистку одежды - 115,2; оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства -114,7 %.

     

     Рисунок 3.4. Изменение тарифов на платные услуги населению и цен потребительского рынка, %

     Примечание. Источник: [9] 

     На  рисунке 3.4 видно, что тренд роста тарифов на платные услуги населению воспроизводит динамику кривой по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства на более низком уровне. Это говорит о достаточно высокой степени зависимости данной составляющей потребительской корзины от оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Поэтому от того, насколько обоснованно будут формироваться тарифы на услуги ЖКХ, во многом зависит динамика тарифов на платные услуги населению в целом. Это важно, поскольку на основании расчетных тарифов на очередной финансовый год определяются бюджетные дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства [9].

     Следует признать, что тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проводимая при существующем ограничении роста тарифов (5 долларов в год), не способствует развитию этой определяющей в социальной сфере отрасли. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 4 «Об установлении для населения платы за техническое обслуживание жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги» были установлены цены и тарифы на услуги ЖКХ, которые оставались неизменными в течение года. Это создало ситуацию, когда при росте фактических затрат на производство и реализацию данного вида услуг уровень возмещения затрат средневзвешенными тарифами снизился. Если в 2006 году этот показатель составлял 40,8 %, то в 2007 году-32,7 %. В свою очередь цены на непродовольственные товары по сравнению с другими составляющими потребительской корзины увеличивались в течение минувшего года в соответствии с прогнозными на 0,5 % в месяц. Традиционно самыми высокими темпами росли за год цены на бензин - 120,0 %, существенно подорожали моющие средства, печатные издания, строительные материалы - на 111,8 %, 110,7 % и 107,8 % соответственно. А цены на такие стройматериалы, как кирпич, шифер, цемент, за год увеличились на 16,8 %, 23,6 % и 32,4 %. Рост цен на основные стройматериалы определяется как постоянно увеличивающимся спросом, так и недостатком предложения по данным позициям со стороны предприятий строительной индустрии.

     В 2008 году тенденция роста цен сохранилась. В январе - апреле текущего года индекс потребительских цен на товары и услуги по сравнению с декабрем 2007 года составил 105,3 %: из них на продовольственные товары -105,1 %, на непродовольственные товары - 102,1 %, на платные услуги - 110,0 %. Из продовольственных товаров наибольший рост цен в 2008 году произошел на фрукты и овощи (121,7 %), что во многом объясняется сезонными колебаниями цен на данные продукты. Значительно подорожали в январе - апреле масло растительное (на 109,3 %), макаронные изделия (110,2 %), крупы и бобовые (108 %). Данная продукция в значительных объемах импортируется в Беларусь, поэтому ее удорожание вызвано ростом цен на нее на мировых рынках.

     Также удорожание продовольственных товаров обусловлено повышением с 26 февраля 2008 года закупочных цен на молоко - на 10 %, крупный рогатый скот - на 5 %, свинину - на 5 %. Данное решение было принято в целях компенсации удорожания затрат на производство продукции животноводства и сближения закупочных цен внутри республики с ценами на сельхозпродукцию в соседних государствах, ограничения вывоза этой продукции из республики [9].

     В группе непродовольственных товаров существенно выросли цены на строительные материалы (104,7 %), печатные издания (106,1 %), велосипеды и мотоциклы (109,7 %), легковые автомобили (104,7 %), что связано с продолжающимся ростом потребительского спроса на них. Кроме того, свой «вклад» вносит и увеличение ввозных цен на многие из этих товаров.

     Индекс  цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, в январе - апреле 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года составил ПО %: в том числе бытовые - 105,6 %, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства -120,3 %, пассажирского транспорта-102,8 % ,высшего образования - 105,0 %, санаторно-оздоровительные - 115,9 %. Рост тарифов на услуги обусловлен в основном ростом с 1 января тарифов на услуги ЖКХ в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2008 года № 69 «Об установлении для населения тарифа на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги».

     Сравнивая ситуацию в Беларуси с соседними  странами, следует отметить, что уровень инфляции у нас ниже, чем в Латвии, России, и значительно ниже, чем в Украине (таблица 3.1). Что касается Литвы, то в 2007 году уровень инфляции там был ниже белорусского, но в первом квартале 2008 года они сравнялись. То, что в Беларуси в условиях неблагоприятных внешних изменений удается удерживать инфляцию на более низком уровне, чем у соседей, свидетельствует об устойчивости отечественной экономики по сравнению с этими государствами, о ее меньшей уязвимости со стороны современных кризисных мировых тенденций. Основными причинами этого являются:

  • стабильный экономический рост на протяжении достаточно длительного времени;
  • достигнутая стабилизация денежно-кредитной    системы, доверие населения к национальной валюте;
  • профицитный бюджет на протяжении достаточно продолжительного периода развития;
  • активно проводимая политика регулирования цен;
  • строго регламентированная процедура  формирования  цен, жесткий контроль ее соблюдения;
  • осуществление ценового регулирования с учетом интересов как производителей, так и потребителей; ориентация при проведении ценового регулирования на защиту населения, в особенности   его   малообеспеченных слоев;
  • способность антимонопольных органов не допускать (пресекать) ценовые сговоры и другие действия по ограничению конкуренции, имеющие место в ряде соседних стран [9].

     До  конца года развитие инфляционной ситуации в нашей стране будет зависеть как от влияния внешних факторов (изменения мировых цен на энергоносители и сельхозпродукцию), так и от внутренней ценовой политики. Однако рост мировых цен на энергоресурсы может привести к ощутимому удорожанию импортируемой в республику нефти. Кроме того, дальнейшее повышение цен на продовольствие в мире также будет оказывать существенное давление на стоимость аналогичной продукции в Беларуси - как через удорожание импорта, так и вынуждая отечественных производителей поднимать цены. Что касается внутренней политики регулирования цен, то здесь, возможно, возникнет необходимость повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

     Прогнозом на нынешний год предусматривается прирост потребительских цен не более 108 %. Учитывая, что за январь - апрель рост потребительских цен уже составил 105,3 %, то для того, чтобы по итогам года они оказались в пределах установленного коридора, до конца 2008 года их рост должен составить 102,7 %, что является достаточно напряженным сценарием, особенно при неблагоприятных мировых тенденциях. Следует допускать и возможное превышение целевых ориентиров роста цен потребительского рынка, предусмотрев при этом необходимые меры социальной защиты населения. Развитие инфляционной ситуации в среднесрочной перспективе, безусловно, будет зависеть от инфляционных процессов, протекающих в мире. Прежде всего это касается цен на энергоносители. Цена поставляемых из Российской Федерации нефти и, в определенной степени, газа привязана к росту мировых котировок стоимости этих энергоресурсов. Однако если цена на нефть для Беларуси следует за изменением мировых цен, то конкретное значение цены на газ должно быть определено в ходе ее дальнейшего согласования между сторонами с учетом интересов белорусских потребителей. Кроме того, компенсатором возможного удорожания энергоносителей и сырья в последующие годы должны стать снижение энергоемкости и материалоемкости отечественного производства, достигнутые в результате его технологического перевооружения. Инстинктивной реакцией правительства, у которого административный контроль над экономикой является стандартной практикой, на рост цен является установление ценового контроля. Правительство, видимо, полагало, что можно одновременно стимулировать, с помощью кредитной экспансии, экономический рост, а с другой стороны, с помощью административного регулирования цен и уровня рентабельности, - не допустить инфляции.

     В успешно развивающихся трансформационных странах административное регулирование цен используется в очень узких границах - для контроля тарифов в сфере естественных монополий. В ряде стран ввиду дотационности и субсидирования сельского хозяйства имеет место регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на отдельные виды лекарственных товаров. В Беларуси длительное время проводилась политика жесткого административного регулирования как цен на ряд товаров и услуг, так и уровня рентабельности. Она существенно скорректирована в последнее время, однако окончательно не преодолена. Борьба с инфляцией зачастую направлена на преодоление ее симптомов, а не причин. Исходя из заключения, что в Беларуси в ряде отраслей производители находятся в монополистическом положении, должен следовать вывод о более строгом применении антимонопольного законодательства, содействии предпринимательству и росту предложения товаров и услуг, развитии международной конкуренции, а не административном ограничении цен и рентабельности [10].

Информация о работе Антифляционная политика