Антифляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в переполнении сферы обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и повышение общего уровня цен в стране. Однако не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно приводит к инфляции. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и причины инфляции 4
2. Виды инфляции. Сущность и направления антиинфляционной политики 11
3. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 18
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика. Причины инфляции в РБ - курсовая - МИТСО (2008г).doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

     История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60—70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

     В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951—1952 гг., в Финляндии в 1967—1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

     Сторонники  кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств [2, c. 458].

     Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.

     Другой  подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу. Цель антиинфляционной политики — удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.

     Практика  борьбы с инфляцией в развитых странах показывает некоторые общие направления антиинфляционной стратегии.

     Фундаментом эффективной антиинфляционной политики являются меры, обеспечивающие социальное согласие в обществе. Существование правительства, которому доверяет большинство граждан — хорошая основа для проведения антиинфляционных мероприятий.

     Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий. Сторонники монетаристского направления уделяют этому большое внимание. Смысл этих действий — изменение психологии потребителя, избавление его от страха постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбережений. Американский экономист Э. Фелпс теоретически разработал меры по обеспечению так называемого «Эффекта объявления». Смысл этого эффекта очень прост: правительство должно регулярно и правдиво информировать граждан об уровне инфляции, о тех мерах, которые оно принимает дл борьбы с инфляцией. Здесь важно достичь психологического эффекта веры потребителя в действия государства, вдохнуть оптимизм в ожидания потребителя [2, c. 459].

     Другой  важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.

     В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.

     Третья  линия антиинфляционной стратегии  — сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет роста налогов, так и за счет сокращения государственных расходов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов. Государство должно дать понять населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно постепенно будет освобождаться от централизованного финансирования целого ряда видов хозяйственной деятельности.

     Уменьшение  вмешательства государств в инвестиционный процесс создаст основу для более правильного и эффективного расходования бюджетных средств.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

     В настоящее время повышение темпов инфляции характерно для многих развитых государств и стран с переходной экономикой. Отчетливо эта тенденция проявилась в 2007 году и продолжилась в начале нынешнего года. Основными причинами более высокого роста потребительских цен в различных странах в последнее время являются стремительное удорожание энергоресурсов и значительный рост цен на пищевые продукты, уже названный мировым продовольственным кризисом.

     Для анализа влияния мировых инфляционных процессов на Республику Беларусь интерес представляет прежде всего изменение цен в европейских и, в особенности, соседних с нашей страной государствах. Прирост потребительских цен в отдельных странах ЕС и СНГ представлен в таблице 3.1.

     Существенное  по сравнению с предшествующими  периодами увеличение темпов роста потребительских цен в 2007 году произошло в экономиках как развитых государств, так и в трансформационных и развивающихся. Однако степень воздействия происходящих в мире процессов на различные страны разная. Если в развитых государствах Европы темп роста потребительских цен за 2007 год увеличился на 1-2 процентных пункта, достигнув в среднем величины 3,1 %, то в Болгарии, Латвии, так же как в России и Беларуси, он превысил 10 %. Достаточно высоким в прошлом году был рост цен в Эстонии (9,7 %), Литве (8,2 %), Венгрии (7,4 %). В Украине, где цены в предшествующие годы росли в пределах 10-12 %, их рост в 2007 году составил 16,6 % [9].

Таблица 3.1. Прирост потребительских цен в различных странах, %

Страны 2004 2005 2006 2007
Беларусь 14,4 8,0 6,6 12,1
ЕС-27 2,5 2,3 2,2 3,2
Страны  Еврозоны (15) 2,2 2,2 1,9 3,1
Латвия 7,4 7,1 6,8 14,0
Литва 2,8 3,0 4,5 2,7
Польша 4,4 0,8 1,4 4,2
Россия 11,7 10,9 9,0 11,9
Украина      12,3      10,3      11,6      16,6

     Примечание. Источник: [9]

     

     В I квартале 2008 года тенденция увеличения уровня инфляции в европейских странах продолжилась. По итогам трех месяцев рост потребительских цен превысил уровень аналогичного периода прошлого года во всех рассматриваемых странах, за исключением Венгрии, где произошло его снижение с 3,2 до 2,5 %.

     Существуют  опасения относительно дальнейшего усиления инфляционных тенденций в мире, вытекающие из ситуации на мировых рынках энергоресурсов и продовольствия. Так, в мае 2008 года мировые цены на нефть достигли 135 долларов США за баррель, что является беспрецедентной величиной для последнего времени (рисунок 3.1).

     Нынешняя  тенденция роста мировых нефтяных цен началась в 2003 году. Если в 2002 году средняя по всем странам мира цена барреля нефти составляла 23,47 доллара, то в 2005 году - уже 49,87, в 2006 году - 60,32, в 2007 году - 69,19 доллара. За период с января по первую неделю мая 2008 года средняя мировая цена нефти составила 96,98 доллара за баррель. Данная тенденция повлекла столь же стремительный рост мировых цен и на прочие энергоносители.

     

     Рисунок 3.1. Средние мировые цены на нефть (доллар США/баррель)

     Примечание. Источник: [9] 

     В свою очередь, на мировом рынке продовольствия существенный рост цен стал проявляться в 2007 году, а в 2008-м эта тенденция значительно усилилась. Индекс цен на продовольствие, который рассчитывает подразделение ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (Food and Agriculture

     Organization, FAO), составил в 2007 году 119 % по отношению к 2006 году, а в марте 2008 года -157 % к аналогичному периоду прошлого года (рисунок 3.2) [9].

     В 2007 году наиболее существенно выросли мировые цены на молочные продукты - на 79 %. В нынешнем году (март по отношению к соответствующему периоду прошлого года) произошел значительный рост цен на крупы и злаковые (на 88 %), на жиры и масло (на 107 %).

     Рисунок 3.2. Индекс цен на продовольствие, %

     Примечание. Источник: [9] 

     Эксперты  называют различные причины роста цен на продовольствие в мире, прежде всего:

  • рост доходов в развивающихся странах (например, таких как Индия и Китай) и вызванное этим увеличение потребления продовольствия в этих государствах;
  • использование посевных площадей, на которых ранее выращивалась   традиционная  сельхозпродукция,   под   культуры, являющиеся сырьем для производства биотоплива, что является следствием высокого роста цен на энергоресурсы;
  • неурожаи в отдельных регионах и странах, являющихся крупными производителями сельскохозяйственной продукции.

     Также дефицит продовольствия в мире, следствием которого является еще большее повышение цен, усугубляется тем, что ряд стран - производителей сельскохозяйственной продукции ограничивает ее экспорт с целью обеспечить внутреннее потребление и препятствовать удорожанию продуктов питания у себя дома. К таким ограничениям в 2007-м - начале 2008 года прибегли, например, такие крупные экспортеры сельхозпродукции, как Россия, Казахстан, Украина [9].

     Как правило, рост цен на одну из базовых  сельхозкультур на мировых рынках влечет в обозримой перспективе удорожание других продуктов сельскохозяйственной отрасли. Таким образом, ожидается, что значительное нынешнее подорожание зерновых повлечет за собой дальнейший рост цен на мировых рынках продовольствия.

     Беларусь  как страну с открытой экономикой не могли не затронуть мировые инфляционные процессы. Рост цен на мировых сырьевых и товарных рынках формирует импульсы увеличения инфляции в нашей стране. В таблице 3.2 представлена динамика цен на импортируемую в нашу страну продукцию. В 2007-м и начале 2008 года к ранее наметившейся тенденции постоянного удорожания импортируемой в республику нефти добавились следующие потенциально инфлятогенные факторы: более чем двукратное удорожание в минувшем году импортируемого из Российской Федерации газа и существенный рост цен на ввозимую сельскохозяйственную продукцию (зерновые культуры и растительные масла). Цены на газ для Беларуси в настоящее время определяются подписанными в конце 2006 года с Российской Федерацией договоренностями, согласно которым в 2007 году цена газа была фиксированной и составила 100 долларов за тыс. куб.  метров, в 2008 году она составит 67 % от цены на газ на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009-м - 80 %, в 2010-м - 90 %, в 2011 году - 100 %. Таким образом, и здесь Беларусь привязана к мировой конъюнктуре цен на энергоносители. Иными словами, даже при умеренном росте цен на мировых рынках в Беларуси они также возрастут.

Таблица 3.2. Изменение средних цен импорта в РБ, %

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Нефть 92,6 124,2 136,4 120,5 122,9 134,6
Нефтепродукты 81,8 82, 82,3 96,1 171,9 146,5 135,4
Природный газ 98,7 120,6 129,3 97,9 100,0 212,6
Электроэнергия 117,0 93,8 99,7 104,5 110,4 132,9
Черные  металлы 98,1 117,2 149,4 98,4 105,2 125,5
Грузовые  автомобили 74,3 90,9 102,1 66,0 121,2 117,5
Легковые  автомобили 95,9 125,5 138,5 109,6 129,3 116,3
Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи 100,9 95,1 129,3 129,4 109,6 109,7
Хлопковое волокно 86,9 141,4 105,2 86,2 102,8 104,2
Зерновые  культуры 94,5 130,1 123,8 84,8 107,9 130,6
Растительные  масла 108,5 106,4 104,5 95,9 92,7 139,9

Информация о работе Антифляционная политика