Анализ специфики транснациональных корпораций и деятельности французских ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ специфики транснациональных корпораций и деятельности французских ТНК.
Задачи курсовой работы:
выяснить сущность ПИИ и ТНК;
проанализировать особенности организации деятельности ТНК в современном мире;
рассмотреть специфику гос. Регулирования деятельности ТНК;
охарактеризовать инвестиционную деятельность французских компаний;
рассмотреть положения о сотрудничестве французских и российских ТНК.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 399.50 Кб (Скачать)

             В отличие от экспорта прямых инвестиций их импорт продолжает увеличиваться, что говорит о растущей привлекательности Франции в глазах иностранных инвесторов. Так, в 2005г. их объем составил 112,6 млрд. евро против 89,5 млрд. в 2004 г.. Доля Франции в импорте прямых иностранных инвестиций Еврозоны составила 28%. При этом большая часть инвестиций пришлась на телекоммуникации и банковский сектор. Кроме них достаточно высокой привлекательностью пользуются электроника, химическая и фармацевтическая промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2006 г. пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний, проинвестировали французскую экономику в размере 30% и 27% от общего объема прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания (22%) и США (9%).[6] Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости.

            Привлекательность Франции в глазах иностранных инвесторов обеспечивают высокий уровень квалификации рабочей силы и высокая конкурентоспособность французской продукции, которые результируют в достаточно высокой отдаче на вложенный капитал. В целом, эти факторы можно в равной степени отнести ко всем развитым странам, но в сочетании более быстрыми темпами роста французской экономики по сравнению со среднеевропейскими показателями и низким уровнем инфляции (1,8% – одним из самых низких в Европе) они обеспечивают Франции одно из лидирующих положений в сфере привлечения иностранного капитала. Тем не менее, французский инвестиционный климат гораздо менее благоприятный по сравнению с США и Великобританией. И вызвано это, прежде всего, особенностями французской модели развития.

            Во-первых, недостаточно благоприятен во Франции предпринимательский климат. Уровень совокупного налогового бремени здесь значительно превышает как американский, так и великобританский (46% против 31% и 36%, соответственно). Результатом является бег компаний: некоторые попросту перенесли свои офисы в Лондон – так выгоднее. Во-вторых, приобретение зарубежными собственниками крупной французской фирмы нередко вызывает общественный протест, что также оказывает сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций. В-третьих, во Франции просматривается определенная «перезрелость» экономической структуры, которой недостает новаторства и предпринимательского риска. Развитию информационных технологий препятствуют замедленные темпы внедрения электроники в производственные процессы, недостаточное использование Е-коммерции. Кроме того, во Франции кредитором нередко выступает государство, и в результате часть компаний функционирует без серьезного участия фондового рынка капиталов. В то же время в США и Великобритании именно фондовые рынки обеспечивают своевременный и необходимый приток ресурсов.

            В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций. Впрочем, эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно.

           К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также превратились из французских в транснациональные.

           С экономической точки зрения деятельность французских ТНК приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в меньшей степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает французским ТНК явное преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК.

          Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным. 
 

2.2. ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ  ТНК

       

      Франция играет значительную роль в мировом экспорте следующих промышленных товаров: электротехнического оборудования (9%), цветных металлов и продуктов органической химии (около 9%), продукции тонкой химии и черной металлургии (10%), фармацевтических товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла (второе место после Германии — 14 %). Вместе с тем французские товары серьезно уступают своим основным конкурентам (Японии, США, Германии, Италии и Великобритании) по неценовым факторам, роль которых значительно усилилась в последние годы. Это, прежде всего, касается качества товара и его безопасности, своевременной поставки и послепродажного обслуживания, гибкости товарного экспорта, расходов на рекламу и степени изучения изменений потребностей рынка.

      В группу товаров с относительно низким уровнем конкурентоспособности включают продукцию бумажной, мебельной, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, бытовые электроприборы и некоторые изделия бытовой и промышленной электроники, станки, металлургическое и кузнечно-прессовое оборудование.

      В последние годы происходят значительные изменения в механизме государственного регулирования внешней торговли страны, и прежде всего экспорта. Регулирование направлено на повышение конкурентоспособности французских товаров, носит комплексный характер и затрагивает, помимо сферы реализации товаров, и стадию экспортного производства. Значительно расширены методы и средства государственного вмешательства, которое отличает селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь его основных рычагов в кредитно-финансовой и административной областях.

      Франция является крупным импортером капитала. С середины 80-х гг. французское  правительство проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций в страну. В условиях осуществления широкой модернизации национальной экономики эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест и ускоренному развитию промышленно отсталых районов. В начале 90-х гг. был прекращен контроль за новыми инвестициями из-за границы и за расширением существующих иностранных предприятий.

        Ныне иностранный капитал контролирует более половины всех предприятий передовых отраслей французской промышленности, прежде всего химической и пищевой, машиностроения, торговли. В нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% обо рота отрасли, в химической — 55, сельскохозяйственном машиностроении — 50, в производстве ЭВМ и средств информатики — 49, точном приборостроении — 36%. Причем большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли.[2] Ведущее место здесь занимают американские компании (48%). В Западной Европе Франция занимает третье место (после Великобритании и Германии) по объему американских капиталовложений.

      Наиболее  льготный режим для иностранных  инвесторов распространяется на государства Европейского Союза в соответствии с обязательствами Франции, вытекающими из участия в Едином внутреннем рынке ЕС, в котором обеспечивается свобода передвижения капитала. Тем не менее, инвестиции каждой отдельно взятой европейской страны значительно уступают американским.  
 

      2.3. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ ФРАНЦИИ 

            В условиях происходящей структурной перестройки в экономике Франции все возрастающую роль играют внеишеэкономические связи, прежде всего внешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслей и главной формой участия страны в системе мирохозяйственных отношений. За этот период проявилась тенденция к опережающему росту экспортных и импортных операций по сравнению с общими темпами экономического развития Франции, а 80—90 гг. отмечены дальнейшим усилением зависимости французской экономики от мирового рынка.

      Французская экономика широко открыта для  внешних связей. Величина внешнеторгового оборота на душу населения во Франции в среднем равна 8700 долл. в год (в США — 48 00, Германии -11 000, Великобритании -- 7200 долл.). Импорт товаров и услуг составляет 23,5% от ВВП, экспорт — 23% .[12]

      Рост  открытости французской экономики  проявляется в увеличении экспортной направленности производства в ведущих отраслях промышленности. Экспортная квота по обрабатывающей промышленности превышает 36% при явном преимуществе отраслей электротехнического и транспортного машиностроения.

      Главными  внешнеэкономическими партнерами Франции  являются государства— члены Европейского Союза на страны ЕС приходится 60% товарооборота страны, они поглощают 60% французского экспорта, а по вывозу сельскохозяйственной продукции их доля доходит до 78%. В автомобилестроении соответствующий показатель равен 70% .Основным торговым партнером в этом регионе является Германия, на долю которой приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте — Италия (12%), далее следуют Ирландия и Нидерланды. Особое место занимает Великобритания, в которой стремительно возрастает продажа электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. В целом экспорт Франции в другие страны ЕС состоит в основном из товаров высокой степени специализации, в то время как высококачественное оборудование и продукты массового потребления в его структуре представлены недостаточно.

      Страны  Европейского Союза являются и основной сферой французского зарубежного инвестирования капиталов (около 70% от объема зарубежных инвестиций). Основные объемы французского капитала инвестированы в экономику Германии и Великобритании

      Другим  важным торговым партнером Франции являются Соединенные Штаты Америки, их удельный вес равен 6,1%. Франция поставляет в США продукцию металлургической промышленности, а также сельскохозяйственные продукты высшего качества (вино, сыры и т.д.). Присутствие товаров американского происхождения в импорте Франции является весьма ощутимым практически по всем основным видам промышленной продукции (энергетика, химическое производство, компьютеры, авиадвигатели, продукция личного потребления всех категорий).

      Однако  следует хорошо понимать, что франко-американские торговые отношения выходят за рамки связей строго двустороннего характера. Они затрагивают всю совокупность внешних экономических отношений между развитыми странами. Евроамериканский конфликт во время последней фазы переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ отразил, как известно, противодействие интересов между Францией и США в отношении контроля над крупными сельскохозяйственными рынками, в отношении продажи услуг и авиаоборудования гражданского и военного назначения.

      В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место и среди иностранных инвесторов в США. Инвестиции в основном направляются в металлургию, угольную, химическую и нефтяную промышленность, а также в производство автомобильных шин.

      По  сравнению с экономическими связями с США франко-японские отношения представляются более скромными.

      Французский экспорт в Японию составляет менее 3% и наполовину состоит из электронных компонентов и материалов. Что касается японских продуктов массового потребления, таких как фотоаппараты, мотоциклы, магнитофоны, телевизоры, то они фактически заполонили французский рынок. И хотя для японских промышленников французский рынок является второстепенным, франко-японский торговый дефицит увеличивался в огромных пропорциях. Если в 80-х гг. он находился только на шестом месте среди двусторонних дефицитов, ранжированных по размерам во французской внешней торговле, то с 1992 г. он стал первым, превысив величину дефицитов в торговле с США и Германией.

      В странах третьего мира, помимо бывших колониальных владений, позиции Франции очень неоднородны и в целом имеют тенденцию к ослаблению. Относительно неплохо развит торговый обмен с новыми индустриальными странами, в первую очередь с Тайванем. Однако французские фирмы продолжают осваивать этот рынок только в традиционных и очень узких областях, таких как парфюмерия, кожгалантерея, шампанское, ликеры.

Информация о работе Анализ специфики транснациональных корпораций и деятельности французских ТНК