Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности валютного регулирования и его практического применения в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
определение понятия валютного регулирования, выделение его форм, методов;
рассмотрение функций органов валютного регулирования и контроля;
анализ применение валютного регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание валютного регулирования………………………………………………………………………5
Валютное регулирование: понятие, формы, методы………………………………………………………………………………..5
Основные инструменты валютного регулирования………………………………………………………………………10
Институциональная структура валютного регулирования………………………………………………………………………15
Понятие и органы валютного контроля……………………………..15
2.2 Порядок контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций…………………………………………………………………………….19
Особенности регулирования валютного рынка на современном этапе…………………………………………………………………………………26
Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31
ПРИЛОЖЕНИИЕ А…………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.73 Кб (Скачать)

Импортная квота - это прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар.

Разница между квотой и тарифом состоит  в том, что при введении квоты  правительство не получает дохода. Когда для ограничения импорта  вместо пошлины используется квота, та сумма денег, которая могла  бы стать доходом государства, достаётся  тому, кто получает импортные лицензии. Держатели лицензии могут закупить импортные товары и перепродать  их по более высокой цене на внутреннем рынке. Прибыли, получаемые держателями  импортных лицензий, называют квотной  рентой.

Экспортная  субсидия - это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает стимул для их производства.

Наряду  с экономическими инструментами  могут быть использованы и административные инструменты. Например, можно повернуть  нормальные процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они  становятся препятствием для торговли.

Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия  торговли как для страны, активно  использующей эти инструменты внешнеторгового  регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платёжный  баланс и курс национальной валюты. При увеличении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равных условиях курс национальной валюты должен увеличиваться и наоборот.

Валютное  регулирование условно можно  разделить на следующие основные направления:

1. регулирование  операций резидентов и нерезидентов  с валютой и валютными ценностями;

2. регулирование  курса национальной валюты центральным  банком.

Таким образом, валютное регулирование представляет собой деятельность государственных  органов власти, реализуемую посредством  законодательных, административных, экономических  и организационных мер, направленную на решение государственных задач  по поддержанию долгосрочного устойчивого  внешнего равновесия и подчинённую  цели обеспечения экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

2 Институциональная структура валютного регулирования

 

 

Понятие и органы валютного  контроля

 

 

Надзор за соблюдением субъектами экономических отношений правил обращения валютных ценностей осуществляется в процессе валютного контроля.

Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и  агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами  и нерезидентами требований валютного  законодательства Республики Беларусь [12].

Основными направлениями валютного  контроля являются:

  1. определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  2. обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  3. предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;
  4. проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  5. анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в  Республике Беларусь являются Совет  Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет  государственного контроля), Государственный  таможенный комитет.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов  валютного контроля.

Национальный банк как орган  валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями валютных операций.

Комитет государственного контроля как  орган валютного контроля формирует  на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного  контроля, базу данных по вопросам валютного  контроля, в пределах своей компетенции  осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

Государственный таможенный комитет  как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного  контроля за перемещением резидентами  и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

  1. проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;
  2. осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  3. получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  4. приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь [12].

Координацию деятельности органов  валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством  осуществлять валютный контроль, осуществляет Комитет государственного контроля. Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для  осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.

Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами  и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

Агентами валютного контроля в  Республике Беларусь являются республиканские  органы государственного управления и  иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки  и небанковские кредитно-финансовые организации [12].

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций и вправе:

  1. осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  2. осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
  3. получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять  распоряжение резидента или нерезидента  о перечислении с его счета  денежных средств:

  1. если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;
  2. если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;
  3. если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям.

При поступлении резиденту или  нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации обязаны зачислять  данные денежные средства на счет этого  резидента или нерезидента с  уведомлением соответствующих органов  валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями органов валютного  контроля устанавливаются Национальным банком.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные  организации, подчиненные Правительству  Республики Беларусь, областные (Минский  городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные  организации, подчиненные Правительству  Республики Беларусь, областные (Минский  городской) исполнительные комитеты как  агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

  1. осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;
  2. принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;
  3. представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подчиненных (подведомственных, входящих в состав) им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством.

Таможни являются агентами валютного  контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Таможни как агенты валютного контроля:

  1. производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;
  2. контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;
  3. осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

Органы валютного контроля и  агенты валютного контроля, а также  их работники обязаны хранить  коммерческую или банковскую тайну  резидентов и нерезидентов, ставшую  им известной при осуществлении  валютного контроля.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования  в Республике Беларусь и принимает  иные меры по осуществлению валютного  регулирования в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь.

Органами валютного регулирования  в Республике Беларусь являются Совет  Министров Республики Беларусь и Национальный банк [12].

Национальный банк как орган  валютного регулирования в пределах своей компетенции:

  1. устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
  2. регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
  3. устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
  4. устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
  5. устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
  6. устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;
  7. устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
  8. устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
  9. устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;
  10. определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
  11. привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
  12. выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и Президентом Республики Беларусь;
  13. в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля.

Информация о работе Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь