Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности валютного регулирования и его практического применения в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
определение понятия валютного регулирования, выделение его форм, методов;
рассмотрение функций органов валютного регулирования и контроля;
анализ применение валютного регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание валютного регулирования………………………………………………………………………5
Валютное регулирование: понятие, формы, методы………………………………………………………………………………..5
Основные инструменты валютного регулирования………………………………………………………………………10
Институциональная структура валютного регулирования………………………………………………………………………15
Понятие и органы валютного контроля……………………………..15
2.2 Порядок контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций…………………………………………………………………………….19
Особенности регулирования валютного рынка на современном этапе…………………………………………………………………………………26
Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31
ПРИЛОЖЕНИИЕ А…………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.73 Кб (Скачать)

Валютные ограничения — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или в административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Цели валютных ограничений:

  1. выравнивание платежного баланса;
  2. поддержание валютного курса;
  3. концентрация валютных ценностей в руках государства.

Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят:

  1. обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);
  2. запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;
  3. регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;
  4. ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;
  5. регулирование получения внешних займов.

Следует отметить, что валютные ограничения  в развивающихся странах (в отличие  от развитых стран) охватывают более  широкий круг внешнеэкономических  операций и характеризуются большей  жесткостью.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам [11, с. 75].

Девальвация и ревальвация —  традиционные методы валютного регулирования. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютам (доллар США, евро). Это случается, когда официальный курс завышен по сравнению с рыночным. Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным или международным валютам. Последний метод эффективен при ограничении притока капитала.

Платежный баланс всегда был объектом государственного регулирования. Государственное  регулирование платежного баланса  — это совокупность экономических (в том числе валютно-кредитных, финансовых и др.) мероприятий по формированию основных статей платежного баланса и покрытию сальдо. Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций. Страны с дефицитным платежным балансом принимают меры по развитию экспорта, сдерживанию импорта товаров, ограничению вывоза капиталов, сокращению внешней задолженности.

Это достигается также уменьшением  бюджетного дефицита, совершенствованием дисконтной политики, введением валютных, кредитных ограничений, понижением курса национальной валюты, установлением пределов роста денежной массы. При активном платежном балансе органы государственной власти стремятся уменьшить его сальдо за счет увеличения импорта товаров, экспорта капиталов, уменьшения экспорта товаров, выдачи кредитов, увеличения золотовалютных резервов.

В современных условиях получают развитие межгосударственные способы регулирования платежных балансов: согласование условий экспортных кредитов; двухсторонние правительственные кредиты; краткосрочные кредиты центральных банков; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций [7, с. 469].

Таким образом, валютное регулирование  применяется с целью уравновешивания  платежных балансов, ограничению  импорта и изменения его структуры, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов.  Определяя правила  проведения расчетов во внешней торговле, операций по обмену валют, ввозу и  вывозу капитала, государство воздействует на курс национальной валюты и обеспечивает достижение поставленных целей валютной политики.

1.2  Основные инструменты  валютного регулирования

 

 

Валютное  регулирование реализуется посредством  инструментов валютного регулирования [Прил. А].

Инструменты валютного регулирования - это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

Инструменты валютного регулирования можно  разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты [3, с. 7].

К административным инструментам валютного регулирования относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортёрам, а также целый ряд законодательно закреплённых валютных ограничений.

Доля  продажи валютной выручки экспортёрами - один из важнейших управляющих  параметров, который можно использовать для регулирования валютного  рынка и проведения политики курсообразования. Чем выше доля обязательной продажи  валютной выручки, тем выше предложение  иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:

1. Спрос  на иностранную валюту уравновешивается  предложением, т.е. потоки импорта  равны потокам экспорта, а валютный  курс будет стабильным при  невмешательстве центрального банка.

2. Спрос  на иностранную валюту, несмотря  на введённый процент обязательной  выручки, всё-таки превышает предложение  валюты. В этих условиях возможны  следующие варианты при режиме  регулируемого плавания валют:  а) произойдёт обесценение национальной  валюты; б) центральный банк осуществляет  интервенции иностранной валюты  из своих золотовалютных резервов  и удерживает курс национальной  валюты. [4, с. 14]

3. Предложение  иностранной валюты превысит  спрос на иностранную валюту. В этих условиях центральный  банк осуществляет интервенции  национальной валюты, увеличивая  тем самым денежную массу в  стране.

Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортёрами, центральный  банк может регулировать курс национальной валюты, объём золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.

Валютное  регулирование может осуществляться и путём введения ряда ограничений  на проведение валютных операций. Валютные ограничения - устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, перевода валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями). Валютные ограничения могут быть связаны с проведением как текущих, так и операций, связанных с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. [5, с. 25]

К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.

Инструменты прямого регулирования оказывают  непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты.

К инструментам прямого валютного регулирования  относят валютные интервенции и  дисконтную политику.

Валютные  интервенции представляют собой действия центрального банка, направленные на покупку или продажу иностранной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам.

Валютные  интервенции не только оказывают  прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно  приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.

Иногда  центральные банки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними  активами с тем, чтобы свести к  нулю влияние своих сделок с валютой  на национальное предложение денег. Такое положение центральных  банков получило название "стерилизации". Предположим, что центральный банк предпринимает продажу иностранной валюты на валютном рынке, преследуя промежуточную цель не допустить снижения курса национальной валюты и обеспечить его стабильность. Если данная операция не будет "стерилизована", то произойдёт уменьшение денежной массы страны, что будет сказываться на повышении обменного курса иностранной валюты.

Центральный банк может осуществлять "стерилизацию", например, покупая ценные бумаги на фондовом рынке. В этом случае произойдёт увеличение денежной массы. В конечном итоге "стерилизация" позволяет  нейтрализовать негативное уменьшение денежной массы, предотвратить дефляцию.

Однако  дополнительные рублёвые поступления, оказавшись на валютном рынке, могут  вновь оказывать понижающие давление на курс национальной валюты. И вновь центральному банку придётся принимать меры по поддержанию курса национальной валюты. "Стерилизация" фактически нейтрализует не только негативные последствия валютных интервенций, но и саму валютную интервенцию. "Стерилизация" как экономический инструмент может использоваться, однако это весьма сложное и тонкое мероприятие

Важным  инструментом прямого регулирования  является дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок.

 В  настоящее время дисконтное регулирование  может слабо использоваться в  качестве регулятора курса национальной  валюты по следующим основным  причинам:

кризис  доверия к Правительству и  банковской системе в целом;

высокий риск вложений капиталов;

неустойчивый  курс национальной валюты;

отсутствие  полной гарантии неприкосновенности капиталов.

Наряду  с инструментами прямого регулирования  используются и косвенные инструменты  валютного регулирования.

Косвенные инструменты позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютные отношения.

К инструментам косвенного регулирования относятся  инструменты денежно-кредитного регулирования, инструменты налогово-бюджетного и  инструменты внешнеторгового регулирования.

К основным денежно-кредитным инструментам, косвенно оказывающим воздействие на валютные отношения, относят:

изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные  требования).

операции  Центрального банка на открытом рынке.

Увеличение (уменьшение) резервной нормы приведёт к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране, что может  отражаться на уровне инфляции и на курсе национальной валюты.

Кроме изменения  резервной нормы центральный  банк может использовать операции на открытом рынке, которые приводят к  изменению денежного предложения  и процентных ставок, а значит, оказывают  влияние на курс национальной валюты.

Наряду  с инструментами денежно-кредитного регулирования на валютные отношения  оказывают влияние налогово-бюджетные  инструменты.

К основным налогово-бюджетным инструментам относят  государственные расходы и налоги.

Государственные расходы осуществляются в двух формах. Первая форма - государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство дорог, выплата жалования работникам судебных органов и т.д. Вторая форма - государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения, например. Лиц пожилого возраста и безработных. Государственные расходы определяют соотношение размеров частного и государственного секторов, т.е. какая доля ВВП потребляется коллективно, а не индивидуально. Государственные расходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП

Другой  компонент налогово-бюджетной политики - налогообложение - воздействует на ситуацию в экономике двумя способами:

уменьшая  располагаемый или расходуемый  доход домашних хозяйств, налоги сокращают  сумму денег, которую люди тратят на приобретение товаров и услуг. Тем самым уменьшается совокупный спрос на блага, что, в конечном счёт, приводит к снижению ВВП.

налоги  воздействуют на цены благ и факторов производства и поэтому влияют на стимулы и поведение хозяйствующих  субъектов.

Увеличение  государственных расходов и уменьшение налогов оказывают стимулирующее  воздействие на экономику. Уменьшение государственных расходов и увеличение налогов, напротив, сдерживает экономический  рост. Влияние инструментов налогово-бюджетного регулирования на уровень инфляции, денежную массу и ставку процента очевиден, а значит, велико косвенное  влияние данных инструментов на курс национальной валюты.

К инструментам внешнеторгового регулирования  относят:

Экономические инструменты:

Импортные тарифы (пошлины),

Импортные квоты,

Экспортные  субсидии;

Административные  инструменты.

Отличительная черта тарифов, квот и субсидий - это возникновение разницы между  мировыми и внутренними ценами.

Прямой  эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удорожании импортных  товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Наиболее распространённой формой импортных тарифов являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина - простейшая форма торговой политики - налог, которым облагаются импортируемый товар.

Информация о работе Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь