Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических и методических основ инфраструктуры рынка труда, выявлении ее специфических параметров, отвечающих рыночным условиям, тенденций развития, и разработке практических рекомендаций по регулированию рынка труда как следствие новой парадигмы инфраструктуры рынка труда.
Реализация данной цели требует решение следующих задач:
1. Проанализировать методологические подходы к оценке инфраструктуры рынка труда, ее элементов и функций, выявить новые особенности, соответствующие переходной экономике.
2. Исследовать социально-экономические предпосылки, условия и перспективы развития инфраструктуры рынка труда Свердловской области.
Введение……………………………………………………………………...
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда
1.1. Понятие рынка труда………………………………………………
1.2. Сущность, особенности и структура рынка труда ………………
1.3. Инфраструктура рынка труда……………………………………..
2. Анализ системы инфраструктуры рынка труда территории
2.1. Общая характеристика Свердловской области…………………
2.2. Государственная служба занятости населения Свердловской области……………………………………………..…………………..
2.3. Некоммерческое партнерство………………………………..…...
2.4. Кадровое агентство «Карьера»…..……………………………….
2.5. Центр содействия трудоустройству УрГПУ…………………….
2.6. Федерация профсоюзов Свердловской области…………………
2.7. Свердловское региональное отделение ФСС РФ………………..
3. Основные направления по повышению эффективности функционирования инфраструктуры труда Свердловской области……...
Заключение…………………………………………………………………...
Список используемой литературы….………………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФРАСТУКТУРЫ РЫНКА ТРУДА ТЕРРИТОРИИ
СОДЕРЖАНИЕ
|
| стр. |
Введение………………………………………………………… | 3 | |
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда |
| |
| 1.1. Понятие рынка труда……………………………………………… | 5 |
| 1.2. Сущность, особенности и структура рынка труда ……………… | 7 |
| 1.3. Инфраструктура рынка труда…………………………………….. | 13 |
2. Анализ системы инфраструктуры рынка труда территории |
| |
| 2.1. Общая характеристика Свердловской области………………… | 19 |
| 2.2. Государственная служба занятости населения Свердловской области……………………………………………..………… |
20 |
| 2.3. Некоммерческое партнерство………………………………..…... | 27 |
| 2.4. Кадровое агентство «Карьера»…..………………………………. | 32 |
| 2.5. Центр содействия трудоустройству УрГПУ……………………. | 34 |
| 2.6. Федерация профсоюзов Свердловской области………………… | 36 |
| 2.7. Свердловское региональное отделение ФСС РФ……………….. | 39 |
3. Основные направления по повышению эффективности функционирования инфраструктуры труда Свердловской области……... |
41 | |
Заключение…………………………………………………… | 47 | |
Список используемой литературы….……………………………………… | 49 |
Введение
Становление рыночной экономики в России предполагает формирование развитого рынка труда и его инфраструктуры. Рынок труда занимает ведущее положение среда структурных элементов рыночной экономики, поскольку непосредственно связан с деятельностью человека, функционированием человеческого капитала.
Однако, проблематика инфраструктуры рынка труда как системы организаций и институтов, а также экономических и правовых механизмов, формирующих необходимые условия для эффективного функционирования рынка труда, не получила должного развития в экономической литературе.
Отсутствует комплексное исследование организационной инфраструктуры рынка труда, не обобщён опыт работы таких её субъектов, как государственная и негосударственная службы занятости, особенно в регионах, наиболее продвинутых в развитии рынка труда. Неясны перспективы развития организационной инфраструктуры, не исследован вопрос о целесообразности параллельного функционирования государственной и негосударственной служб занятости, а также их взаимодействия.
По-прежнему в научной литературе остаются дискуссионными вопросы о сущности и элементах рынка труда и его инфраструктуры, в том числе организационной. Всё это определило выбор темы диссертационного исследования.
Основная цель исследования состоит в определении сущности и роли инфраструктуры рынка труда в формировании новой культуры трудовых отношений, отвечающих специфике рыночной системы хозяйства, и в определении мер государственного регулирования рынка труда как следствия новой парадигмы инфраструктуры рынка труда.
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических и методических основ инфраструктуры рынка труда, выявлении ее специфических параметров, отвечающих рыночным условиям, тенденций развития, и разработке практических рекомендаций по регулированию рынка труда как следствие новой парадигмы инфраструктуры рынка труда.
Реализация данной цели требует решение следующих задач:
1. Проанализировать методологические подходы к оценке инфраструктуры рынка труда, ее элементов и функций, выявить новые особенности, соответствующие переходной экономике.
2. Исследовать социально-экономические предпосылки, условия и перспективы развития инфраструктуры рынка труда Свердловской области.
3. Выявить эффективные методы работы государственной и негосударственной служб занятости.
Объектом исследования выступает рынок труда Свердловской области и его инфраструктура.
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда
1.1. Понятие рынка труда
Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Каждое из этих определений (система отношений, пространство, механизм) подчеркивает существенные стороны понятия рынка труда и тем самым отражает его многогранность.
В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности.
Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.
Экономическими предпосылками рынка труда являются:
экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства, в том числе на землю;
свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме (сколько времени) ему трудиться;
свобода предпринимательской деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве с учетом регламентируемых форм предпринимательской деятельности.
Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила, выносливость, красота и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса. Однако социальному неравенству людей в обществе должна противостоять государственная система социальной защиты населения от безработицы, система пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др.
Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций:
а) организация встречи продавцов и покупателей труда;
б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
в) установление равновесных ставок заработной платы;
г) способствование решению вопросов занятости населения.
На рынке труда происходит первичное согласование интересов предпринимателей-работодателей и наемных работников. Стороны рыночных отношений договариваются об условиях труда, размере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осуществляется через систему социального партнерства путем заключения в стране, отраслях и регионах соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях — коллективных договоров.
Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффективность рынка труда являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики.
1.2. Сущность, особенности и структура рынка труда
Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка.
Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.
Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:
открытый рынок труда – это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.
Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.
Классификация рынков труда:
1. По пространственной протяженности и административно-
международный;
национальный;
региональный;
внутрифирменный.
2. Повременным параметрам:
текущий;
перспективный;
потенциальный;
прогнозируемый.
3. По степени эластичности:
гибкий;
жесткий.
4. По национальным моделям:
японская модель;
американская модель;
шведская модель.
5. По степени развития:
фрагментарный;
регулируемый; организованный;
нерегулируемый.
Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.
Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:
субъекты рынка;
юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;
рыночный механизм;
безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
инфраструктура рынка труда;
альтернативные виды деятельности.
Субъекты рынка труда:
К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).
1. Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы.
Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу - заключить контракт, получить работу.
2. Работодатели. К ним относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. Доля работодателей в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.
3. Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести:
функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;
разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;
защиту всех субъектов рынка труда;
регулирование рынка труда;
функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.
Государство в современной рыночной экономике выполняет активную роль, создавая условия ее развития.
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
отношения между наемными работниками и работодателями;
отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
отношения между субъектами рынка труда и государством.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:
1) Организация встречи работодателя и наемных работников.
2) Обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и наемными работниками.
3) Установление равновесных ставок заработной платы.
4) Решение вопросов занятости населения.
5) Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.
Юридические нормы и экономические программы
Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти.
Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.
Рыночный механизм – это важнейший компонент рынка труда.
Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение труда (рабочей силы), цену труда (цену рабочей силы), конкуренцию.
Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма, т.е. такое же название, как и на любом рынке ресурсов или товаров.
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней - является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка.
Инфраструктура рынка труда — это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.).
Альтернативные виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами.
1.3. Инфраструктура рынка труда
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.[1]
Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
Обычно отмечают, что главной социально-экономической функцией рынка труда является достижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей - создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью следует понимать полную и рациональную занятость.
Следует также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается всё население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.
Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:
содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации,
обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда,
осуществление профессиональной подготовки и переподготовки,
устанавливает контакты между работодателями и работниками
координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.
В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.
Особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:
сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
содействие территориальной и профессиональной мобильности;
участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
контроль за соблюдением трудового законодательства;
постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.
Биржа труда - наиболее развитая организационная форма существования рынка рабочей силы, занимающаяся посредничеством при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу.
Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-
Все услуги негосударственных служб занятости подразделяются на типовые и оригинальные. Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.
В процессе своей деятельности негосударственные структуры оказывают большой спектр услуг консультационного характера. Проводят работу, связанную с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных агентств в определенной степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.
Некоторые негосударственные службы занятости имеют свои печатные издания, в которых публикуется информация о свободных вакансиях.
Кроме рассмотренных выше государственных и негосударственных структур, на рынке труда определенную роль выполняют общественные организации, которые правомерно рассматривать в качестве элементов инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).
К элементам инфраструктуры рынка труда также следует отнести социальные и общественные фонды, финансирующие мероприятия по социальному страхованию и обеспечению занятости, а также информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.
Деятельность всех звеньев инфраструктуры рынка труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.
Таким образом, правомерно выделять следующие основные звенья инфраструктуры рынка труда:
1. Государственные службы занятости;
2. Негосударственная система занятости;
3. Кадровые службы предприятий и фирм;
4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды;
5. Информационные механизмы;
6. Нормативно-правовая база.
Что касается информационных механизмов и нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирования рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфраструктурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками - с другой стороны.
Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.
Все факторы, которые оказывают влияние на развитие инфраструктуры рынка труда, условно можно разделить на внешние и внутренние. Под внешними факторами следует понимать те, которые косвенным образом действуют на развитие инфраструктуры. Влияние внутренних факторов связано с изменением или развитием одного из элементов инфраструктуры рынка труда, введением новых институтов. В этом случае, в соответствии с необходимостью соблюдения принципа системности инфраструктуры, изменение одного из элементов влечет изменение других. К внешним факторам следует отнести и международные факторы.
2. Анализ системы инфраструктуры рынка труда Свердловской области
В качестве объекта исследования автор курсовой работы выбрал инфраструктуру рынка труда Свердловской области, т.к. Свердловская область - это крупная экономически развитая территория России с высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности, один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации.
По большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
Свердловская область образована 17 января 1934 года, административный центр - город Екатеринбург.
Территория: 194,3 тыс. квадратных километров.
На территории Свердловской области расположены 47 городов, 26 рабочих посёлков и посёлков городского типа, 1841 сельский населенный пункт. Местное самоуправление осуществляется на территории 94 муниципальных образований.
Таблица 1.
Распределение численности населения по полу и основным возрастным группам на 1 января 2010 г.
(чел.)
| Все население | в том числе | Из общей численности - население в возрасте | |||
мужчины | женщины | моложе | трудоспособном | старше | ||
Свердловская область | 4393797 | 2016673 | 2377124 | 699907 | 2730339 | 963551 |
Рисунок 1. Распределение численности населения Свердловской области основным возрастным группам
На начало 2010 года численность постоянного населения Свердловской области составляла 4393797 человек, в том числе мужчин – 2016673 чел., женщин – 2377124 чел. Городское население составляет 80% от общей численность населения, сельское население - 20%.
Государственная служба занятости населения является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
В настоящее время в структуру государственной службы занятости населения Свердловской области входят Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области, 43 государственных учреждения занятости населения Свердловской области, предоставляющие государственные услуги в области занятости жителям 73 муниципальных образований.
Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, в компетенцию которого входит осуществление полномочий в области занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. No 1032-1 (ред. от 23.07.2008 г.).
Департамент через государственные учреждения занятости населения обеспечивает оказание государственных услуг:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда в Свердловской области;
организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организацию проведения оплачиваемых общественных работ;
организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости населения;
выдачу работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.
Департамент организует:
разработку и реализацию ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учётом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сегодня служба занятости это хорошо оснащенная, развитая и отлаженная служба, услуги которой для граждан, ищущих работу, предоставляются бесплатно. Служба занятости населения Свердловской области достойно выполняет свою главную миссию – активного партнера и посредника между теми, кто ищет работу, и кто ищет необходимого работника, и занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по основным показателям активной политики занятости населения.
Благодаря успешной и высокоэффективной деятельности службы, уровень безработицы в Свердловской области один из самых низких в Российской Федерации. В 2007 году в Свердловской области численность граждан, трудоустроенных с помощью службы занятости, составила 177404 чел., получили услуги по профессиональному обучению 11528 чел., численность участвующих в общественных работах граждан составила 26765 чел, государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан была предоставлена 704 чел., из них организовали собственное дело 203 чел., трудоустроено несовершеннолетних граждан в летний период – 53626 чел.
Период становления Службы как структуры, осуществляющей государственную политику содействия реализации права граждан на труд, обеспечение занятости и социальной защиты от безработицы, сформировал команду высокопрофессиональных специалистов в области труда и занятости населения.
В целях выполнения задач, стоящих перед службой занятости, освоения новых технологий и дальнейшего развития проводится интенсивное обучение персонала по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обучение проводится в различных образовательных учреждениях – Уральская академия государственной службы, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Уральский межрегиональный филиал Всероссийского научно – исследовательского института охраны и экономики труда Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и других.
По данным Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области на 01 марта 2011 года государственными учреждениями занятости населения Свердловской области зарегистрировано 61513 человек, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (на 01 марта 2010 года – 104694 человека), в том числе незанятые трудовой деятельностью – 60991 человек (на 01 марта 2010 года – 103530 человек), из них безработные граждане – 54164 человека (на 01 марта 2010 года – 95371 человек). В течение февраля 2011 года в сравнении с январем 2011 года количество граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилось на 1013 человек, а численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан увеличилось на 1708 человек (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Численность незанятых и безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости в 2010-2011 гг., тыс. человек
Общая численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, классифицируемых по методологии МОТ как безработные, составила на 01 марта 2011 года – 211667 человек (на 01 марта 2010 года – 224668 человек).
Уровень общей безработицы по Свердловской области на 01 марта 2011 года составил 8,9% (на 01 марта 2010 года – 9,6%).
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, сократилась на 41207 человек, или на 43,2% (с 95371 человек на 01 марта 2010 года до 54164 человек на 01 марта 2011 года).
Уровень регистрируемой безработицы на 01 марта 2011 года составил 2,27% (на 01 марта 2010 года – 3,97%).
В феврале 2011 года за информацией о положении на рынке труда обратились 894 работодателя.
Рисунок 3. Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области в 2008-2010 гг., %
Доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных составила на 01 марта 2011 года – 25,6% (на 01 марта 2010 года – 42,4%, соответственно).
Рисунок 4. Доля численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, в общей численности безработных граждан в 2010-2011 гг., %
По состоянию на 01 марта 2011 года заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) составила 26974 человека – что на 38,5% больше, чем на 01 марта 2010 года (19472 человека). Вакансии по рабочим профессиям составили 70,0% от всех вакансий, заявленных работодателями, с оплатой выше прожиточного минимума по Свердловской области (6493 рубль для трудоспособного населения на I квартал 2011 года.) – 79,5%.
Коэффициент напряженности на 01 марта 2011 года составил 2,3 (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, к числу вакантных рабочих мест), в том числе 2,0 безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на одну вакансию.
На 01 марта 2010 года данные показатели составили 5,32 и 4,9.
В результате активной работы по содействию в трудоустройстве в течение февраля 2011 года нашли работу (доходное занятие) 6658 человек, из числа обратившихся в органы службы занятости с этой целью, на 4,3% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (6956 человек). Удельный вес граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, в численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составил в феврале 2011 года 47,8% и увеличился на 8,7 процентных пункта по сравнению с февралем 2010 года (38,8%).
В феврале 2011 года 135 человек закончили профессиональное обучение по направлению органов службы занятости (в феврале 2010 года – 92 человека).
В оплачиваемых общественных работах в феврале 2011 года приняли участие 1753 человека (в феврале 2010 года – 2376 человек), доля безработных граждан из их числа – 88,1%.
2.3. Некоммерческое партнерство «Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию»
Некоммерческое партнерство «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию» было создано как специализированная организация, направленная на оказание помощи в трудоустройстве лицам без определенного места жительства и лицам, вернувшимся из мест лишения свободы.
Таким образом, Бюро является своеобразным «кадровым агентством» для бездомных и других незащищенных категорий граждан.
Несмотря на то, что в качестве основного направления деятельности Бюро было определено содействие в трудоустройстве лицам, не имеющим определенного места жительства на территории Российской Федерации, в процессе работы стало очевидным, что только данным направлением деятельности организация ограничиться не может.
На протяжении нескольких лет вырабатывалась общая концепция деятельности. Вполне очевидно, что в связи с отсутствием у клиентов Бюро крыши над головой, кроме обеспечения их работой, необходимо помочь им в поиске подходящего жилья (хотя бы временного), с которого они смогут начать свое возвращение в нормальную полноценную жизнь. В целом, в процессе работы Бюро вскрывалась необходимость разработки новых направлений деятельности Бюро.
В настоящее время НП «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию» работает по следующим направлениям:
оказание помощи незащищенным категориям граждан в деле их трудоустройства и содействие в получении ими места временного проживания – основной вид деятельности организации;
сотрудничество с аппаратом Уполномоченного по правам человека Свердловской области и иных регионов России в деле защиты прав и законных интересов незащищенных категорий граждан;
сотрудничество с ГУФСИН России по Свердловской области в деле защиты прав и законных интересов, а также оказании социальной, правовой, благотворительной помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы;
сотрудничество с государственными органами и учреждениями, специализирующимися на оказании помощи незащищенным категориям граждан (в том числе органами социальной защиты населения);
сотрудничество с общественными организациями, в том числе правозащитными, чья деятельность направлена на оказание помощи незащищенным категориям граждан в деле защиты их прав и свобод;
участие в исследованиях по проблемам незащищенных категорий граждан;
реализация различных проектов, направленных на защиту законных интересов незащищенных категорий граждан.
Главная задача организации - не дать человеку уйти на социальное дно.
Основные цели деятельности Партнерства:
изучение общественного мнения по социальным и правовым вопросам, в том числе: содействие в трудоустройстве лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из исправительных учреждений;
содействие в получении места жительства лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из исправительных учреждений;
оказание юридической, социальной и иной помощи лицам без определенного места жительства, лицам, освободившимся из исправительных учреждений и иным категориям незащищенных граждан;
оказание юридической, социальной и иной помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Российской Федерации; развитие сотрудничества с государственными, общественными и иными органами, организациями и учреждениями, чья деятельность направлена на оказание помощи незащищенным категориям граждан;
проведение исследований по проблемам незащищенных категорий граждан с целью создания рекомендаций по их эффективному решению;
содействие созданию комплексного социально-реабилитационного центра для лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы в городе Екатеринбурге и иных городах Свердловской области;
подготовка предложений о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов незащищенных категорий граждан, а также подготовка предложение по созданию и реализации на практике комплексных программ, направленных на социальную поддержку данных категорий граждан.
Анализ обращений в организацию за период с 2004 по декабрь 2008 гг. Общее количество обратившихся 1862 человека, из которых:
2004 (июнь-декабрь) – 131 чел.
2005 (январь-декабрь) – 253 чел.
2006 (январь-декабрь) – 381 чел.
2007 (январь-декабрь) – 502 чел.
2008 (январь-декабрь) – 598 чел.
Основная категория людей, обратившихся в нашу организацию за помощью, - граждане трудоспособного возраста от 18 до 45 лет (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Возрастная категория обратившихся в НП «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию»
Практика показывает, что большее количество людей, попавших в экстремальную жизненную ситуацию – ранее судимые (см. рисунок 6)
Рисунок 6. Наличие (отсутствие) судимости
Как видно из представленной диаграммы, география обратившихся в НП «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию» довольно обширна. Люди приезжают не только из других областей РФ, но и из стран СНГ.
Рисунок 7. Географическая карта.
Подопечные «Бюро…» работают на строительных объектах г. Екатеринбурга и других городов Свердловской области.
Все клиенты «Бюро…» проживают в благоустроенных вагончиках на территории строительных объектов, где им предоставлены все необходимые условия для повседневной жизни.
2.4. Кадровое агентство «Карьера»
Агентство успешно работает на рекрутинговом рынке Екатеринбурга с 1991 года и является одной из первых российских структур, оказывающих услуги по подбору персонала.
С первых дней кадровое агентство уделяет первоочередное внимание созданию и постоянному совершенствованию технологии работы и качеству оказываемых услуг. Агентству удалось эффективно адаптировать богатый зарубежный опыт рекрутинга к российским условиям.
Прогрессивное видение и социально-ответственное отношение к бизнесу позволило построить хорошие отношения с органами власти всех уровней, в интересах которых компания выполняла заказы по трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу.
Созданию технологии по временному трудоустройству помогло активное сотрудничество с Российским комитетом по делам молодежи, областным комитетом по делам молодежи, городским комитетом по делам молодежи, областным и городским центром занятости населения, профсоюзными организациями студентов Вузов области. Организованное таким образом партнерство позволяло трудоустраивать в Екатеринбурге до 8 000 человек в год, и до 50 000 человек в год — в Свердловской области.
Многолетний опыт работы, тесное взаимодействие с российскими и зарубежными коллегами, широкими предпринимательскими кругами, государственными и местными органами власти, участие в профессиональных сообществах, постоянное совершенствование и обучение позволяет агентству адекватно оценивать существующую ситуацию на рынке и качественно оказывать услуги клиентам.
База данных: более 35 000 кандидатов
Количество клиентов: более 500
Повторные обращения со стороны клиентов: 52% от общего числа заказов
Одновременно в работе находится в среднем более 50 заявок
КПД кадрового агентства (отношение количества успешно выполняемых заказов к количеству принятых к исполнению): 0,85
Процент замен (замена — повторный поиск кадровым агентством нового кандидата в случае неудачного прохождения гарантийного срока ранее принятого на работу кандидата): 3%
45% — иностранные компании
55% — российские компании
Индивидуальный подход к запросам клиента
Максимальная конфиденциальность взаимоотношений
Высокое качество услуг с представлением гарантий
Соответствие цены и качества услуг
Строгое соблюдение этических стандартов
Агентство «Карьера» издает собственные еженедельные газеты «Работа Урал» и «Работа Град», что позволяет более продуктивно обеспечивать поиск кандидатов для клиентов. Наши издания являются достаточно эффективным способом поиска специалистов различного уровня и квалификации для широкого круга работодателей.
Агентство «Карьера» создало успешный рекрутинговый интернет-проект «Работа Град». Благодаря этому порталу мы каждый день оказываем реальную поддержку более чем 7 000 посетителям в вопросах поиска работы или поиска персонала. Ресурсы нашего портала позволяют нам быстрее остальных находить подходящий по своим качествам персонал для наших клиентов.
2.5. Центр содействия трудоустройству УрГПУ
Центр создан в 1998 году, занимается обеспечением вторичной занятости студентов, трудоустройством выпускников, развитием студенческого отрядного движения в УрГПУ.
Основной задачей Центра является содействие трудоустройству студентов и выпускников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. С 2004 года Центр содействия трудоустройства является структурным подразделением Управления социальной работы и осуществляет следующую деятельность:
1. Консультирование по вопросам трудоустройства
предоставление информации о состоянии рынка труда Екатеринбурга
обучение навыкам самопрезентации
проведение лекций, индивидуальных и групповых занятий по технологии трудоустройства
2. Аналитическая работа
сбор данных и подготовка статистических отчетов по трудоустройству
анализ востребованности на педагогическом рынке труда
изучение интересов студентов и выпускников, касающихся трудоустройства
3. Информационная и координационная работа
поиск вакансий, работа по заявкам работодателей
работа с предприятиями, образовательными учреждениями, управлениями образования, центрами занятости по вопросам трудоустройства
организация презентаций, ярмарки вакансий
Ежегодно центр проводит ярмарку вакансий для студентов (осень) и выпускников (весна). Цели мероприятия:
Предоставить студентам и выпускникам информацию о существующих вакансиях.
Содействовать муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям и другим работодателям в удовлетворении их потребности в кадрах.
Создать условия для контакта работодателей и студентов.
На Ярмарке вакансий каждый студент и будущий выпускник имеет возможность:
Узнать информацию о работе, организации-работодателе из непосредственного общения с ее представителем
Оставить свое резюме в нескольких компаниях-работодателях
Познакомиться с информацией о потребности в педагогических кадрах Свердловской области
2.6. Федерация профсоюзов Свердловской области
Федерация профсоюзов Свердловской области - составная часть общероссийского профсоюзного движения и является членской организацией ФНПР.
Главная задача профсоюзов - защита социально-экономических интересов и трудовых прав наемных работников. Одно из направлений в решении этой задачи - развитие социального партнерства на всех уровнях: областном, отраслевом и внутри каждого коллектива.
Профсоюзы области постоянно взаимодействуют с комитетами Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по разработке законопроектов социальной направленности, с Государственной инспекцией труда по контролю и надзору за исполнением трудового законодательства и по охране труда.
Сегодня Федерация профсоюзов сотрудничает с региональным отделением Фонда социального страхования по оздоровлению трудящихся и членов их семей. Ведет совместную работу с территориальным Фондом обязательного медицинского страхования по обеспечению работающих граждан государственными гарантиями по обязательному медицинскому страхованию, с отделением Пенсионного фонда по Свердловской области по реализации пенсионной реформы и защите пенсионных прав застрахованных работников.
Отраслевые профсоюзные организации, объединенные в Федерацию профсоюзов Свердловской области, благодаря единым, солидарным действиям имеют возможность эффективно решать социально-экономические задачи в своих отраслях - защищать интересы человека труда.
В структуре аппарата ФПСО работают: организационный отдел, отдел социально-трудовых отношений, отдел по социальным гарантиям и информации, юридический отдел, финансовый отдел, отдел по управлению профсоюзным имуществом и хозяйственному обслуживанию.
Сегодня Федерация профсоюзов области объединяет 39 членских организаций отраслевых профсоюзов с общей численностью 1 миллион человек.
Действуя в интересах трудящихся, развивая систему социального партнерства и демократии в общественной жизни и на производстве, консолидируя усилия профсоюзных организаций, используя все законные средства, Федерация профсоюзов Свердловской области, областные и территориальные комитеты (советы) профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, организаций, учреждений свою практическую деятельность сосредоточат на следующих направлениях:
В предстоящие пять лет профсоюзам Свердловской области, реализуя свою главную задачу – защита социально-трудовых прав и интересов наемных работников, предстоит действовать с учетом следующих факторов:
интенсивное развитие мирового процесса глобализации и перетока капитала в страны с дешевой рабочей силой, со слабым социальным и трудовым законодательством, ограниченными правами профсоюзов;
вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО);
продолжение концентрации средств производства в вертикально интегрированных хозяйственных структурах – холдингах, компаниях;
активная реструктуризация предприятий с выделением в самостоятельные юридические лица непрофильных и вспомогательных производств, разделение предприятий на несколько фирм, работодатели которых не заинтересованы в создании новых профсоюзных организаций или препятствуют деятельности существующих;
приход в область международных торговых сетей и транснациональных компаний;
возникновение и распространение трудовых отношений трехстороннего характера (заемный труд);
усиление процесса коммерциализации отраслей бюджетной сферы.
Исходя из этих особенностей предстоящего периода, действуя в интересах трудящихся, развивая систему социального партнерства и демократии в общественной жизни и на производстве, консолидируя усилия профсоюзных организаций, используя все законные средства, Федерация профсоюзов Свердловской области, областные и территориальные комитеты (советы) профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, организаций, учреждений свою практическую деятельность направят на решение следующих основных задач:
совершенствование и повышение эффективности профсоюзной деятельности по защите прав и интересов работников в области оплаты и нормирования труда, занятости, повышения квалификации и переподготовки при угрозе сокращения;
сохранение действующих социальных льгот и гарантий, развитие негосударственного пенсионного страхования;
развитие всех видов обязательного социального страхования на основе реализации страховых принципов;
оказание правовой помощи членам профсоюзов, содействие в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.7. Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Направления деятельности:
1. Пособия, выплачиваемые Фондом:
Пособие по временной нетрудоспособности
Пособие по беременности и родам
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)
Пособие при рождении ребёнка
Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет
Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет
Пособие на погребение
2. Экспертиза нетрудоспособности.
3. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.
6. Обеспечение отдельных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение.
3. Основные направления по повышению эффективности функционирования инфраструктуры ранка труда Свердловской области
Рынок труда в Свердловской области несбалансирован. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической. Существуют как трудоизбыточные регионы, так и районы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов. Ощущается острая нехватка рабочих и специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице.
Все эти трудности могут быть преодолены при организации подлинной конкурентной среды на основе приватизации, при реальной повсеместной отмене прописки, создании рынка жилья и действенной системы государственного регулирования занятости.
Вследствие многообразия рыночных регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в регулировании со стороны государства. Основные направления государственного регулирования рынка труда:
1) создание новых рабочих мест в государственном секторе;
2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
3) перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в районы с недостатком рабочей силы;
4) содействие найму рабочей силы (создание государственных служб занятости, частных посреднических фирм, региональных и межрегиональных банков вакансий рабочих мест, обеспечение максимальной доступности информации о рынке труда и т.д.);
5) оказание поддержки частному предпринимательству.
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.
Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей . Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.
Таким образом, практика показывает, что региональные власти рассматривают фонды занятости как дополнительный источник финансирования мероприятий по проведению региональной политики, не всегда связанных с безработными и их социальной защитой. И чем ниже уровень безработицы в регионе, тем больше вероятность использования средств фонда не по назначению.
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Контроль за расходованием средств должен осуществляться финансовыми органами совместно с представителями региональных служб занятости, в ведении которых находится фонд занятости, и общественными организациями (например, профсоюзами). Приоритетом в период экономического спада должна быть не высокозатратная при малой отдаче активная политика (в тех формах, в которых она осуществляется сейчас), а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы, то есть страхование риска остаться без работы.До возникновения такой системы источники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда следует "развести" во времени и в пространстве. Проведение активной политики должно быть прерогативой государства, а не фонда занятости, поскольку она требует значительно больших затрат на создание рабочих мест, организацию институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но и всего экономически активного населения. В ведении ФСЗ и фонда занятости в настоящее время целесообразно оставить только те ее формы, которые установлены Законом о занятости, а в перспективе перейти к частичному финансированию государством и этих форм.
Пассивная политика могла бы опираться на систему социального страхования от безработицы с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п.
Если следовать указанным критериям, то вне сферы социального страхования оказываются выпускники школ, ПТУ, техникумов и вузов без стажа работы, домохозяйки, беженцы и вынужденные переселенцы из стран СНГ и т.п., то есть лица, не участвовавшие в формировании страховых фондов. Названные категории населения должны быть объектами материальной поддержки соответствующих служб - миграционной, социального обеспечения, поддержки малоимущих и т.п.
Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов.
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
«сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
полная объективность оценочных показателей;
использование действующих форм учета и отчетности.
Критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки деятельности службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе, в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми месяцев;
уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирования рынка труда.
Заключение
Совершенство и недостатки трудового законодательства находят прямое отражение в работе Государственных департаментов службы занятости. Требуется согласованность и системная работа как с безработными, так и с подрастающим поколением, в силах департамента создать информационную среду воссоздающую общую картину труда в государстве. Это поможет избежать личных трагедий в жизни многих, сократить количество ненужных людей. Обучить быть гибким и способным переучиваться, быть морально готовым к этому.
Проблема занятости населения тесно связана с удовлетворением одной из важнейших социальных потребностей человека и самой главной из них – потребности в самореализации и свободном развитии. Эффективно участвуя в решении данной проблемы, служба занятости населения Свердловской области вносит весомый вклад в формирование прогрессивных тенденций экономического и социального развития Свердловской области.
В качестве комплекса основных практических мер по повышению эффективности функционирования рынка труда автор курсовой работы предлагает следующее.
1. Усилить роль государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняются труд и здоровье людей.
2. Предприниматели и государство должны видеть в человеке наемного труда не только рабочую силу, а прежде всего личность с постоянно растущими материальными и духовными потребностями.
3. Отменить устаревшие законодательные акты о труде, а также дать право регионам менять или вносить поправки в федеральные законы.
4. Развивать систему подготовки работников за счет средств федерального и муниципального бюджетов и корпораций.
5. Хозяйственный механизм повышения эффективности рынка труда должен обязательно включать в себя планирование, регулирование и контроль за использованием трудовых ресурсов.
6. Формировать развитую систему мотивации к трудовой деятельности.
7. Усилить социальную ответственность в реализации следующих направлений: развитие и профессиональная подготовка персонала; охрана здоровья, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение; обеспечение безопасности условий труда; организация детского отдыха; поддержание развития пенсионных и жилищных программ.
Таким образом, подобно всем процессам, протекающим в обществе, формирование и развитие рынка труда – не самодостаточное явление. Это зеркало, отражающее положение в экономике, политике и идеологии данного общества. Успешная реализация предлагаемого комплекса мероприятий позволить повысить эффективность функционирования инфраструктуры рынка труда.
Список используемой литературы
1. Адамчук В.В., Томашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: Бином-Пресс, 2005. – с 12-68.
2. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2007 . – 479 с.
3. Волгин Н.А.. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. - 280 с.
4. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2007. – 584с.
5. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).
6. Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006 – 268с. – (Высшее образование).
7. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000
8. Шлендер П. Э. Рынок труда: учебное пособие. – М.: ВЗФЭИ, 2004
9. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»
10. Закон «О регулировании рынка труда в Российской Федерации»
11. Трудовой кодекс
12. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010. – 813 с.
13. http://ru.wikipedia.org
14. Ежеквартальный журнал Федеральной службы государственной статистики Quarterly Magazine of Federal State Statistics Service, № 1(76)2011
15. http://www.szn-ural.ru
16. http://sverdl.gks.ru/default.
17. www.fnpr.org/
18. fss.ru/region/ro66/about/
19. git66.rostrud.ru/gitwork/
20. http://www.buro-potapenko.ru/
34
[1] Рынок труда и доходы населения./Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. - 280 с.
Информация о работе Анализ системы инфраструктуры рынка труда территории