Анализ процессов принятия решений в таможенной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 изучение теоретических основ системы управления рисками;
 изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
 анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc2.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

- разработка программного обеспечения формирования аналитической отчетности по результатам применения мер по минимизации рисков на основе информации, содержащейся в центральной базе данных ЕАИС  таможенных органов.

              Четвертый этап внедрения системы управления рисками – «Торговая модель». Указанный этап запланирован к реализации в 2008 году. Планируется ввести в действие Национальный центр системы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Франция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной торговой организации.

 

2.2 Система управления рисками в Федеральной таможенной

службе Российской Федерации

1)Российская таможенная служба играет ключевую роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, которые:

а) имеют устойчивый характер;

б) связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

в) подрывают конкурентоспособность отечественного производителя.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.):

-   таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

-   при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

-   таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

-   таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Основными задачами системы управления рисками являются:

                  создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

                  разработка методик (программ) по выявлению рисков;

                  определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

                  выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

                  оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

                  определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

                  разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

                  разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

                  контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

                  оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

                  накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля[7].

2.3 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля

Регламентирован рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

-область риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

-индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;

-профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.

Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:

-  использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

- использование информационно-технических  и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;

- использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не  в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.

Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

- контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;

- контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;

- валютный контроль;

- контроль таможенной стоимости;

- контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечением уплаты таможенных платежей;

-  контроль таможенного транзита;

-  контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;

-  формирование таможенной статистики;

-  правоохранительная деятельность.

Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:

1.      Базы данных электронных копий:

1) грузовых таможенных деклараций;

2) уведомлений о направлении товаров;

3) деклараций таможенной стоимости (ДТС);

4) корректировки таможенной стоимости (КТС);

4) таможенных приходных ордеров (ТПО);

5) электронных журналов;

6) центральный реестр участников ВЭД;

7) справочники НСИ.

2.      Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:   

1) с  Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);

2) с ГТС Украины;

3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;

4)  с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);

5) с министерствами, федеральными службами и агентствами (по мере заключения соответствующих соглашений).

3.      Специализированные базы данных:

1) паспортов сделок;

2) валютного контроля;

3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;

4) информации об административных правонарушениях.

4.      Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.

5.      Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.

6.      Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности  таможенных органов и служебных проверок.

7.      Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.

Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России.

В аналитической работе используются традиционные математико - статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:

1.      В отношении таможенных органов:

1) регионы Российской Федерации;

2) таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление и выпуск;

3) таможенные органы, расположенные в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;

4) соответствующие должностные лица.

2.      В отношении участников внешнеторговой деятельности:

1) перевозчик;

2) таможенный брокер;

3) таможенный склад, склад временного хранения;

4) вид транспорта, номера транспортных средств;

1) декларант;

2) отправитель;

3) получатель товара.

3.      В отношении товара:

1) код в соответствии с ТН ВЭД;

2) страна происхождения;

3) страна отправления;

4) иные показатели.

Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:

1. Общероссийский - действует на всей таможенной территории России.

2. Региональный - действует в регионе деятельности одного РТУ.

3. Зональный - действует в регионе деятельности одной таможни.

Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:

- общероссийский – руководитель ФТС России или лицо им уполномоченное;

-  региональный – заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.

- зональный – начальник Главного управления организации таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды:

-  краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);

Информация о работе Анализ процессов принятия решений в таможенной системе