Анализ процессов принятия решений в таможенной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 изучение теоретических основ системы управления рисками;
 изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
 анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc2.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Основными элементами системы управления рисками являются:

1) Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

-   статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

-   о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

-   поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

-   о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

-   о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

-   о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

-   о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

        - о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

-   о транспортных логистических схемах.

2) Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

-   совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

-   таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

-   объектов анализа;

-   критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

-   индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

-   оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3) Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

-   прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

-   анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4) Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку[6].

Выводы по  первой главе:

1.                  Риск – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведение какой-либо экономической операции.

2.                  Риск в таможенном деле играет большую роль. Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню;


Глава вторая. Сущность и роль системы управления рисками в

таможенных органах

2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах

1). Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

Первый этап внедрения системы управления рисками – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

Второй этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).

Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:

- систематизация деятельности подразделений ФТС России по внедрению системы управления рисками;

- стандартизация оборота документов и информации при применении системы управления рисками;

- упорядочение проводимой работы по анализу информации;

-  выявление причин и фактов несоблюдения таможенного законодательства;

- применение мер по повышению эффективности таможенного контроля;

- установление механизма взаимодействия структурных подразделений ФТС России, РТУ, таможен по выявлению рисков;

-  формирование профилей рисков и системы контроля за их применением;

- разработка единообразных методик анализа информации для определения областей и индикаторов риска;

- разработка и экспериментальное внедрение информационно-технического обеспечения системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля.

При этом, в основе мероприятий организационно - правового характера лежали разработка положения об отделе координации и применения системы управления рисками ГУОТК ФТС России и типовых положений координирующих подразделений РТУ и таможен, а также внесение изменений в положения о подразделениях ФТС России и соответствующие должностные инструкции в части прав, обязанностей и ответственности при применении системы управления рисками. Одновременно осуществлялись мероприятия направленные на:

- проведение анализа существующих правовых актов в области таможенного дела на предмет их актуальности при применении системы управления рисками;

- разработку технологии взаимодействия таможенных органов всех уровней при применении системы управления рисками;

- разработку форм доведения профилей рисков до таможенных органов, также способы обратной связи (информирование вышестоящих органов о применении соответствующих форм таможенного контроля);

- оптимизацию существующих и разработку новых методик обработки информации в целях выявления рисков, в том числе с использование новых программных средств;

- разработку методик оценки эффективности применяемых форм таможенного контроля.

Информационно - техническое обеспечение системы управления рисками строится на:

- анализе существующих программных средств на предмет возможности их использования в системе управления рисками;

- анализе существующих в ЕАИС ФТС России информационных потоков и данных в целях их использования в системе управления рисками;

- модернизации существующих, а также разработке и внедрении новых программных средств для обработки информации в целях выявления рисков;

- организации сбора, обработке, рассылке, хранении и анализе информации об участниках внешнеторговой деятельности путем формирования Центрального реестра субъектов ВЭД.

Третий этап внедрения системы управления рисками - «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС  России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:

1.      Организационные мероприятия - внесение изменений в типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21 октября 2004 года, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).

2.      Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:

- составление перечня правовых актов ГТК и ФТС России, РТУ и таможен, противоречащих Концепции системы управления рисками, и представление соответствующих отчетов руководству ФТС России;

- подготовка на базе отмененных правовых актов соответствующих (проектов) профилей рисков;

-  разработка и доведение профилей рисков до таможенных органов;

- анализ информации, содержащейся в отчете о результатах применения прямых мер по минимизации рисков;

- разработка соответствующими подразделениями ФТС России методик обработки результатов применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

- оптимизация существующих и разработка новых методик обработки информации, содержащейся в ЕАИС ФТС России, в целях выявления рисков, в том числе с использованием программных средств;

- разработка единой методики оценки эффективности применяемых форм таможенного контроля, содержащейся в профилях рисков;

- разработка порядка взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями координации и применения системы управления рисками;

- подготовка и издание таможнями, РТУ и подразделениями ФТС России целевых методик по выявлению рисков, в том числе в разрезе типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска;

- подготовка предложений и проведение работы по обеспечению принципа выборочности, применения соответствующих форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров, транспортных средств, документов и лиц.

3.      Мероприятия по информационно-техническому обеспечению направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:

- анализ научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях использования их результатов в системе управления рисками;

- анализ существующих в Единой автоматизированной системе ФТС России информационных потоков и данных в целях их применения при реализации системы управления рисками;

- анализ существующих программных средств на предмет возможности их использования в системы управления рисками, подготовки предложений о необходимости их модернизации, интеграции  с другими программными средствами либо о прекращении их использования;

- модернизация существующих, а также разработка и внедрение новых программных средств для реализации методик обработки информации в целях выявления рисков;

- сбор, обработка, хранение и доведение до таможенных органов информации об участниках внешнеторговой деятельности, содержащейся в центральном реестре субъектов ВЭД, а также выработка рекомендаций по ее применению при осуществлении таможенного контроля;

- реализация пилотных проектов в рамках создания системы управления рисками (формирование и актуализация профилей рисков в электронном виде, а также разработка программного средства, позволяющего в автоматизированном режиме осуществлять выявление рисков на основе подготовленных методик и назначать проведение таможенного досмотра с применение генератора случайных чисел);

Информация о работе Анализ процессов принятия решений в таможенной системе